nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Определение понятия социальная защита. Социальная защита. Определение социальной защиты занятого населения

Оритетах развития данного направления социальной полити- ки. 1.3. Понятие «социальная защита» в отечественной научной литературе Если попытаться дифференцировать подходы к катего- рии «социальная защита» в отечественной научной литерату- ре, то можно выделить несколько. Первый подход связан с рассмотрением социальной за- щиты как определенной научной категории. Социальная за- щита представляет собой совокупность социально- экономических отношений, возникающих при распределении общественного дохода, а ее характер, соответственно, в зна- чительной мере определяется характером распределительных отношений в обществе. Второй подход связан с прикладным аспектом данной проблемы, и в соответствии с ним социальная защита рас- сматривается как система государственных мер. Но при таком подходе следует учитывать крайние точки зрения, когда со- циальная защита трактуется либо весьма широко (как ком- плекс государственных мер, обеспечивающих социальную безопасность всех граждан в основных сферах жизнедеятель- ности человека), либо весьма узко (как система государствен- ных мер социальной помощи наиболее обездоленным слоям и группам населения). Конкретизация ее трактовки зависит от выдвинутых задач, на решение которых и направлена соци- альная защита. Так, Ю.В.Колесников под социальной защитой в широ- ком смысле слова понимает деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социаль- ной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гаран- тий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важных социальных прав, в том числе права на достойный уровень жизни, необходимый для нормального воспроизвод- ства и развития личности. В таком понимании социальная защита охватывает все слои общества - как экономически ак- тивное население, так и нетрудоспособных членов общества. 11 Однако значительно чаще понимание «социальной за- щиты» сужается даже в тех случаях, когда продекларирован широкий подход. В узком смысле социальная защита пред- ставляет собой комплекс целенаправленных конкретных ме- роприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населе- ния1. При таком подходе очень часто социальная защита ассоциируется с социальным обеспечением в целом или с оп- ределенным ее направлением. И третий подход, который в определенной степени объединяет первые два, заключается в соединении сущност- ного категориального подхода и практического в определении содержания понятия социальной защиты. В числе представи- телей данного направления следует назвать академика РАН В.И.Жукова. Он определяет социальную защиту как состав- ную часть социальной политики государства, воплощенную в его социальных программах и практике, регулирующей от- ношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп. Такое же понимание категории социальной защиты и у Г.И.Осадчей. В отличие от предыдущего оно включает от- дельные детали, которые позволили автору определить гра- ницы социальной защиты. По ее мнению, социальная защита есть система социальных отношений, мер и правовых га- рантий, защищающих любого члена общества от экономиче- ской, социальной и физической деградации вследствие вне- запного и резкого ухудшения условий его благосостояния, уг- розы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал. Однако научные разработки, в которых бы комплексно рассматривались теоретические аспекты социальной защиты, практически отсутствуют, несмотря на практическую необхо- димость такого рода исследований. 1 Занятость. Безработица. Служба занятости: толковый словарь терминов и поня- тий. М., 1996. 12 Рассмотрим сущность и содержание определения «со- циальная защита» с позиции системного подхода. Следует подчеркнуть, что системный подход к изучению проблем со- циальной защиты отличает работы многих известных совре- менных социологов, является одним из главных методологи- ческих подходов в социологии. В основе системного подхода к анализу особенностей социальной защиты находится, прежде всего, понимание на- ми объекта исследования как системы. Этот подход ориенти- рует на раскрытие целостности объекта, выявление многооб- разных связей в нем и сведение их в единую теоретическую конструкцию. Исследуются все элементы системы, ее внут- ренние и внешние связи, качество и уровень выполнения сис- темой главной целевой функции, выявляются противоречия, «вызовы», «угрозы» внешней среды, скрытые резервы и пре- делы развития как отдельных элементов (компонентов, под- систем) и связей, так и системы в целом. Важное значение при исследовании социальных явле- ний в современном обществе имеет введение понятия «соци- альная подсистема». Такая подсистема «объединяет индиви- дов по одному из функциональных признаков системы, отли- чается высокой степенью организации, строгой регламенти- рованностью участия исполнения в рамках своих видов дея- тельности». При обращении к социальным системам и подсистемам необходимо выделить такие признаки, которые позволяют выявить специфику социального и сформулировать критерии разделения социальной системы и социальных общностей как несистемы. К таким важнейшим системообразующим при- знакам Ю.В. Колесников относит общую цель (цели), реали- зацию каждым компонентом системы своих функций, обу- словленных общей целью и соответствующими задачами, от- ношения субординации, координации между компонентами социальной системы, наличие обратной связи между управ- ляющей и управляемой подсистемами. Основными элемента- ми социальной системы как целостного образования являются люди, а также их связи, взаимодействия и отношения. 13 Более того, именно в способности достигать цель за- ключается смысл системы, и эта же способность создает ос- нование для ее дальнейшей жизнедеятельности. Система жизнеспособна до тех пор, пока она может ставить и дости- гать цели. Существует критерий того, насколько правильно вы- брана цель и способна ли система достичь поставленной цели. В качестве такового выступает конкретный результат, на достижение которого направлена деятельность социальных систем. Итак, система представляет целостное единство струк- туры и функционального комплекса, связанного с возможно- стью организации и необходимостью управлять ею. Систе- мообразующими факторами для жизнедеятельности социаль- ной системы выступают цель, способность ее достижения и результат как критерий достижения цели. Структура системы социальной защиты может харак- теризоваться методологическими различиями его сегменти- рования (определение системы входящих подсистем), типо- логии различий внутренних и внешних составляющих и т.п. Например, В. Бекренев для этих целей использует признак принадлежности системы социальной защиты к сектору эко- номики. Это связано, по его мнению, с тем, что появились организации, имущество которых находится в частной собст- венности (негосударственной), а получение и распростране- ние прибыли между участниками не является основой целью деятельности. Такие организации - совокупность негосудар- ственных некоммерческих организаций. Отсюда систему со- циальной защиты он представляет состоящей из трех секто- ров (государственного, негосударственного, третьего секто- ра). В структуру государственного сектора, по его мнению, должны входить федеральная система социальной защиты, система социальной защиты субъекта РФ, муниципальная система социальной защиты, негосударственный сектор (сис- тема социальной защиты предприятий, система социальной защиты граждан), третий сектор включает в себя обществен- ные некоммерческие фонды, организации. 14 С.А. Юшкова рассматривает в качестве структурных элементов системы социальной защиты социальное обеспече- ние, социальную помощь, социальную поддержку и реабили- тацию, социальную работу, социальные льготы1. В специальной литературе содержится немало других классификаций системы социальной защиты, предназначен- ных для решения различных задач в этой области. Мы же подчиняем данную типологизацию решению такой важ- ной, на наш взгляд, проблемы, как субординация основных задач системы социальной защиты населения, в зависимости от потребностей населения и в первую очередь социально уязвимых групп. Уточним наше представление социальной защиты в рамках системного подхода с помощью следующих допол- няющих характеристик (признаков), ориентированных не только на общефедеральные, но и на региональные особенно- сти:  системность – ориентация на закономерные связи и зависимости всех частей целого;  комплексность – организация подсистем управления по вертикали и горизонтали;  структурированность – потребность в функциональ- ных сегментах управления, четкое разделение функций феде- ральных, региональных, местных органов власти, трудовых коллективов;  социальная репродуктивность – способность обеспе- чивать хотя бы на минимально допустимом уровне воспроиз- водственные возможности субъектов в социальном плане;  векторность – нацеленность на социальный прогресс, на преодоление регрессивных тенденций; 1 Юшкова С.А. Структура и условия функционирования эффективной системы соци- альной защиты населения Российской Федерации в условиях социально- экономических изменений. Автореферат канд. экон. наук. М., 1997. С. 10-11. 15  многосубъектность – нацеленность на разнообразие субъектов в рамках системы социальной защиты;  гибкость в осуществлении функций – упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях динамично меняющихся условий (экономических, социальных, полити- ческих), способность к саморазвитию;  индивидуализация – организация форм социальной защиты на основе более обоснованной дифференциации групп населения по критерию самообеспечения. Социальная защита, будучи производной системой в сфере социального порядка, объективировалась в обществе и имеет в нем относительную автономию, собственные законо- мерности и принципы функционирования. В русском языке для перевода широко распространен- ного во многих странах термина «социальная защита» приме- няется термин «социальное обеспечение». Так, в «Большом энциклопедическом словаре» приведено только понятие «со- циальное обеспечение». В «Малой советской энциклопедии» 1960 г. издания также дается только определение социального обеспечения, которое в широком смысле трактуется как сис- тема государственных и общественных мероприятий, направ- ленная на материальное, культурно-бытовое обеспечение не- трудоспособных граждан. Как видим, в советский период акцент при раскрытии сущности понятия «социальное обеспечение» делался только на участие государства в соответствующих мероприятиях. В современных же условиях роль государства в системе соци- ального обеспечения не акцентируется, хотя, безусловно, и не умаляется. Формирующаяся социальная защита как одно из важных направлений современной государственной социаль- ной политики России декларирует стремление решить две задачи: защитить от жесткого воздействия рынка наиболее социально уязвимые слои населения и способствовать реали- зации собственных возможностей индивида, семьи для само- обеспечения. При этом прослеживаются тенденции отказа от государственного патернализма, а также разгосударствления 16 социальной сферы и освобождения государства от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг. Государство отводит себе роль законодателя и посред- ника, что диктуется необходимостью сокращения прямых бюджетных расходов. Поэтому встречается в последнее время наряду с поня- тием «социальное обеспечение» понятие «социальная защи- та», которые, по нашему мнению, не являются синонимич- ными, поскольку «социальное обеспечение» есть одна из форм социальной защиты, где преобладают принципы госу- дарственной организации с очень ограниченным ее использо- ванием. Термин «социальная защита» («социальная безопас- ность») был впервые применен в США в «Законе о социаль- ной безопасности» в 1935 г., который стимулировал разра- ботку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В 1938 г. этот термин был использован и в за- конодательном акте Новой Зеландии. В последующем рамки данной дефиниции были расширены при разработке и приня- тии конвенций и рекомендаций Международной организации труда, так как просто и доходчиво выражали сущность про- блемы по организации национальных программ и систем по- мощи престарелым и нетрудоспособным. Данный термин также активно использовался Всемирной организацией здра- воохранения (ВОЗ), Международной ассоциацией социально- го обеспечения (МАСО) в социальном страховании и соци- альной помощи, гарантировании минимальных доходов рабо- тающим гражданам при наступлении нетрудоспособности, а также в области условий и охраны труда, заработной платы1. Активное использование категории "социальная защи- та" международным сообществом можно объяснить тем об- стоятельствам, что в период 30-50-х гг. во многих странах мира произошли кардинальные изменения в социальной по- литике, которые привели к необходимости систематизации и координации разноплановых сегментов и институтов соци- 1 Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2004. С. 41. 17 альной сферы с позиции характеристики ее защитных функ- ций. В отечественной научной литературе термин "социаль- ная защита" достаточно новый. Его появление связано с трансформацией общественного устройства страны в 90-х гг. В последнее время он стал широко употребляться при описа- нии социальной политики государства в случаях, когда речь идет о формах защиты социально уязвимых категорий насе- ления. В Докладе ООН подчеркивается, что в организации социальной защиты населения преобладают два направления: социальное вспомоществование и социальное страхование. Социальное вспомоществование подразумевает формирова- ние государством определенных ресурсов и передачу их тем группам населения, которые, как считается, имеют основания на это в силу своей обездоленности (низкий уровень доходов или их отсутствие, а также ограниченный доступ к социаль- ным благам). Социальное страхование представляет собой объединение ресурсов граждан ввиду опасения наступления рисков и предоставление их гражданам на основании сделан- ных ими взносов в целях защиты от проявлений рисков либо смягчения их негативных последствий. Таким образом, от- дельные лица или семьи защищают себя от риска путем объе- динения своих ресурсов с ресурсами группы других подвер- женных аналогичному риску лиц. С точки зрения специалистов Международного бюро труда (МБТ), которая не противоречит мнению экспертов ООН, существует два подхода к определению сущности и содержания социальной защиты: широкий подход, который охватывает фактически все сферы жизнедеятельности челове- ка, все этапы его воспроизводства от рождения до смерти; узкий подход, фиксирующий лишь критические моменты в жизни человека, когда он нуждается в поддержке со стороны государства и общества. В результате под социальной защитой в широком смысле исследователи понимают деятельность, которая на- правлена на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негатив- 18 ных факторов, воздействующих на личность, создание усло- вий для самоопределения и самореализации человека в жиз- ни1. В более узком понимании социальная защита представ- ляет собой поддержку и оказание помощи людям в случае возникновения трудных жизненных ситуаций. Исходя из это- го в рамках узкого подхода, основными инструментами соци- альной защиты выступают социальное страхование и соци- альная помощь, в то время как в рамках широкого подхода социальная защита включает в себя другие сферы системы жизнеобеспечения. В нашем понимании категория «социальная защита» представлена широким спектром направлений и включает в себя не только сферу производства нематериальных (соци- альных) услуг для населения, но также сферу производства материальных и социальных услуг, оказываемых общест- венным (некоммерческим) сектором. Такой подход является, на наш взгляд, теоретически обоснованным. С одной сторо- ны, он позволяет выявить связи данной системы с другими системами (экономической, политической, правовой и т.д.) и институтами, с другой – делает возможным изучение компо- нентов и их взаимосвязи в рамках формирующейся системы социальной защиты, а также принципов построения и функ- ционирования системы. Социальная защита представляет сферу жизненно важ- ных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государ- ства и общества. Право на социальную защиту – признанная международным сообществом и гарантированная государст- вом возможность человека удовлетворять свои физиологиче- ские, социальные и духовные потребности в объеме, необхо- димом для поддержания достойной жизни. Национальная система социальной защиты во многом определяет порядок в 1 Занятость. Безработица. Служба занятости: толковый словарь терминов и поня- тий. М., 1996. 19 стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динами- ку экономического и социального развития. Кроме того, на наш взгляд, важно различать такие на- учные категории, как «социальная защита» и «социальная защищенность». Так, Б.С. Павлов считает, что под понятием «социальная защищенность» следует понимать в узком смыс- ле минимум социальных гарантий, предоставляемых общест- вом индивиду. В этом случае критериями социальной защи- щенности человека могли бы быть, на его взгляд, такие пока- затели: наличие законных источников доходов, обеспечи- вающих прожиточный минимум; наличие возможности само- стоятельно использовать денежные доходы на приобретение (оплату) товаров и услуг в объеме и ассортименте минималь- ной потребительской корзины; обеспеченность жильем, отве- чающим минимальным санитарным нормам; обеспеченность медицинскими препаратами и минимумом медицинских ус- луг, без которых невозможно поддержание жизнедеятельно- сти организма1. При этом он уточняет, что в этот же перечень могут войти все без исключения основные показатели жизненного уровня населения: уровень оплаты труда, реальные доходы населения, объем потребляемых благ и услуг, уровень по- требления продовольственных и непродовольственных това- ров, величина свободного и рабочего времени, продолжи- тельность жизни, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т. д. З.Х Саралиева определила понятие «социальная за- щищенность» с позиции социологии как «совокупное со- стояние, основная тенденция, цель и средство существования социума для человека, самовозрастание потенциала личности и общества в их объединенных усилиях. Эта категория вклю- чает в себя объективное качество экономической, социаль- ной, духовной зрелости и жизнеспособности общества и субъективное осознание этого личностью»2. 1 Региональный рынок: предпосылки формирования и функционирования. Екатерин- бург, 1995. С.71. 2 Саралиева З.Х. Семья – клиент социальной работы. .Новгород, 2003. С.21. 20

Ключевым понятием теории социальной работы, характеризующим систему мер по решению проблем общества и человека, оказанию социальной помощи и поддержки клиенту социальных служб, является категория «социальная защита населения».
Социальная защита населения в широком смысле слова - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни (62.С.92).
Социальная защита - функция государства и общества по обеспечению человека потенциальными жизненными благами, в соответствии с его неотъемлемыми и целесообразными, с позиции развития личности, социальными правами - на труд, на социальное и материальное обеспечение семьи, на жизненный уровень, необходимый для поддержания его здоровья и благосостояния и т.д. Следовательно, она определяется как предмет идеологии и социальной политики государства и область его практической деятельности.
Задание
Дайте определение предписанному и приобретенному статусам, основываясь на знаниях, полученных при изучении социологии.
Объективной чертой любого общества является социальное неравенство, которое характеризуется неодинаковым доступом граждан к социально значимым благам, таким как деньги, власть, образование, престиж. Государство должно вести поиск оптимального уровня, регулировать неравенство, разрабатывая и применяя специальные механизмы. Таким путем в системе социальной защиты можно устранять и минимизировать влияние тех причин социального неравенства, которые оцениваются как несправедливые. Это большинство первичных (предписанных) причин, связанных с национальностью, полом, социальным происхождением человека и т.д., и часть вторичных (приобретенных) - материальное положение, семейный статус индивида и т.п. При этом, однако, важно не спровоцировать развитие социального иждивенчества (75. С.224).
В определении сущности социальной защиты значительное внимание уделяется социальной поддержке активности, инициативы граждан. Она осуществляется в отношении трудоспособного населения и заключается в том, что государство должно предоставить людям социальные гарантии равных условий для повышения уровня жизни за счет личного трудового вклада. Одновременно оно призвано защитить социально уязвимые группы населения, которым грозит социальная эксклюзия, отчуждение. Исходя из вышесказанного, государство должно поддерживать социальное развитие человека, обеспечивая возможность для каждого осуществить свое право на социальную защиту, предоставляя социальную поддержку и помощь и позволяя нормализовать взаимоотношения с обществом (13. С.192).
Универсальными принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость; системность и комплексность в деятельности субъектов социальной защиты; превентивность в оказании помощи; адресность; адаптивность к социальным изменениям; многосубъектность (91).
Система социальной защиты населения представляет собой комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей человека. В ней взаимосвязаны законотворческая, социально-экономическая и организационная деятельность государства и общества. Кроме того, социальная защита является системой социальных институтов и правовых норм, обеспечивающих их деятельность.
Субъектами социальной защиты, кроме государства, выступают органы местного самоуправления, работодатели (предприниматели), общественные объединения, сами граждане, реализующие свои жизненные силы и защищающие насущные интересы (11. С.35). Следовательно, в систему социальной защиты входит и социальная самозащита - защита человеком своего статуса, интересов, прав, выработка собственных способов самореализации в обществе.
Для эффективной деятельности субъектов социальной защиты необходимо наличие нормативно-правовых, экономических, социально-психологических и организационно-технических средств, т.е. ресурсов, позволяющих осуществлять социальную защиту населения и гарантировать реализацию социальных прав личности. Следовательно, в основе государственных социальных гарантий соблюдения принципа социальной справедливости должно лежать реальное обеспечение прав человека на минимальный доход, медицинское обслуживание, образование, защиту экономических и моральных интересов (48. С.141).
Задание
Подробно раскройте содержание принципа социальной справедливости, вернувшись к разделу 1.4.
Государство в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти является основным субъектом социальной защиты населения. Единую систему исполнительных органов в данной области деятельности образуют органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения. Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование. Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд.
Самостоятельными государственными учреждениями, созданными с целью формирования источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан и оказания им адресной помощи, являются фонды социальной поддержки населения: республиканский (федеральный) и территориальные. Их средства расходуются на дополнительное финансирование в целях предоставления нуждающимся натуральной помощи, организации бесплатного питания, оказания социальных услуг, в т.ч. на дому, обеспечения ночного пребывания бездомных в специальных учреждениях и т.д.
Критерием оценки функционирования системы социальной защиты в обществе выступает социальная защищенность - категория, связанная с реальными гарантиями и охраной коренных интересов людей во всех сферах их жизнедеятельности.
Задание
Изучите разделы «Социальная защита населения» и «Социальная защищенность» в «Словаре-справочнике по социальной работе» под ред. Е.И.Холостовой (М., 1997) и определите, какие государственные и общественные мероприятия могут обеспечить защищенность российских граждан.
Показателем, характеризующим уровень социальной защищенности в различных странах, международное сообщество признает разработанный ООН коэффициент гуманитарного развития, учитывающий реальную покупательную способность населения, состояние народного образования, здравоохранения, продолжительность жизни и т.д.
В Конституции Российской Федерации определены пути реализации права граждан на социальную защиту: обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты, принятие федеральных законов, гарантирующих осуществление этих прав. Реализация указанных мер позволяет защитить всех членов общества от рисков повседневной жизни. Для этого российское законодательство выделяет подсистемы социального страхования и социального обеспечения, выступающие сферами практической деятельности в системе социальной защиты населения.
Социальное страхование - система социально-экономических отношений, основанных на возмещении материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственными травмами и т.д., что осуществляется за счет взносов и отчислений работодателей, наемных работников и самозанятого населения. Принципами социального страхования выступают сохранность и защита накопленных и приобретенных в период страхования и выплаты взносов прав людей и возможность реализовать страховые гарантии.
Социальное обеспечение - система компенсации населению последствий воздействия социальных рисков, поддерживающая в первую очередь денежные доходы нетрудоспособных граждан. Эта система основана на общих налогах, поступающих в государственный бюджет. Принципы социального обеспечения - это солидарность, равноправие обращения, обязательное участие, ответственность государства за руководство системой, сохранность пособий независимо от места проживания обеспечиваемых лиц (11. С.35-36). Социальное страхование и социальное обеспечение реализуются путем предоставления социальных пособий, включающих социальные выплаты и социальную помощь.
Задание
Вернитесь к разделу 1.3. и повторите определения индивидуального и социального риска.
Если в широком смысле основу понятия социальной защиты составляет концепция гарантий, самореализации и прав человека, то в узком ее определение основано на концепции социального риска. Так, система социальной защиты в России в первую очередь направлена на реализацию прав социально уязвимых слоев населения, граждан, находящихся в крайне трудном положении вследствие воздействия социальных рисков. Принципы, по которым она осуществляется - заявительность, т.е. предоставление социальных услуг и других форм помощи гражданам по мере их обращения, и патернализм, т.е. государственная опека по отношению к наименее защищенным слоям населения (71. С.358).

Согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г., «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» 1997 г., «О государственной социальной помощи» 1999 г. (с изменениями и дополнениями), в первоочередном порядке социальной защитой и социальной помощью в России обеспечиваются пожилые одинокие граждане и супружеские пары, инвалиды, вынужденные беженцы и переселенцы, безработные, дети-сироты, многодетные семьи, малообеспеченные семьи и т.д. Между тем, происходящие в обществе изменения, зачастую связанные с расширением круга социально-незащищенных лиц, требуют сочетания заявительного принципа с выявлением граждан, нуждающихся в социальной помощи, соответствующими службами.
Понятие социальной помощи является более узким, чем понятие социальной защиты. В государственной системе социальной защиты в России социальная помощь выступает в качестве одной из составляющих социального обеспечения (рис.6). Здесь автор использует, несколько упростив, схему Е.Гонтмахера и В.Трубина, отражающую структуру российской социальной защиты населения.
Под социальной помощью в специальной литературе понимают систему мер, предпринимаемых обществом и государством с целью противодействия социальным рискам и заботы о человеке, который находится в трудной жизненной ситуации.
Универсальными принципами данной деятельности являются:
- экономическая эффективность, определяемая как оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование;
- общественная целесообразность как оказание помощи лишь тем, кто лишен способности к самообеспечению;
- приоритетность государственных начал оказания помощи;
- социальная солидарность как перераспределение средств в пользу социально слабой части общества;
- индивидуальная социальная ответственность как максимальная активность индивида в целях оказания самопомощи;
- всеобщность как равная возможность получения помощи для всех граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- разграничение полномочий и ответственности между государством и местными органами власти.
С точки зрения субъектов социальной помощи выделяют государственную, благотворительную, конфессиональную, добровольческую, гуманитарную помощь (98).
Понятие государственной социальной помощи, оказываемой на федеральном уровне, определено законодательно в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» 1999 г.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в данном субъекте Российской Федерации, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. К целям ее оказания относятся: поддержание уровня жизни малоимущих граждан, адресное использование бюджетных средств, усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, создание необходимых условий для обеспечения доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения (10. С.376).
Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. Государственную социальную помощь подразделяют на помощь, оказываемую в виде предоставления гражданам набора социальных услуг - социально-бытовых, социально-медицинских, социальноправовых, социально-реабилитационных и т.д., и государственную социальную помощь, оказываемую за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Очевидно, что оказание социальной помощи в современной России направлено на поддержание элементарно необходимых условий проживания особо нуждающихся категорий населения. Круг этих лиц выявляют на основе базовой нормативной единицы, характеризующей уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, достаточный для обеспечения жизнедеятельности человека - прожиточный минимум. Согласно методике его исчисления, принятой в 2000 г., он был несколько увеличен по сравнению с предыдущей методикой, принятой в 1992 г.
Между тем, исследователи проблемы практического использования потребительских бюджетов, выполняющих роль интегральных социальных нормативов потребления населением товаров и услуг, считают, что бюджет прожиточного минимума не может удовлетворить даже основные жизнеобеспечивающие потребности, а его качественный состав и размер не обеспечивают расширенное воспроизводство населения. Поэтому минимальный стандарт уровня жизни должен быть изменен так, чтобы трудоспособные граждане могли иметь условия для восстановления физических и интеллектуальных сил, развития личности.
Экономист Е.Ю.Ильина предлагает положить в основу деятельности российской системы социальной защиты бюджеты разного уровня:
- бюджет прожиточного минимума, выделяющий из состава малоимущих наименее обеспеченных людей;
- минимальный потребительский бюджет, свидетельствующий о достижении низшего уровня социально-приемлемого достатка;
- рациональный бюджет, позволяющий обеспечить достаточно благоприятные условия жизнедеятельности индивида.
В этом случае социальным стандартом потребления, критерием его социально-приемлемого уровня будет являться не прожиточный минимум, а минимальный потребительский бюджет. Указывая на затраты, необходимые для физического и социального воспроизводства человека, этот показатель регулирует верхнюю границу бедности. Он определяет слои общества, нуждающиеся в некоторых формах социальной помощи. В свою очередь, прожиточный минимум можно будет рассматривать как характеристику нижней границы бедности, обусловливающую право социально-уязвимых групп населения на обращение в органы социальной защиты за получением материальной социальной помощи. Принятие этих показателей за основу деятельности органов социальной защиты по предоставлению помощи нуждающимся помогло бы снизить степень потенциального социального риска, который угрожает значительной части населения России (24. С.10).
Оказание социальной помощи на региональном и муниципальном уровнях ориентировано, прежде всего, на расширение ее форм, при этом основной формой продолжает оставаться денежная помощь. Программы помощи разворачиваются на основе бюджетных и внебюджетных местных ресурсов, развивается адресная направленность социальной помощи, что рационально ограничивает ресурсы, сужая круг ее получателей.
В систему социальной помощи входит социальное обслуживание населения. Социальное обслуживание - это составная часть социальной работы, которая предусматривает оказание специализированных социальных услуг, т.е. содействие в осуществлении различного рода функций, связанных с жизнедеятельностью людей в различных подсистемах общества (11. С.36). Социальное обслуживание осуществляется в целях обеспечения социального здоровья, поддержания жизнеобеспечения членов общества и преодоления кризисных ситуаций в их развитии.
По Закону РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г., социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, по оказанию социальнобытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социальноправовых, социально-реабилитационных, информационных и других услуг гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
При этом объем и качество оказываемых социальных услуг должны отвечать потребностям населения, что обусловливается наличием у государства материальных, организационных, информационных и иных средств обеспечения этого вида социальной помощи. Предоставление социальных услуг должно распространяться на все сферы жизнедеятельности и включать в себя помощь на дому и в стационарных условиях, организацию дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания и патронажа, предоставление временного приюта, консультативные, социально-терапевтические, коррекционные, обучающие услуги, помощь в решении внутрисемейных проблем, в реабилитации детей-инвалидов и т.д.
Согласно вышеназванному закону, социальное обслуживание в России строится на принципах доступности социальных услуг, справедливости, приемлемости и законности их предоставления, эффективности и экономичности, солидарности с клиентом. Однако гарантии их соблюдения не всегда четко оговорены в федеральных законах и подзаконных актах. Соответственно, специалисты подчеркивают необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в области социального обслуживания (64. С.17).
Социальная практика современной России показывает, что наиболее распространенными и признанными услугами по-прежнему остаются выдача пособий, материальная и вещевая помощь. Граждане также ощущают потребность в улучшении жилищных условий, получении медицинской помощи, однако предоставление иных институционализированных услуг, таких как оказание педагогической, юридической, психологической поддержки и пр., не осознается ими как необходимость. В целях благоприятного развития социальной сферы требуется опережающее предложение разнообразных социальных услуг и широкое распространение информации о них в обществе.
Несмотря на то, что определенный уровень развития системы социального обслуживания в российском обществе достигнут, его нельзя признать достаточным. Совершенствование этой системы должно базироваться на применении инновационных социальных технологий, адаптации к российской практике видов и форм работы, успешно используемых за рубежом, развитии социального партнерства граждан и социальных служб и т.д.
От структурной полноты и завершенности системы деятельности учреждений социального обслуживания, социального обеспечения, социального страхования зависит и эффективность социальной защиты населения в целом.

система экономических, организационных, административных, правовых мер, осуществляемых обществом, государством и другими социальными институтами и призванных предотвращать неблагоприятные воздействия на людей со стороны социальной среды или смягчать последствия таких воздействий. В одних случаях благодаря этим мерам обеспечивается безопасность человека от преступных посягательств или правовая защита от административного произвола и др. В других случаях - материальная, правовая или иная помощь. Такой помощью являются денежные социальные пособия, благодаря которым человек оказывается защищен от голода, помощь в обеспечении граждан жильем, поддержка предпринимателей в организации и ведении бизнеса, правовая помощь и т. д. Таким образом, социальную поддержку и помощь можно рассматривать как составные части механизма социальной защиты. Встречающееся в литературе представление, что видом социальной защиты является самозащита, нельзя признать правильным. Социальная защита - это защита, идущая именно от социума, большого или малого человеческого сообщества и имеющихся в нем институтов. Диапазон направлений, по которым осуществляется социальная защита, расширялся по мере развития цивилизации. Важнейшим признаком социально развитого государства является максимально широкий диапазон социальной защиты и наличие эффективных механизмов, обеспечивающих ее. Круг направлений социальной защиты охватывает защиту от: нарушений прав и законных интересов граждан; преступных посягательств на личность и собственность; административного произвола; голода и нищеты (социальная защита включает предоставление материального вспомоществования тем, кто в силу объективных причин не может самостоятельно обеспечить свои элементарные жизненные потребности); угрозы остаться без медицинской помощи, без получения на социально приемлемом уровне образования и т. д. Как видно, социальная защита далеко не сводится к оказанию материальной помощи, как это нередко представляется. К механизмам обеспечения социальной защиты относятся: система правовых норм соответствующего направления, правоохранительные органы, государственные и муниципальные органы, призванные оказывать материальную и организационную помощь нуждающимся, профсоюзы и другие общественные организации, защищающие права и интересы различных групп и категорий населения, свободная печать, институционализированная система предоставления гражданам бесплатных и льготных медицинских и образовательных услуг.

Определение понятия «социальная защита населения»

“Social protection” concept definition

Петухова Ирина Владимировна

Аспирантка РЭУ им. Г.В. Плеханова

Кафедра Экономики труда и управления персоналом

no.more.mailss@gmail.com

Irina Petukhova

Post-graduate of Plekhanov Russian Economic University

Labour economics and personnel management department

[email protected]

Аннотация: В статье анализируется понятие «социальная защита», рассматриваются различные подходы к его определению, отмечаются основные элементы, необходимые для построения эффективной системы социальной защиты населения.

Ключевые понятия: социальная защита, социальные риски, система социальной защиты населения

Annotation: In the article the concept of “social protection” is analyzed, different approaches to its definition are examined, basic elements, necessary for building an effective social protection system, are noted.

Keywords: social protection, social risks, social protection system

Социальная защита населения является важной составляющей социальной политики любого государства. Впервые понятие «социальная защита» получило официальное закрепление за рубежом – сначала в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф.Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 1940-х годах, в документах Международной организации труда . В 1952 году МОТ принята Конвенция № 102, содержащая целую концепцию социальной защиты. Она провозглашает право всех членов общества на социальную помощь, вне зависимости от трудового стажа и размера выплаченных страховых взносов. В данной Конвенции также выделяется девять направлений, по которым должна быть оказана данная помощь: медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пенсии по производственному травматизму, пособия в связи с рождением ребенка, семейные пособия, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца. В Конвенции зафиксирован базовый принцип равноправия при оказании социальной помощи – все государства, ратифицировавшие Конвенцию, принимают на себя обязательство предоставлять на своей территории гражданам любого другого государства-члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые со своими гражданами права, касающиеся установленных Конвенцией видов социального обеспечения. Странам, не достигшим необходимого уровня развития экономики и системы медицинского обслуживания населения, предоставляется возможность ратифицировать Конвенцию, на начальном этапе временно исключив некоторые аспекты, при обосновании причин такого исключения в ежегодных докладах, предоставляемых в МОТ . В дальнейшем концепция МОТ нашла свое отражение в документах Европейского союза: в Европейском кодексе социального обеспечения (1968 г.), Хартии основных социальных прав трудящихся, Зеленой (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике и пр.

В отечественной экономической литературе понятие социальной защиты появилось с началом перехода России от плановой экономики к рыночным отношениям, однако до настоящего времени оно не получило окончательного определения. Это обусловлено как относительно короткой историей существования данной категории в России, так и сложностью происходящих в нашей стране экономических и социальных процессов. Вследствие этого различными авторами содержание данного понятия трактовалось, как правило, в зависимости от субъективного понимания социально-экономических явлений и институтов, которые должны быть охвачены данной категорией, и к настоящему моменту сформировалось значительное количество подходов к его определению. Так, одни авторы рассматривают социальную защиту как деятельность государства по обеспечению развития личности, а также поддержку малообеспеченных групп населения . Другие – как систему гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни . Некоторые исследователи вообще игнорируют понятие социальной защиты, оставаясь в рамках традиционных категорий «социального обеспечения» и «социального страхования» .

Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, надостойный уровень жизни . Однако, с целью выявления значимости данной сферы непосредственно для граждан, представляется более целесообразным сосредоточиться на выявлении сущности категории «социальная защита» именно в узком смысле.

  • В.В. Антропов считает, что «под системой социальной защиты следует понимать совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия» ;
  • по мнению А.Н. Аверина, социальная защита «представляет систему мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни» ;
  • Т.К. Миронова предлагает рассматривать социальную защиту, как «деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия» .

Под социальным риском понимается предполагаемое вероятное событие в жизни человека, наступление которого приводит к постоянной или временной утрате способности к труду. К основным видам социальных рисков относятся: болезнь, временная нетрудоспособность, получение травмы в течение трудового процесса, профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Данный подход наиболее полно отражает категорию «социальная защита» применительно к современным российским реалиям. Именно существование социальных рисков, представляющих собой негативное воздействие окружающей среды, обуславливает необходимость разработки, осуществления и совершенствования мер социальной защиты населения.

В федеральных нормативных правовых актах Российской Федерации определение понятия «социальная защита» закреплено по отношению к конкретным категориям граждан – ее получателям или выражено путем перечисления конкретных адресных мер, однако обобщенного толкования данной категории не существует. Так, например, согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Обобщая все вышесказанное, представляется возможным сделать вывод, что смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.

Социальная защита населения выполняет определенные функции. Глобально их можно объединить в следующие четыре основных функциональных категории: превентивная, экономическая, реабилитационная и институциональная. Превентивная функция социальной защиты заключается в проведении организационно-технических и медицинских мероприятий, которые позволяют защитить здоровье и трудоспособность человека. Экономическая функция связана с возмещением человеку утраченного дохода, что обусловлено наступлением таких социальных рисков, как временная или постоянная потеря трудоспособности и здоровья, а также компенсацией дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью. Реабилитационная функция предусматривает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию человека, осуществляемую с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности, а также содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Институциональная функция означает поддержание институтов и обеспечение функционирования механизмов социальной защиты населения.

Наряду с основными функциональными направлениями, институциональную базу социальной защиты населения составляют определенные принципы, основными из которых являются:

  • принцип мультисубъектности – в качестве субъектов социальной защиты выступают общество, органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения и организации, профессиональные ассоциации, организации, предприятия, учреждения, работодатели;
  • принцип солидарности субъектов социальной защиты, обусловленный распределением ресурсов между субъектами для ее осуществления;
  • принцип всеобщности мероприятий в системе социальной защиты, так как они распространяются на всех членов общества и граждан государства и предполагают обеспечение условий для доступа человека к трудовой деятельности, образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортной сфере, жилищно-коммунальным и иным объектам социальной инфраструктуры и видам социальных услуг;
  • принцип непрерывности – социальная защита должна осуществляться на протяжении всей жизни человека;
  • принцип дифференцированности (адресности), означающий специфическую направленность мер социальной защиты в зависимости от уровня экономической самостоятельности человека, степени его трудоспособности, уровня дохода и других факторов.

Следует отметить, что реализация именно всех четырех обозначенных функций и соблюдение вышеперечисленных принципов обеспечивает комплексность мер, являющуюся основой построения эффективной системы социальной защиты населения в государстве. Причем, не смотря на то, что разработка и усиление экономических и реабилитационных мер имеет огромное значение в текущих условиях, необходимо уделять не меньшее внимание мерам предотвращения возможностей появления социальных рисков, так как именно результативность последних является гарантией благосостояния населения, роста уровня и качества жизни граждан, а также, в последствии, снижения затрат государства в данной сфере.

Библиографический список

  1. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – с. 9.
  2. ILO Convention No. 102. Social Security (Minimum Standards) Convention, 1952 [Электронныйресурс] // International LabourOrganisation, 1952. URL: http://www.ilocarib.org.tt/projects/cariblex/conventions_14.shtml (дата обращения: 25.11.2011).
  3. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: Учеб.-метод. Пособие. – Казань: Казан.гос. технол. ун-т, 1995. – с. 19.
  4. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 1998. – с. 7.
  5. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – М.: Экспертное Бюро, 1997. – с. 6.
  6. Заяц О.В. Экономические основы социальной работы: Учеб.пособие. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003.
  7. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – с. 11.
  8. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – с. 3.
  9. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» // Трудовое право. – 2008. – № 3.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении