nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Закупка нир. Специфика проведения торгов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Описание объекта закупки

О готовящихся изменениях в 94-ФЗ корреспонденту STRF.ru рассказал проректор Государственного университета - Высшей школы экономики, директор Института анализа предприятий и рынков, кандидат экономических наук Андрей Яковлев

Президент поручил правительству подготовить новую редакцию федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (94-ФЗ). Министерство экономического развития РФ, в свою очередь, готовит в действующий закон поправки, касающиеся закупок НИР и НИОКР. Они, в частности, предусматривают, по словам министра Эльвиры Набиуллиной, "возможность заказчику устанавливать дополнительные требования, повысить его гибкость, но одновременно повысить независимость отбора этих победителей и независимость приемки результатов научно-исследовательских разработок". О готовящихся изменениях в 94-ФЗ корреспонденту STRF.ru рассказал проректор Государственного университета - Высшей школы экономики, директор И , кандидат экономических наук Андрей Яковлев .

Андрей Александрович, что необходимо учесть в концепции новой редакции 94-ФЗ, разработать которую поручил правительству Дмитрий Медведев?

Нужно извлечь уроки из опыта применения 94-го федерального закона в течение последних пяти лет. Опыт, на мой взгляд, свидетельствует о том, что необходимо найти механизмы, позволяющие при осуществлении закупок учитывать не только цену, но и качество поставляемых товаров, работ и услуг. Это, прежде всего, важно для новой, инновационной продукции и исследовательских разработок, по которым цена отнюдь не всегда является главным показателем. Критерии, характеризующие качество самих товаров, работ и услуг, тоже недостаточны, поскольку их не всегда возможно оценить априори. Соответственно, здесь нужны дополнительные критерии, гарантирующие качество поставок, такие как деловая репутация потенциального поставщика, опыт выполнения подобных работ. Эти критерии очень важны в сфере НИР и НИОКР.

- В этой сфере, как известно, 94-ФЗ практически не работает. Как, на Ваш взгляд, оптимизировать условия проведения конкурсов на выполнение работ и оказание услуг организациями науки и высшего образования?

Уже почти год довольно активно обсуждаются поправки в 94-ФЗ в части закупок НИР и НИОКР, инициированные Министерством экономического развития и Федеральной антимонопольной службой. В ходе дискуссии, проходившей на заседаниях рабочей группы, в которую также входят представители Минобрнауки, Федеральной службы по тарифам, ГУ-ВШЭ и других организаций, высказывался ряд ключевых идей - довольно разумных. Один из дискуссионных вопросов связан с оценкой качества заявок и квалификации поставщиков. Международный и российский опыт показывают, что нет конечного набора объективных показателей, которые можно было бы использовать априори; такая оценка реально может проводиться только экспертами. Поэтому в законопроекте прописана идея создания экспертных советов, которые будут оценивать качество заявок и квалификацию исполнителей. Сейчас обсуждается принцип формирования подобных советов. Будут ли они создаваться централизованно, то есть по единой схеме, которая станет общей для всех ведомств и госзаказчиков, или же это будет децентрализованная система, когда советы создаются при крупных госзаказчиках и ведомствах - главных распорядителях бюджетных средств - при последующем согласовании с регуляторами в лице Министерства экономического развития, ФАС и Минобрнауки. Это первая существенная новация и первая развилка.

Идея с экспертными советами опирается на то, что в науке всегда очень важной была (и остается) личная репутация исследователя. Эта идея, которая изначально была предложена специалистами ВШЭ, учитывает успешный опыт функционирования подобной схемы в рамках научных фондов - РФФИ, РГНФ. Существующая там система экспертизы позволяет отбирать нормальные заявки и одновременно не порождает обвинений в коррупции и "откатах", которые часто звучат в связи с госзакупками, особенно в случае с НИР и НИОКР.

Дело в том, что при закупке товара надо показать сам товар, количество и качество которого, как правило, можно проверить. Поэтому масштабы "откатов" здесь физически ограничены. А при закупке НИР надо написать отчет, стоимость и качество которого оценить довольно сложно. И что в этом отчете нового, определяет заказчик. Допустим, при закупке товаров или услуг "откаты" примерно в 15-20 процентов технически возможны, но они уже создают проблемы. А при закупке НИР "откаты" могут составлять 50 процентов и даже более - в случаях, когда заказчик сознательно идет на завышение цены либо соглашается принять липовый отчет, представляющий собой нарезку чужих текстов.

Тут мы выходим на вторую, очень актуальную и требующую решения проблему - плагиат. В законопроекте записано, что будет вводиться система централизованного сбора всех отчетов (в том числе в виде файлов) в единое хранилище и будет проводиться их проверка на наличие плагиата. Это придется делать и самим госзаказчикам, поскольку теперь они будут отвечать за приемку отчетов, содержащих плагиат. Для этого Минобрнауки и госзаказчикам нужно будет решить технологические вопросы - как организовать такие проверки и как определять факт плагиата. И здесь потребуются определенные методики. Но в любом случае важно, что эта проблема поставлена. По моему мнению, контроль наличия плагиата может быть весьма эффективным способом ограничения коррупции в сфере госзакупок НИР и НИОКР.

В целом этот законопроект - существенное продвижение в концептуальном плане в сравнении с действующей редакцией 94-ФЗ. Правда, пока у меня есть большие сомнения относительно того, насколько операциональны прописанные в нем механизмы, в частности по формированию экспертных советов.

Описанные Вами поправки предполагается вносить в действующий 94-ФЗ или они войдут в новую редакцию закона?

Скорее всего, это произойдет в рамках существующего 94-ФЗ, поскольку для подготовки новой редакции закона потребуется больше времени. Предлагается ввести в 94-ФЗ новую главу, которая будет регулировать закупки НИР и НИОКР.

Отмечу еще один важный момент - введение двух параллельных режимов закупок, которые описываются в начале этой главы. Госзаказчики получат возможность выбора: либо они действуют в рамках уже существующих процедур, либо идут на новые решения, которые дают большую свободу с точки зрения возможности выбора поставщиков. Во втором случае предлагается иная схема весовых критериев: на цену придется всего 35 процентов из них, а 65 процентов будут определяться за счет квалификации поставщика и качества заявки. Но такая схема одновременно предъявляет более жесткие требования к самим госзаказчикам: они должны будут в обязательном порядке проводить оценку заявок и отчетов через создаваемые экспертные советы, а также контролировать все отчеты на наличие плагиата.

На практике нам очень часто приходится обращаться к Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон), в соответствии с которым заказчики размещают заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг путем проведения запроса котировок, конкурса, аукциона или согласно ст. 55 Закона . Но помимо «повседневных» простых закупок с традиционными предметами контракта (продукты питания, канцелярские товары, текущий ремонт, страхование автогражданской ответственности) существуют и такие специфичные виды закупок, которым Закон уделил недостаточное внимание, поэтому они, как правило, вызывают большое количество вопросов. К таким закупкам относятся открытые конкурсы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее по тексту - НИОКР ). Это связано с тем, что заказы на НИОКР размещаются довольно малой аудиторией заказчиков, которые по специфике своей деятельности заинтересованы в научных исследованиях и в создании новой интеллектуальной продукции . Заказчик сталкивается со сложностями уже на этапе формирования конкурсной документации, поскольку здесь он должен составить техническое задание исходя из своих целей и индивидуальных потребностей, а это не всегда просто при отсутствии возможности просмотреть аналогичные закупки по заданной тематике.

Трудности при размещении заказов на НИОКР связаны еще и с тем, что заранее заказчику описать результаты выполненных работ достаточно сложно, и поэтому при размещении заказа заказчик фактически оплачивает время, затрачиваемое научным коллективом специалистов определенной квалификации на решение поставленной задачи. При этом качество выполненных работ тоже не всегда прямо зависит от суммы размещаемого заказа, т. е. иногда контракты с низкими начальными (максисмальными) ценами могут привести к более качественному выполнению работ, нежели те работы, которые потребовали от заказчика больших финансовых затрат.

Итак, под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами понимается комплекс мероприятий, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство и включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы могут выполняться по специальному заказу заказчика. В большей степени отношения по поводу выполнения данного вида работ регулируются договором, заключенным на основании положений ст. 769 Главы 38 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ). Согласно нормативному определению: «По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее».

При этом ст. 769-774 ГК РФ четко разграничивают договоры на выполнение НИОКР и выделяют два вида таких договоров:

  • договор на выполнение научно-исследовательских работ , по которому исполнитель должен провести научные исследования, обусловленные техническим заданием;
  • договор на выполнение опытно-конструкторских (или технологических) работ , по которому исполнителю надо разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию.

Договор на выполнение НИОКР может включать как выполнение одновременно научно-исследовательских (далее по тексту - НИР) и опытно-конструкторских работ (далее по тексту - ОКР), так и только одного вида работ.

В соответствии с действующим законодательством к договорам на выполнение НИОКР применяются некоторые нормы, установленные для договоров подряда, но у договора на НИОКР есть и свои особенности. Рассмотрим отдельные из них.

При выполнении НИОКР исполнитель обязуется провести научные исследования лично либо, если иное не предусмотрено договором, например с согласия заказчика, он вправе привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике, предусмотренные ст. 706 ГК РФ.

У заказчика согласно п. 8.3 ч. 4 ст. 22 Закона есть возможность заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа (далее - УРЗ) при размещении заказа на выполнение двух и более НИОКР в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации. В данном случае НИОКР составляют один лот. И заказчик указывает количество таких контрактов.

При этом все стороны договора на выполнение НИОКР обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, при условии, что иное не предусмотрено договорами на выполнение данных видов работ.

УРЗ в таких договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан:

  • выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;
  • согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
  • своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре.

В свою очередь, заказчик в договорах на выполнение НИОКР обязан:

  • передавать исполнителю по контракту необходимую для выполнения работы информацию;
  • принять результаты выполненных работ и оплатить их.

Как правило, в договор на выполнение НИОКР включаются условия об интеллектуальной собственности , регулирующие следующие вопросы:

  • разграничение прав на предшествующую интеллектуальную собственность и интеллектуальную собственность, созданную при выполнении НИОКР;
  • распределение прав на созданную интеллектуальную собственность;
  • права работодателя на созданную интеллектуальную собственность;
  • права авторов на получение вознаграждения;
  • сторону, ответственную за обеспечение технического уровня и патентной чистоты результатов работ по договору на выполнение НИОКР;
  • сторону, ответственную за выявление охраноспособных результатов НИОКР и за обеспечение их правовой охраны;
  • и иные.

Таким образом, после того как заказчик становится полноценным владельцем прав на объекты интеллектуальной собственности, входящие в результаты НИОКР , исполнитель, в свою очередь, получает право использовать для собственных нужд эти объекты, причем с соблюдением норм, содержащихся в законодательстве об интеллектуальной собственности в ГК РФ, ФЗ № 316 от 30 декабря 2008 г. «О патентных поверенных».

При формировании начальной (максимальной) цены контракта стоимость выполняемых НИОКР обычно определяется исходя из расчета утверждаемых заказчиком затрат на оборудование, материалы и т. п. и повременной оплаты труда научных сотрудников.

В качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение НИОКР является одинаковой , и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех контрактов в отношении данного лота.

Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по государственному или муниципальному контракту, которые должны быть обеспечены. В случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы указанное требование устанавливается в отношении каждого контракта на выполнение таких работ, и размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству этих контрактов с учетом требований настоящего пункта.

Если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить государственные или муниципальные контракты на выполнение двух и более НИОКР с несколькими УРЗ, то УРЗ вправе подать заявку на участие в конкурсе (лоте) только в отношении одной такой работы. Заявка, поданная одновременно в отношении двух или более работ, не рассматривается и возвращается подавшему ее участнику.

Если по результатам подачи заявок число поданных заявок не превышает указанного в конкурсной документации количества НИОКР , конкурс признается несостоявшимся и контракты на выполнение указанных работ заключаются со всеми УРЗ, подавшими заявки на участие в конкурсе, в порядке, установленном ч. 12 ст. 25 Закона, при условии, что такие заявки соответствуют требованиям и условиям, предусмотренным документацией.

По условиям государственных контрактов на НИОКР права на коммерческое использование результатов НИОКР (при безусловном соблюдении авторских прав разработчиков), как правило, принадлежат заказчику.

Особенности участия в торгах на право выполнения НИОКР

№ п/п Особенность Конкурс на выполнение НИОКР Конкурс на любые другие виды работ
1. Подача заявок Если договором предусмотрено выполнение двух и более НИОКР с несколькими УРЗ, то УРЗ вправе подать только одну заявку в отношении одной такой работы . Заявка, поданная одновременно в отношении 2-х или более работ, не будет рассматриваться. Одна в отношении каждого лота.
2. Случаи признания конкурса несостоявшимся Если по окончанию срока подачи заявок число поданных заявок не превышает указанного в документации количества НИОКР, конкурс признается несостоявшимся , и контракты на выполнение указанных работ заключаются со всеми УРЗ, подавшими заявки. Не было подано ни одной заявки; подана одна заявка; только одна заявка признана соответствующей требованиям документации; только один УРЗ допущен к участию в конкурсе.
3. Вскрытие конвертов с заявками Протокол размещается в течение 3-х рабочих дней со дня подписания такого протокола. Протокол размещается в течение дня, следующего за днем подписания такого протокола.
4. Рассмотрение заявок Не предусмотрено. Не более 20 дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
5. Срок оценки и сопоставления заявок Срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 30 дней со дня подписания протокола вскрытия конвертов. Срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.
6. Победитель Если документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение НИОКР с несколькими УРЗ, то комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам , содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, должно равняться указанному в конкурсной документации количеству контрактов на выполнение НИОКР. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил наилучшие условия исполнения контракта и заявке которого присвоен первый номер.
7. Обеспечение конфиденциаль?ности договора Все стороны договора обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, при условии, что иное не предусмотрено договорами на выполнение данных видов работ. Не регламентировано.
8. Результат
  • разработка опытных образцов новой техники и технологической документации на внедрение новой техники;
  • новая технология;
  • документально оформленная и экспериментально подтвержденная расчетами научно-техническая информация.
  • поставка товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

Светличная Лилия Алексеевна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

Контрактная система комплексно регулирует закупку товаров, работ, услуг независимо от их видов. Тем не менее в отношении отдельных видов закупок контрактная система предусматривает особенности их осуществления.

Закупка НИР (НИОКР).

В отношении закупки НИР (НИОКР) нормативное правовое регулирование контрактной системы устанавливает следующие особенности.

Обычно такие работы закупаются посредством проведения конкурсов. Правила оценки заявок позволяют устанавливать в этом случае следующие предельные величины значимости критериев оценки заявок:

  • 20% от суммарной значимости всех критериев минимально должно отводиться значимости стоимостных критериев оценки;
  • 80% - максимальная значимость нестоимостных критериев оценки.

Таким образом, при проведении конкурсов на выполнение НИОКР

качественные и квалификационные характеристики участника закупки имеют определяющее значение. Выиграть за счет снижения цены контракта при таких величинах значимости практически невозможно.

Кроме того, при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение НИОКР заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки с предложением демпинговой цены контракта (снижение от НМ ЦК более 25%). Подробнее об этом говорится в параграфе 3.6.

Также при закупке работ по проведению научных исследований Закон о закупках дает право заказчику провести двухэтапный конкурс, если для уточнения характеристик объекта закупки (содержания и требуемых результатов научных исследований) необходимо провести обсуждения с участниками закупки.

Закон о закупках разрешает проводить закупки на так называемые поисковые научно-исследовательские работы. В этом случае допускается заключение нескольких контрактов на выполнение одной и той же научно- исследовательской работы с несколькими участниками закупки одновременно. Для проведения такой закупке в конкурсной документации необходимо указать следующие дополнительные сведения:

  • информация о возможности заказчика заключить контракты с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации;
  • указание количества контрактов, которые заказчик планирует заключить на выполнение поисковой научно-исследовательской работы;
  • в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно- исследовательских работ является одинаковой. Начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота.

В случае если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение двух и более поисковых научно- исследовательских работ с несколькими участниками открытого конкурса, участник открытого конкурса вправе подать заявку на участие в открытом конкурсе (лоте) только в отношении одной поисковой научно-исследовательской работы.

При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение поисковой научно-исследовательской работы протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в такой закупке допускается размещать в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты подписания такого протокола.

При оценке заявок на участие в такой закупке конкурсная комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам на участие в конкурсе, содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, не должно превышать количество контрактов, которое планируется заключить по результатам закупки, указанное в конкурсной документации.

Научные исследования и разработки лежат в основе научно-технического прогресса и важнейших мировых открытий. Спрос на данный вид работ наблюдается в самых разных отраслях и сферах жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные хорошо финансируемые тендеры и госзаказы. Положение исследовательской деятельности на тендерном рынке России выражено приведенной ниже статистикой.

В 2015 году было проведено свыше 5000 тендеров на научные исследования. Общая сумма заключенных контрактов составляет 44,5 млрд. руб., а средняя цена одного тендера - 8,9 млн. руб. Во время торгов падение цены достигало в среднем 8%. Конкурентность в отрасли можно охарактеризовать соотношением 1,31 поставщика на контракт. Среди 6530 участников было 1752 постоянных заказчика и 1886 постоянных поставщиков. Допуск к участию в аукционах на научные исследования получили 82,21% подрядчиков. 35,57% заказчиков потребовали обеспечение исполнения контракта.

Статистика по регионам

Наибольшее число тендеров по разработке технологии термической обработки заключили:

  • Москва - 36,5%
  • Санкт-Петербург - 11,9%
  • Московская область - 9,2%
  • Томская область - 2,6%
  • Нижегородская область - 2,4%
  • Свердловская область - 2,2%
  • Краснодарский край - 1,9%
  • Новосибирская область - 1,8%
  • Татарстан - 1,8%

По итогам торгов крупнейшие контракты заключили:

  • Москва - 77,5%
  • Санкт-Петербург - 4,4%
  • Татарстан - 3,2%
  • Московская область - 2,5%
  • Томская область - 1,5%
  • Башкортостан - 1,0%
  • Приморский край - 0,9%
  • Свердловская область - 0,9%
  • Нижегородская область - 0,8%

Сезонность

С января по март покупательский интерес к исследованиям был невысоким. Ситуация кардинально изменилась в апреле - был объявлен 351 тендер. Это число увеличивалось вплоть до июня (661 тендер). После небольшого спада в следующие три месяца число закупок вернулось к прежнему уровню в октябре (655 закупок). Затем тендерная активность постепенно снизилась до 502 заказов. В ноябре были заключены крупнейшие контракты на сумму свыше 15 млрд. руб. С января по апрель сделки не превышали 3 млрд. руб. В остальное время сумма контрактов колеблется в пределах 5-8 млрд. руб.

Площадки

Чаще всего госзаказы на научные исследования проходили на следующих площадках:

  • FABRIKANT.RU - 450 заказов на 4 619 876 тыс. руб.
  • Сбербанк-АСТ - 415 заказов на 973 479 тыс. руб.
  • Группа площадок B2B - 194 заказа на 763 342 тыс. руб.
  • РТС-тендер - 162 заказа на 159 239 тыс. руб.
  • Росэлторг - 183 заказа на 144 305 тыс. руб.
  • ЭТП «ММВБ-ИТ» - 57 заказов на 113 922 тыс. руб.
  • Система Электронных Торгов - 33 заказа на 16 226 тыс. руб.

Заказчики

Крупнейшие заказы объявили: Федеральное космическое агентство, Минпромторг России, Концерн Моринсис - Агат, Росатом, Башнефть, ЗАО «Аэрокомпозит», Минобороны России, Минкомсвязь России, ОАОА «ТВ ЦЕНТР» и другие.

Для оперативного информирования о госзакупках на научные исследования предлагаем подписаться на бесплатную e-mail рассылку портала сайт.




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении