nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Объясните, почему птицы с большими крыльями (орлы,коршуны) могут держаться на одной высоте, не взмахивая крыльями? Вступительное слово учителя

Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трех примеров.

Ответ

1) Растительноядные птицы являются консументами первого порядка, насекомоядные и хищные птицы являются консументами второго или третьего порядка.
2) Распроятраняют семена растений.
3) Регулируют численность насекомых.
4) Удобряют почву.

Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трех примеров.

Ответ

1) Теплокровность позволяет птицам сохранять постоянную температуру тела независимо от условий внешней среды.
2) Четырехкамерное сердце и двойное дыхание обеспечивает организм большим количеством кислорода, достаточным для поддержания очень быстрого обмена веществ.
3) Перья позволяют птицам сохранять тепло и летать.

Какие сходные ароморфозы произошли независимо у птиц и млекопитающих?

Ответ

1) Теплокровность позволяет сохранять постоянную температуру тела независимо от условий внешней среды.
2) Четырехкамерное сердце обеспечивает органы тела артериальной кровью.
3) Хорошее развитие головного мозга позволяет приспосабливаться к условиям за счет изменения поведения.

В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?
=В чем проявляется приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе средней полосы России?

Ответ

Перелетные птицы улетают на юг, кочующие птицы откочевывают южнее. Оседлые птицы используют другие виды кормов и приобретают более густое оперение.

Почему в средней полосе России весной насекомоядные птицы прилетают значительно позже, чем растительноядные?

Ответ

Ранней весной еще нет насекомых, насекомоядным птицам нечем питаться.

Многие виды птиц улетают на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее 3-х факторов, которые являются причиной перелётов птиц.

Ответ

1) Зимой в северных районах уменьшается количество пищи (растений, насекомых и т.п.)
2) Зимой уменьшается количество местообитаний (листва деревьев опадает, почву засыпает снегом, водоемы замерзают).
3) Зимой холодно, теплокровному организму нужно затрачивать очень много энергии на поддержание температуры тела.

Многие птицы в период размножения живут парами, а зимой образуют стаи. Объясните, с чем связано временное объединение птиц в стаи.

Ответ

Птицам, живущим в стае, легче ориентироваться в пространстве, защищаться от врагов и добывать себе корм.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений.
2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция.
3. Четырёхкамерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке.
4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках.

Ответ

2. У птиц терморегуляция развита лучше, чем у пресмыкающихся: птицы имеют постоянную температуру тела.
3. Четырехкамерное сердце птиц имеет полную перегородку в желудочке.
4. Кости птиц полые (заполнены воздухом). В воздушных мешках газообмен не происходит.

Какие приспособления к полёту возникают в строении скелета птиц?

2. Трубы водяного отопления, проходящие через подвал, обёртывают асбестом, войлоком или помещают и жёлоб с опилками. Зачем это делают?
3. Объясните причину того, что на морозе металлические предметы кажутся более холодными, чем деревянные. При какой температуре и металл, и дерево будут казаться одинаково нагретыми?
4. а) Почему почва, покрытая снегом, промерзает меньше, чем открытая? б) Какая почва прогреется солнцем быстрее - влажная или сухая?
5. а) Почему картофель, зарытый на зиму в яму, не замерзает? б) Что приносит вред растениям, особенно злаковым, - обильный снег или бесснежная зима?
6. Вы собрались завтракать и налили в стакан кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут. Чтобы кофе остался горячим, нужно налить в него молоко перед уходом или по возвращении?

7. С какой целью кусты малины в северных районах пригибают на зиму к земле?
8. Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной ложкой?
9. Что защищает от холода лучше - деревянная стена или слой снега такой же толщины?
10. а) Почему утки и другие водоплавающие птицы могут долгое время находиться в холодной воде и при этом не переохлаждаются? б) Объясните назначение толстого слоя подкожного жира у китов, тюленей и других животных, обитающих в водах полярных морей, в) Почему животные, живущие в холодных странах, имеют более густой волосяной покров, чем животные, обитающие в жарких странах?
11. Чем можно объяснить, что некоторые виды птиц (тетерева, глухари, куропатки и др.) зарываются в снежные сугробы и там проводят иногда несколько суток?
12. В холодильниках воздух охлаждается специальным составом, протекающим по трубам. Почему эти трубы (испаритель) помещают в верхней части холодильника?
13. Почему радиаторы водяного или парового отопления чаще всего располагают в нижней части комнаты?
14. В пробирках нагревают воздух и кипятят воду. Почему рука не ощущает высокой температуры?
15. В холодных помещениях у нас прежде всего мёрзнут ноги. Чем это можно объяснить?
16. В стихотворении «Кавказ» А. С. Пушкина есть такие слова: «Орёл, с отдалённой поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне». Объясните, почему орлы, ястребы, коршуны и другие крупные птицы, парящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, не взмахивая при этом крыльями.
17. Известен случай, когда парашютист с раскрытым парашютом, вместо того чтобы опускаться вниз, стал подниматься вверх. Как это могло произойти?
18. Растения в низких местах наиболее часто подвергаются заморозкам. Чем это объяснить?
19. Почему в утренние и ночные часы полёт на самолёте происходит спокойнее - меньше болтает и укачивает?
20. Если в весенний солнечный день выйти в поле и посмотреть вдоль поверхности вспаханного участка земли, то все предметы за ним кажутся нам колеблющимися. Почему?
21. Объясните, каким образом воздух в комнате зимой охлаждается при открытой форточке.
22. В каком случае кастрюля с горячей водой остынет быстрее - когда кастрюлю поставили на лёд или когда лёд положили на крышку кастрюли?
23. Какие участки земной поверхности нагреваются в солнечную погоду сильнее - вспаханное поле или зелёный луг; сухая или увлажнённая почва? Почему?
24. Если весной или осенью ожидается ясная ночь, са¬довники разводят костры, чтобы дым обволакивал растения. Зачем?
25. Почему в ясные зимние ночи мороз сильнее, чем и облачную погоду?
26. Почему в практике земледелия влагоёмкие глинис¬тые почвы считают холодными, а маловлагоёмкие песчаные почвы - тёплыми?
27. Почему на искусственных спутниках Земли затруднен отвод тепла от нагретых предметов?

ГРУППА №1

Просмотр содержимого документа
«Урок-квинтет по теме: Тепловые явления.»

Урок – квинтет по теме «Тепловые явления»

Предмет: Физика

Класс: 8
Учитель: Никифорова Наталья Владиленовна

Тип урока: Урок обобщения, закрепления знаний и умений.

Продолжительность: 40 мин

Учебник: А. В. Перышкин. Физика, 8 класс. М.: Дрофа, 2010г.

Цели урока:

    расширить кругозор учащихся,

    научить применять знания в новой ситуации,

    воспитывать коммуникативные способности учащихся.

Ход урока

Условия игры: класс делится на 5 групп по 5-6 человек. Каждая группа получает по 5-6 вопросов (Приложение №1). Группы выбирают капитанов, обсуждают вопросы в течение 5-7 мин, распределяют вопросы. Каждый ученик должен дать ответ хотя бы на один вопрос, но ответы обсуждают все вместе.

Если ребята быстро ответили на все свои вопросы, они могут обсудить задания для другой группы, чтобы потом иметь возможность дополнить ответы и тем самым заработать дополнительные баллы для своей группы. За правильные ответы и дополнения учащиеся получают жетоны, так появляется дух соревнования (квадрат – полный ответ – 1 балл, треугольник – неполный ответ – 0,5 балла). Количество заработанных баллов заносится капитаном в таблицу – ведомость (Приложение № 2). Капитан оценивает деятельность каждого члена группы.

Приложение № 1

ГРУППА №1

1. Половина ледяной поверхности пруда покрыта с начала зимы толстым слоем снега, а другая половина расчищена для катания на коньках. На какой половине толщина льда больше?

2. Объясните, почему птицы с большими крыльями (орлы, коршуны) могут держаться на одной высоте, не взмахивая крыльями.

3. Если в мае или сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка?

4. Почему притертую стеклянную пробку легче вынуть из флакона, если потереть его горлышко сухой тряпкой или бумагой?

5. Почему малая удельная теплоемкость ртути по сравнению с удельными теплоемкостями других жидкостей является одним из преимуществ ртути для применения её в термометрах?

6. Почему удельная теплота сгорания сырых дров меньше удельной теплоты сгорания сухих той же породы?

ГРУППА №2

1. Славящиеся своим высоким качеством русские (оренбургские) платки вяжутся из пряжи, изготовленной из тончайших волокон козьего пуха. Почему такой платок особенно хорошо защищает от холода?

2. Почему рыбаки, работающие на парусных лодках, предпочитают уходить в море ночью, а возвращаться с лова днем?

3. Земная атмосфера вследствие своей прозрачности очень мало поглощает солнечные лучи и поэтому не нагревается. Почему же летом бывает жарко даже в тени?

4. Почему покрышки автомобильных колес изготовляются из резины, которая не размягчается и не теряет прочность даже при 100°С и выше?

5. Почему железные печи скорее нагревают комнату, чем кирпичные, но не так долго остаются теплыми?

6. Почему порох невыгодно использовать как топливо, а бензином нельзя заменить порох в артиллерийских орудиях?

ГРУППА №3

1. Зачем кусты малины в северных районах пригибают на зиму к земле?

2. Почему легкие предметы – пушинки, клочки бумаги, ваты и т.п. – втягиваются в отверстие печи, когда она топится?

3. В какое время года и с какой целью зажигают в фруктовых садах костры?

4. Докажите, что ветряные двигатели работают за счет энергии солнечных лучей.

5. Если опустить одну руку в холодную воду, а другую в теплую, а потом, вынув их, опустить обе в воду, имеющую умеренную температуру, то рука, бывшая в холодной воде, будет чувствовать тепло, а бывшая в теплой – холод. Как объяснить это?

6. Раскаленный уголь, положенный на металлическую пластину, гаснет быстро, а на деревянной доске продолжает тлеть. Почему?

ГРУППА №4

1. Для какой цели зимой в большой мороз лицо иногда смазывают жирным кремом?

2. Известен случай, когда парашютист с раскрытым парашютом, вместо того чтобы опускаться вниз, поднимался вверх. Как это могло случиться?

3. Почему города, в которых воздух загрязнен пылью и дымом, получают меньше солнечной энергии?

4. Почему в летний день температура воды в водоемах ниже температуры песка на берегу? А как бывает ночью?

5. Почему после сильного шторма вода в море становится теплее?

6. Почему при помощи одной спички древесную лучину зажечь можно, а крупное полено нельзя?

ГРУППА №5

1. В сильный мороз птицы чаще замерзают на лету, чем сидя на месте. Чем это можно объяснить?

2. Почему в утренние часы и ночные часы полет на самолете происходит спокойнее – меньше болтает и укачивает?

3. Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня?

4. Почему иногда крышка чайника, в котором кипит вода, подпрыгивает, а иногда – нет?

5. Имеются три медицинских термометра. Два из них не встряхивали, и они показывают 37 и 39 °С. Третий встряхнули так, что вся ртуть из трубки удалена в расширенную её часть. Что покажут термометры, если их опустить на 5-10 минут в сосуд с водой, имеющей температуру 38°С?

6. Почему мы сильно дуем на пламя спички, свечи и т.п., когда хотим его погасить?

Приложение № 2

ФИ учащегося

Количество

баллов

Оценка

Работа группы в целом

Физика и птицы (Вечер вопросов и ответов)

Цели и задачи:

Показать учащимся «приложимость» законов физики к жизнедеятельности птиц;

Развитие и воспитание экологической культуры;

Привлечение внимания учащихся к миру пернатых и проблемам охраны природы .

Оформление зала:

1) Плакаты.

а) Физика не только может, но и должна глубоко вторгаться в биологию как своими средствами исследования, так и свойственными ей теоретическими представлениями.

Академик

б) Невозможно сейчас изучать вопросы организации живой природы, не зная её физико-химических основ.

Академик

в) Задача сохранения животных и птиц требует их понимания.

Н. Тинберген

г) Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2)Выставка детских рисунков.

Оборудование: проектор, DVD-проигрыватель, экран, жетоны в форме птиц, рисунки, плакаты, электростатическая машина, бумажный султан, доска, мел.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя:

Изучение природных явлений имеет огромную познавательную ценность. Природа – гигантская физическая лаборатория – наглядно демонстрируют единство физической картины мира, взаимосвязь природных явлений.

Изучение физики природных явлений позволяет успешно решать различные технические проблемы. Человек издавна учился у природы. В наше время человек, вооруженный комплексом современных научных знаний и прекрасными измерительными приборами и устройствами, в состоянии заглянуть в самые сокровенные «тайники» природы, способен многому у неё научиться.

Не надо забывать, что понимание процессов, происходящих в природе, является залогом бережного отношения к природе, что особенно важно в наше время, когда вооруженный мощной техникой человек в состоянии не только искалечить, но и вообще погубить земную природу.

Постигая физику явлений природы, мы объединяем эмоциональное восприятие с рациональным. В результате мы учимся видеть красоту в физике и более глубоко чувствовать прекрасное.

Сегодня мы поговорим о птицах. Возможно, многие удивились, услышав тему разговора. Ведь вечер не биологический, а физический. В ходе вечера вы убедитесь в том, что понятия «физика» и «птица» тесно взаимосвязаны – с одной стороны, процессы в организме птицы, поведение птиц объясняются законами физики, а с другой – птицы помогают человеку решать научно-технические вопросы.

Вечер состоит из пяти разделов. Правильность ваших ответов буду определять я, а количество правильных ответов подсчитает счетная комиссия (представляется комиссия; она составлена из числа старшеклассников). За правильный ответ вы получите жетон, в конце вечера определим победителя по количеству жетонов.

I. Физика птицы.

1. Как объяснить тот факт, что водоплавающие птицы мало погружаются в воду? Каким законом физики описывается это явление? (Приложение, приложения проецируются на экран)

Ответ. Это проявление закона Архимеда. Выталкивающее действие жидкости (величина силы Архимеда) зависит от объема тела – чем больше объем тела, тем больше выталкивающая сила. У водоплавающих птиц имеется толстый, не пропускающий воды слой перьев и пуха, в котором содержится значительное количество воздуха. Благодаря этому своеобразному воздушному пузырю, окружающему всё тело птицы, её объем увеличивается, а средняя плотность оказывается очень малой.

2. Водоплавающие птицы из воды выходят практически сухими. Как объясняется это явление? Вспомните поговорку по этому поводу.

Ответ. Поговорка «Как с гуся вода». Это явление несмачиваемости. Перья и пух водоплавающих птиц всегда обильно смазаны жировыми выделениями особых желез. Молекулы жира и воды не взаимодействуют, поэтому жирная поверхность остается сухой.

3. Почему утки и гуси ходят, переваливаясь с ноги на ногу? (Приложение)

Ответ. У гусей и уток лапы расставлены широко, поэтому, чтобы сохранить равновесие при ходьбе, им приходится переваливать тело так, чтобы вертикальная линия, проходящая через центр тяжести, проходила через точку опоры, то есть лапу.

4. Почему мы не воспринимаем как звук те колебания воздуха, которые создаются крыльями пролетающей птицы?

Ответ. Частота колебания, создаваемая крыльями птицы, ниже нашего порога слышимости, поэтому полёт птицы как звук мы не воспринимаем.

5. Почему птицы обладают очень острым зрением, превосходящим зрение животных? Почему сокол может видеть на громадном расстоянии? (Приложение)

Ответ. В любом глазу есть фокусирующий аппарат (хрусталик) и аппарат светоизоляции. У птиц глазное яблоко очень больших размеров и своеобразного строения, благодаря которому увеличивается поле зрения. У птиц, имеющих особенно острое зрение (грифы, орлы), глазное яблоко удлиненной «телескопической» формы. Глаз сокола устроен таким образом, что хрусталик может стать почти плоским, вследствие этого изображение отдаленных предметов падает на сетчатку.

6. Почему утки и другие водоплавающие птицы могут долгое время находиться в холодной воде и при этом не переохлаждаются?

Ответ. Грудь и брюшко, т. е. части тела, которые бывают погружены в воду, одеты у утки густым пухом, который сверху плотно прикрыт перьями, защищающими пух от воды.

Пух обладает низкой теплопроводностью и не смачивается водой.

7. В сильный мороз птицы чаще замерзают на лету, чем сидя на месте. Чем это можно объяснить?

Ответ. При полете оперение птицы сжато и содержит мало воздуха, а вследствие быстрого движения в холодном воздухе происходит усиленная отдача тепла в окружающее пространство. Эта потеря тепла бывает настолько большой, что птица на лету замерзает.

8.Как объяснить разнообразие звуков, издаваемых птицами? (Приложение)

Ответ. Голосовые аппараты птиц и человека принадлежат к типу духовых «музыкальных» инструментов, звук в них образуется за счет движения воздуха, выдыхаемого из легких. У птиц имеется не одна гортань, а целых две: верхняя, как у всех млекопитающих, и нижняя. Причем главная роль в образовании звуков принадлежит нижней гортани, устроенной очень сложно и разнообразно у разных видов птиц. Она имеет не один вибратор, или источник звука, как у человека, а два или даже четыре, работающих независимо друг от друга. Образование второй гортани дало возможность использовать трахею в качестве сильнейшего резонатора. Движениями тела и натяжением специальных мышц птица может в значительной степени изменять форму сложной системы резонаторов и, таким образом, управлять звуковысотными и тембральными свойствами своего голоса. Разнообразие в строении голосового аппарата соответствует и разнообразию звуков, издаваемых птицами. – от низких басовых криков (гуси, утки, вороны), до высочайших мелодичных свистов у певчих птиц. Для образования звуков многие птицы используют и другие «музыкальные инструменты»: клюв, лапы, крылья и даже хвост. Дятел – превосходный «барабанщик», использует в качестве барабана хорошо звучащее сухое дерево или резонирующий сук.

II. Птицы знают законы физики.

1. Почему куропатка, рябчик, тетерев ночуют в снегу?

Ответ. Эти птицы хорошо «знают» законы молекулярной физики. Снег обладает низкой теплопроводностью, поэтому служит своеобразным одеялом для птиц. Тепло, вырабатываемое телом птицы, не уходит в окружающее пространство.

2. Почему белая куропатка резко меняет цвет оперения весной? (Приложение)

Ответ. Куропатка «знает» законы оптики. Тела приобретают тот цвет, какую компоненту белого света отражает вещество данного тела. Это определяется свойствами атомов и молекул. Меняя цвет оперения, куропатка «сливается» с окружающей средой и создает для себя безопасные условия.

3. Почему утки и гуси при плавании то распрямляют перепонки на лапках, то сдвигают пальцы?

Ответ. Утки и гуси используют перепонки на лапках как весла, т. е. они «знают» изменение сопротивления при движении в разных направлениях.

При движении лапок назад утка распрямленной перепонкой загребает воду, а при движении вперед сдвигает пальцы – сопротивление уменьшается, в результате чего утка продвигается вперед.

4. Как известно, некоторые птицы во время далеких перелетов размещаются цепочкой или косяком. В чем причина такого расположения? (Приложение)

Ответ. Перелетные птицы «знают» зависимость сопротивления от формы тела и «умеют» пользоваться явлением резонанса. Наиболее сильная птица летит впереди. Воздух обтекает её тело так, как вода нос и киль корабля. Этим обтеканием объясняется острый угол косяка. В пределах данного угла птицы легко продвигаются вперед. Они инстинктивно угадывает минимум сопротивления и чувствуют, находится ли каждая из них в правильном положении относительно ведущей птицы. Расположение птиц цепочкой, кроме того, объясняется еще одной важной причиной. Взмахи крыльев передней птицы создают воздушную волну, которая переносит некоторую энергию и облегчает движение крыльев наиболее слабых птиц, летящих обычно сзади. Таким образом, птицы, летящие косяком или цепочкой, связаны между собой воздушной волной и работа их крыльев совершается в резонанс. Это подтверждается тем фактом, что если воображаемой линией соединить концы крыльев птиц в определенный момент времени, то получится синусоида.

5. Некоторые крупные морские птицы часто «сопровождают» суда, преследуя их часами, а то и сутками. При этом обращает на себя внимание тот факт, что эти птицы преодолевают путь совместно с теплоходом с малой затратой энергии, летя большей частью с неподвижными крыльями. За счёт какой энергии перемещаются в этом случае птицы? (Приложение)

Ответ. При выяснении этого явления было обнаружено, что в штиль парящие птицы держатся несколько позади судна, а при ветре – ближе к подветренной стороне. Также было замечено, что если птицы отставала от корабля, например, охотясь за рыбой, то, догоняя пароход, она большей частью должна была энергично махать крыльями. Эти загадки имеют простое объяснение6: над кораблем от работы машин образуются потоки восходящего теплого воздуха, которые прекрасно удерживают птиц на определенной высоте. Птицы безошибочно выбирают себе относительно судна и ветра такое местоположение, где восходящие потоки от паровых машин бывают наибольшие. Это дает птицам возможность путешествовать за счет энергии корабля. Эти птицы прекрасно «знают» явление конвекции.

6. Часто можно видеть, как некоторые птицы, не взмахивая крыльями, спокойно поднимаются вверх. В большинстве случаев подъем происходит по винтовой линии. За счет каких сил осуществляется этот подъем? (Приложение)

Ответ. В этом случае проявляется «знание» птицами всех способов теплопередачи – теплопроводности, конвекции и излучения. Под действием солнечных лучей различные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Над более нагретыми участками возникают восходящие воздушные потоки. Каким образом птицы используют эти потоки, видно из рисунка.

7. Объясните особенности движения альбатроса над морскими волнами.

Ответ. Альбатросы при движении используют энергию морских волн. Над гребнем морской волны возникает восходящий воздушный поток, который создает подъёмную силу и способствует движению птицы вверх. Достигнув максимальной высоты, птица начинает падать вниз, пока снова не будет подхвачена и поднята следующей волной. Таким образом, волнообразное движение альбатроса происходит в такт с движениями морских волн.

8. Почему утки в сильный мороз охотно лезут в воду?

Ответ. Утка хорошо «усвоила» то, что вода имеет большую теплоемкость – 4200 Дж/(кг град). Вода долго нагревается, но и остывает долго. Чем больше объем воды, тем дольше происходит этот процесс. Значит, температура воды в сильный мороз значительно выше температуры окружающего воздуха. Поэтому в воде птица будет охлаждаться меньше, чем на воздухе.

9. Почему перед дождем ласточки летают низко? (Приложение)

В хорошую погоду иной раз случается видеть больших птиц на огромной высоте.

Орлы, достигающие почти сажени в размахе крыльев, могут подниматься на такую высоту, откуда человеку, стоящему на земле, они кажутся едва заметной черной точкой, рисующейся на светлом фоне неба. Высота эта столь значительна, что там, вследствие разреженности атмосферы, не могло бы жить никакое млекопитающее. К этому надо прибавить, что птицы очень быстро поднимаются на такую высоту и еще быстрее могут спускаться; стало быть, они могут быстро переходить из области большого давления в область малого давления и наоборот. У нас в Крыму водятся огромные хищные птицы, питающиеся падалью и называемые грифами. Они именно очень любят подниматься на большие высоты. Отличаясь чрезвычайно острым зрением, они рассматривают оттуда землю. Заметив труп лошади или коровы, с огромной высоты они спускаются на падаль не больше как в течение двух-трех минут. Стало быть, в такой короткий срок из чрезвычайно разреженной атмосферы они переходят в область обыкновенного давления. При этом никаких нарушений в отправлении их организма не обнаруживается. Такие путешествия проходят для них безнаказанно.

Такая способность переносить быстрые и большие перемены давления атмосферы объясняется особым устройством тела птицы. Тело это, можно сказать, пронизано воздушными мешками, которые находятся в сообщении с легкими, а легкие находятся в сообщении с наружной средой или воздухом. Если у вас на кухне будет какая-нибудь убитая дикая птица или даже голубь, попробуйте сделать над нею маленький опыт. Переломайте ей ногу у самой лапы и вставьте излом в воду. Затем перережьте дыхательное горло, вставьте в него трубку, прижмите поплотнее стенки горла к стенкам трубки и начинайте дуть в трубку. Тогда из излома кости ноги будут выходить пузырьки воздуха. Это указывает на то, что пустоты костей находятся в сообщении с легкими. Вообще кости птиц внутри себя не содержат костного мозга, как у млекопитающих. Кости эти пневматичны, т. е. наполнены воздухом, и воздух этот может свободно циркулировать по костям, выходить в легкие, а оттуда наружу. Легкие птиц маленькие, но они снабжены большими воздушными мешками, которые помещаются под кожей, между мышцами, внутренностями и дают отростки в пустоты костей. Мешки эти имеют чрезвычайно тонкие стенки, так что отпрепарировать их и вынуть из птицы невозможно. Но доказать присутствие их нетрудно. Если мертвой птице дуть в дыхательное горло, то тело ее раздувается, при чем приподнимается кожа. Это происходит вследствие того, что раздуваются подкожные мешки. Если тело только-что убитой птицы подавить, то слышен легкий треск, который происходит вследствие того, что воздушные мешки лопаются. После такой операции птица кажется меньше, чем до операции.

Теперь, если мы представим, что птица поднимается кверху, где давление становится все меньше и меньше, то соответственным образом уменьшается давление и в воздухе, находящемся внутри тела птицы. Значит, - давление снаружи будет равным давлению изнутри, вследствие чего птица не претерпевает никаких нарушений в отправлении ее органов.




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении