nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Откуда фразеологизм «кто не работает, тот не ест»? Придумать пословицы или поговорки о работе и рабочем Спит работа идет поговорка

Правда, звучал он несколько иначе: «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь». И сказал это - апостол Павел.

Дело было так. Проповедь апостола о втором пришествии Христа произвела на некоторых жителей македонского города Фессалоники столь сильное впечатление, что они бросили свои дела и стали ждать конца света. Перестав работать и отказавшись от всякого участия в мирской жизни, они принялись жить за чужой счет. И тогда апостолу Павлу пришлось написать им особое письмо, которое затем вошло в состав Библии как «Второе послание к Фессалоникийцам». В нем Павел призывал одуматься бросивших работу христиан.

При этом апостол приводил в пример себя и своих сподвижников. «Мы, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременять кого из вас». Действительно, путешествуя с проповедями из города в город Павел никогда не жил за счет других. Всюду он устраивался на работу и сам добывал себе пропитание. Его пример был призван убедить и других христиан поступать по совести, а не объедать ближних.

Со справедливостью слов апостола «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь» поспорить сложно.

Поэтому неудивительно, что и большевики, мечтавшие построить на земле коммунистическое царство справедливости, взяли у христиан эту простую и ясную истину: «Кто не работает тот не ест».

Кто не работает, тот не ест — слова апостола Павла в его втором обращении к Фессалоникийцам (Солунянам) .

6. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
7. ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
8. ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, —
9. не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
12. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб

Фессалоникийцы — жители города Фессалоники (нынче — Салоники), расположенного на северо-востоке Греции, на побережье Эгейского моря. Основал город македонский царь Кассандр в 315 году до н. э. Название дал в честь своей жены Фессалоники. Благодаря удачному местоположению Фессалоники играли значительную роль в торговле Греции со с ранами Малой Азии и Причерноморья, потому город всегда отличался богатством. Сегодня Салоники — второй по величине город Греции

В своем стремлении привлечь к учению Христа как можно больше народа апостол Павел прибыл в Фессалоники в первом же своем проповедническом путешествии в Европу. Проповедовал Павел в синагоге для иудеев и вне её стен — для язычников. Рассказывая об учении Христа, Павел, видимо, несколько недооценил силу воображения жителей и мощь своего апостольского слова, потому после его отъезда в городе начали множится слухи, что пришествие Христа будет вот-вот. В результате одних жителей предстоящее жутко пугало, другие, побросав дела, ожидали чуда, и все вместе как бы тронулись умом. Павел узнал об этих настроениях и отправил свое второе послание к солунянам (Фессалоники — Солунь в старо-славянском), в котором призывал их успокоиться и жить, как жили, работать, трудиться, ибо только труд дает средства к существованию. Так что мысль Павла «кто не работает, тот не ест» была немудрена. А идеологическое, всеобъемлющее свойство приобрела уже в наше время.

Аналоги поговорки «кто не работает, тот не ест»

  • Не потрудиться, так и хлеба не добиться
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи
  • Работать не заставят, так и есть не поставят
  • На полатях лежать, и ломтя не видать
  • Чего наберешь, то и понесешь
  • Горька работа, да хлеб сладок
  • У ленивого что на дворе, то и на столе
  • Работай до поту, так поешь в охоту
  • Что умолотишь, то и в засек положишь
  • На чужую работу глядя, сыт не будешь

    Применение фразеологизма «кто не работает, тот не ест»

    - «Я - женщина нерабочая, у меня от польской работы в голове делается кружение… - Скажите, какая вы нежная! Тогда гуляй себе, но хлеба не получишь. У нас «кто не работает, тот не ест!» (Шолохов «Поднятая целина»).
    - «В нетронутых, сияющих снегах стоял Страстной монастырь, безмолвный, с большой красной надписью: «Кто не работает, тот не ест» на красных приземистых стенах» Каверин «Освещенные окна»).
    - «Приказ был такой - за каждый надоенный литр - сто граммов муки. Дала корова десять литров- получай кило… Дала пятнадцать-получай полтора. Такая была заведена коровная сдельщина: кто не доится, тот не ест» (Е. Носов «Пятый день осенней выставки»).
    - «Кто не работает, тот не должен есть» - вот основное, первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью» (Ленин «Удержат ли большевики государственную власть?»)
    - «Буржуазия срывает твёрдые цены, спекулирует хлебом, наживает по сто, по двести и больше рублей на пуд хлеба, разрушает хлебную монополию и правильное распределение хлеба, разрушает взяткой, подкупом, злостной поддержкой всего, что губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: «кто не работает, тот да не ест» (Ленин «О голоде (письмо к питерским рабочим»)

    Кто не работает, тот не ест

    (Сербская народная сказка )
    У короля Матии была красавица дочь, но с ленцой: никогда ничего не делала, да и не умела делать, день-деньской сидела перед зеркалом и любовалась собой. Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он ее и замуж выдаст. Время идет да идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны. И вот встретился им как-то парень - пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал все по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привел он королевну домой. Мать выбежала навстречу, дивится на прекрасную девушку. На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин, а сын спрашивает:
    - Кто сегодня работал, мать?
    - Я и ты,- отвечает она.
    - Ну, кто работал, тот и есть может.
    Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день все так же было.
    На третий королевна и говорит свекрови:
    - Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела.
    Та велела ей наколоть дров. Вечерело. Сели за ужин, а парень снова спрашивает:
    - Кто сегодня работал, мать?
    - Мы трое: я, ты и королевна.
    - Ну, кто работал, тот и есть может. И все трое поужинали. Так, понемногу, королевна научилась работать.
    Через три года приезжает король проведать дочку. Видит - работает она дружно со свекровью. Обрадовался и говорит:
    - Как, и ты научилась работать?
    - А как же,- отвечает королевна,- у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, пойди-ка наколи дров.
    Король привез дочери и зятю много подарков, погостил, а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял, как родного сына, обещал еще при жизни передать ему королевство.

    Кто не работает, тот ест

  • Роман Маханьков

    Таким образом, слова «кто не работает, тот не ест» устойчиво ассоциируются с социалистической системой, а их автором многие до сих пор считают Владимира Ильича Ленина. Но вождь мирового пролетариата не выдумал эту фразу, а позаимствовал ее из Библии. Ведь он – выпускник гимназии и университета – изучал Священное Писание и, скорее всего, хорошо знал, что слова «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» принадлежат апостолу Павлу. Удивительно, но, цитируя и используя слова Апостола в коммунистической доктрине, ее идеологи умудрялись одновременно критиковать их в антирелигиозных изданиях. Например, в учебниках советского времени говорилось примерно следующее: фраза апостола Павла «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» – это обычная в рабовладельческом обществе формула рабской трудовой повинности. Такой вот парадокс: одна и та же мысль выносится на лозунги и одновременно объявляется проповедью рабской морали…

    Так когда же и при каких обстоятельствах эти слова были произнесены? Кому они были сказаны и какой смысл вкладывал в них автор?

    Истории этой почти две тысячи лет. В начале 50-х годов I столетия по Р.Х. в македонский город Фессалоники (нынешние греческие Салоники) приходит апостол Павел с проповедью христианства. От него фессалоникийцы впервые слышат о Христе: о Его Воскресении, Втором пришествии и будущем всеобщем телесном воскресении . И, несмотря на то, что для самой «продвинутой» в то время древнегреческой философии телесное воскресение было абсурдом (ведь античный мир жил под сократовским девизом: «тело – темница души»), несмотря на изумление и насмешки языческой интеллигенции , вокруг Апостола в Фессалониках очень быстро образуется христианская община.

    Впоследствии апостол Павел с большой любовью и теплотой отзывался о ней, но даже под таким духовным руководством фессалоникийские христиане не были застрахованы от заблуждений.

    Проповедь апостола Павла о втором пришествии Христа произвела настолько сильное впечатление на верующих, что многие стали ждать Спасителя уже буквально со дня на день. По словам Апостола, масла в огонь подлила странная ситуация с подметными посланиями, написанными якобы от его имени Павла. К этому добавилась неистовая проповедь экзальтированных людей, которых называет обычно лжепророками. Многие христиане, услышав и поверив, что Второе пришествие уже наступает, бросили работу и самые необходимые для человека заботы.

    Узнав об этом, Павлу пришлось взять чернила, папирус и объяснить новообращенным христианам очевидные для апостолов вещи. Так появилось письмо, позднее вошедшее в Новый Завет под названием «Второе послание к Фессалоникийцам».

    Мысль, изложенная в Послании, такова. Господь придет, конечно, внезапно и, возможно, придет скоро. Но есть признаки приближения Второго пришествия: исторические и духовные события, которым суждено произойти прежде. Ведь цель Господа состоит вовсе не в том, чтобы Своим внезапным появлением застать врасплох как можно больше людей, а в том, чтобы человек, зная признаки пришествия Христа, несмотря ни на что остался Ему верным. Во втором послании к Фессалоникийцам, как о главном признаке скорого Пришествия, Апостол говорит о появлении антихриста и массовом отступлении людей от веры в Христа.

    Напомнив христианам признаки Второго пришествия, Апостол пишет: завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (глава 3, стихи 6-12).

    Удивительно, каким образом умудрялись эти слова истолковать как формулу рабской трудовой повинности, ведь контекст совершенно противоречит такому пониманию! Безусловно, Апостол не был сторонником праздности, но из контекста послания видно, что эти строки изначально предназначались не строителям социализма или античным рабам, а христианам, которые нетрезво относились к ожиданию второго Пришествия Христа.

    Кроме того, у Апостола – это личное обращение к конкретным людям, которые неправильно его поняли. У Ленина же – это доктрина. А вот доктрина уже не просит, а требует . Именно поэтому, например, Иосиф Бродский – поэт, переводчик и филолог, попал в ссылку, потому что не нашел себе места в той «табели о рангах», которая в советское время отделяла трудящихся от «тунеядцев». Согласно этой доктрине под ударом оказывались очень многие: интеллигенты, духовенство, инакомыслящие, словом, все те, чей труд, по мнению государства, не был «общественно полезен». И у этой государственной доктрины мало общего с призывом апостола Павла.

    Такова история первого заблуждения. Но есть и второе. В наши дни очень часто можно услышать о людях, которые бросают свои семьи, работу и уходят в какую-нибудь псевдохристианскую секту, «предрекающую», что Второе пришествие будет, например, «во вторник, пятого декабря». В эту же секту отправляется имущество граждан. В итоге человек остается без всего, Спаситель не приходит, а «братья» под разными предлогами назначают новую дату Пришествия. И новые сотни адептов распродают все нажитое, расстаются с близкими, прекращают трудиться, вроде бы, под благовидным предлогом. Апостол Павел отбирает у них этот предлог, заявляя, что нет оправдания для безделья, оправдания, пусть даже и с самыми благочестивыми мотивами. Апостол ясно говорит, что апокалиптическая истерия, наподобие той, которая две тысячи лет назад охватила Фессалоники – это не духовный порыв, не смирение перед Богом, а ни что иное, как «суета» и «бесчинство».

    Слушающие новоявленных пророков, именем Христа зовущих все бросить и толпой ждать Спасителя такого-то числа во столько-то часов, подчиняющиеся им – заблуждаются. Почему? Читайте послания апостола Павла…

    Были бы руки, а работу дадут.Работай до поту, так и поешь в охоту.У работающего в руках дело огнем горит.Горька работа, да хлеб сладок.Бортник горек, да мед его сладок.Работе время, а досугу час.В полплеча работа тяжела, оба подставишь - легче справишь.Глаза глядят, а руки делают.Работа - с зубами, а лень - с языком.Была бы охота - наладится всякая работа.Работа огородная, да слава всенародная.Работай боле - тебя и помнить будут доле.Рукам работа - душе праздник.По готовой работе обед вкусней.Заработанный ломоть лучше краденого каравая.Кто толчет, тот и хлеб печет.Добрые люди день начинают работой.Думай к вечеру, а делай поутру.Когда живется весело, то работа спорится.Кто не работает, тот не ест.Ест до поту, а работает - лишь бы не замерзнуть.Работай смелее - будешь жить веселее.Сегодняшней работы на завтра не откладывай.Руки работают, а голова кормит.Рано вставши больше поработаешь.На охочего работника дело найдется.Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.У кого работа, у того и хлеб.Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.Рубит в два топора, да работа не спора.Рядись, не торопись, а работай - не ленись.Здоров на еду, да хил на работу.Человек велик трудом.Пошла работа - день мал.За любую работу берись с охотой.Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.Бог трудников любит.Кончил дело - гуляй смело.Дело мастера боится.Делу время - потехе час.Под лежачую колоду вода не течет.От скуки на все руки.Любимая работа, как любимая жена, не опостылет.Глаза страшатся, а руки делают.Лиха беда-начало.Куй железо пока горячо.Доброе дело спасет душу и тело.Ремесло за плечами не носит.Работать не за страх, а за совесть.Руби дерево по плечу.От работы не будешь богат, а будешь горбат.От трудов праведных не построишь палат каменных, а посадишь душу в ад, так и будешь богат.Дурака работа любит, а дурак работе рад.Коли взялся за гуж, не говори, что не дюж.На работушку тихонечко, с работушки бегом.Круто поворотишь - сломишь.От работы кони дохнут.Работа похвалу любит.Дела не делаю и без дела не бегаю.Пилось бы, да елось бы, да работа не шла на ум.На свои руки всегда найдешь муки.Была бы шея, а хомут найдется.Не хочешь шить золотом - бей молотом.Хомутами шевелят, так и дугам не лежать.Работать спустя рукава (бездельничать).Переливать из пустого в порожнее.Овчинка выделки не стоит.Какова оплата, такова и работа.Носить воду решетом.Предан делу душой и телом.Все делать наперекосяк.Работа веселье любит.Работа да руки - надежные в людях поруки.Работа денежку копит, а вино топит.Работа и мучит, и кормит, и учит.Работа мастера хвалит.Работа черна, да денежка бела.Работай до зорьки, да не гуляй на волык.Работай до поту, поешь хлеба в охоту.Работай - сыт будешь; учись - умен будешь.Работать не горазд, а поесть - как раз.Работник с сошкой, лодырь с ложкой.Работные дети - отцу хлеб.Работу с плеч, да и на печь.Рабочему полтина, а нарядчику рубль.Рабочие руки не знают скуки.Рабочий конь на соломе, а пустопляс на овсе.Без волненья, без заботы не жди радости от работы.Как ты к работе, так и работа к тебе.Кляча воду везет, козел бородою трясет - оба работают.Кто хорошо служит, тот ни о чем не тужит.На чужую работу глядя, сыт не будешь.По работе и плата, по товару и цена.По работе и работника знают.Работа дураков любит.Работаешь добросовестно, так и в глаза людям глядеть не совестно.Тяжело тому жить, кто от работы бежит.Хорошая работа и старика молодит.Работа не без заботы, а забота живет и без работы.Работа хвалит мастера.Работай дружней - так будет верней.Работай, что заставят, а ешь, что поставят.Работать - ребята, а есть - жеребята.Работать не станешь, ноги с голоду протянешь.Работнику - полтина, мастеру - рубль.Работнику - работа, хозяину - забота.Работы столько, что куры не клюют.Работяща, как пчела.Рабочий человек - всему хозяин.Работа лодыря не любит.Работа не волк - в лес не убежит.Работа не медведь - можно завтра посмотреть.Работа силушку копит, а лень ее топит.Работа у нее в руках плесневеет.Работает как ребенок, а ест как детина.Работает не прикладая рук.Работает шутя, а ест всерьез.Рабочий конь на соломе, а пустопляс на овсе.




    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении