nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Понятие госзакупок, как принять участие. Инструкция участия в тендерах - с чего начать Как стать участником торгов на госзакупках

Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на .

Что такое госзакупки?

Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота - не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни

Где проводятся госзакупки?

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика », то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика - это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

Закрытые способы применяются в следующих случаях:

  • информация о госзакупках является государственной тайной;
  • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
  • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

Этапы электронного аукциона

1.Получить электронную подпись

Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье .

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки - это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде , а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот - отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% - 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Где пройти обучение процедуре госзакупок?

Закон № 44-ФЗ не просто объемный (около 180 страниц в формате Word), но и сложный для понимания, поэтому самостоятельно освоить процедуру госзакупок проблематично. Выше мы уже говорили, что на государственных площадках публикуется информация в виде пошаговых инструкций. Пройти полноценное обучение, но уже за некоторую сумму, можно и в специальном «Сбербанк-АСТ».

Кроме того, в Москве создан Единый центр госзаказа, в рамках которого представители малого и среднего предпринимательства могут получить бесплатное информационное сопровождение, которое включает:

  • семинары, круглые столы, форумы, очные, заочные и он-лайн консультации;
  • набор методических материалов, памяток, инструкций.

Если наша статья помогла вам разобраться в процедуре проведения госзакупок, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями - пусть она поможет и им. Нам будет очень приятно!

Для того, чтобы участие в размещении госзаказа стало для акционерного общества выгодным и прибыльным, мало просто время от времени подавать заявки на участие в закупочных процедурах. Здесь важно выстроить такую систему, которая, с одной стороны, учитывала бы особенности размещения государственного и муниципального заказа, а с другой - позволяла бы подразделениям организации активно взаимодействовать между собой в целях формирования наиболее выгодного для компании предложения по конкретной закупке. Для этого юридическому отделу АО нужно четко представлять себе этапы участия в госзакупках.

1. Поиск заказов. В настоящее время все государственные и муниципальные заказы собраны в одном месте - на сайте www.zakupki.gov.ru – официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.

Чтобы не пропустить интересный и выгодный заказ, можно назначить сотрудника, который будет с установленной периодичностью посещать сайт и отслеживать необходимую информацию для АО. После того, как компания остановит свой выбор на интересном ей заказе, необходим анализ его выгодности для АО. Здесь важно не только рассчитать прибыль, которую получит компания, но и неизбежные расходы, связанные с участием в закупочных процедурах и заложенные в цену контракта. Так, например, если в цену контракта заложены расходы по доставке товара заказчику, компании будет тем выгоднее исполнять данный контракт, чем ближе к заказчику она находится. Также нужно принять в расчет и ресурсы организации – сможет ли она своими силами исполнить весь объем контракта или придется привлекать соисполнителей. И подобных нюансов для каждой компании великое множество, а потому и аналитическая работа, предшествующая участию в госзаказе, должна быть проведена на должном уровне.

Это особенно важно при участии в электронных аукционах. Как красноречиво свидетельствует практика, во многих из них участники, торгуясь и стремясь одержать победу любой ценой, значительно снижают цену (иногда в два раза и более по сравнению с начальной ценой контракта - при том, что заказчики обязаны установить обоснованную, то есть близкую к рыночной начальную цену). В результате победитель такого аукциона при исполнении контракта вдруг сталкивается с отсутствием у себя достаточных денежных средств. В конечном итоге он не может выполнить условия контракта.

2. Подача заявки, в которой содержится предложение участника размещения заказа. Заявка должна соответствовать установленным заказчиком требованиям, которые содержатся в документации по закупке (извещении о проведении запроса котировок, конкурсной или аукционной документации).

Правильно составленная заявка должна содержать:

  • согласие участника в госзаказе на участие размещения заказа на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией;
  • конкретные показатели предлагаемого для использования товара.

Иными словами, если заказчику нужно, например, жидкое мыло (уровень pH: 6, антибактериальное, в канистрах по 5 л.), то и в заявке компании должно быть указано именно это мыло и именно эти характеристики. Проще говоря, готовить заявку следует строго в соответствии с требованиями заказчика. Вносить изменений в ее текстовую часть или при заполнении таблиц ни в коем случае нельзя.

Правила подачи заявки различны в зависимости от процедуры. Например, в конкурсе и запросе котировок заявка может быть подана в письменном виде или в форме электронного документа непосредственно заказчику по адресу и во время, указанным в документации. В электронном аукционе заявка подается только в электронной форме через интерфейс торговой площадки, на которой проводится данный аукцион.

Для подачи документов в электронной форме компании необходимо иметь электронную подпись, полученную в удостоверяющем центре, аккредитованном на конкретной электронной торговой площадке. При этом она выдается не организации в целом, а конкретному уполномоченному работнику организации. Рекомендуем АО завести сразу несколько электронных подписей, для того чтобы защититься от возможных проблем, например увольнения, командировки такого работника или технических проблем с подписью.

Чтобы поучаствовать в электронных аукционах на конкретной электронной площадке, организация должна пройти на ней аккредитацию, которая является бесплатной и предоставляется сроком на три года. Рекомендуем пройти аккредитацию сразу на нескольких электронных площадках. Иначе в случае появления интересного заказа компания не сможет принять в нем участие из-за отсутствия времени для аккредитации на площадке, где проводится заказ.

3. Подписание контракта. Компания, ставшая победительницей, обязана заключить контракт, проект которого она получает от заказчика. Участник должен подписать контракт и обеспечить его получение заказчиком в указанный в документации по закупке срок.

В противном случае компания будет признана уклонившейся от заключения контракта и сведения о ней будут внесены в «черный список» – реестр недобросовестных поставщиков. Компания с подобной репутацией лишается возможности участвовать в размещении госзаказа в течение ближайших двух лет.

Важно помнить, что в электронном аукционе контракт подписывается только в электронной форме через интерфейс площадки, и направление подписанного победителем проекта контракта в бумажном виде будет считаться уклонением от его заключения.

Рекомендуем акционерным обществам использовать указанный реестр для оценки благонадежности своих партнеров. Информация о недобросовестных поставщиках размещена в открытом доступе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

4. Исполнение контракта. Итак, контракт подписан и наступает последняя стадия - его исполнение. Разумеется, он должен быть исполнен обеими сторонами в точном и полном соответствии с его условиями. И здесь участника подстерегает масса проблем. Практика показывает, что на стадии анализа закупки победители часто поверхностно изучают условия контракта, переоценивают свои возможности и недооценивают потенциальные расходы. Как следствие, исполнителям бывает очень сложно соответствующим образом исполнить контракт, что приводит к конфликтам с заказчиком.

Но иногда и сам заказчик неполно или неверно устанавливает требования по исполнению контракта. Довольно часто это встречается в строительных заказах, в которых заказчик может не учесть некоторые виды работ, которые необходимо выполнить, или занизить объем ремонтных работ. В этом случае исполнителю необходимо в его же собственных интересах действовать в полном соответствии с положениями контракта, регулирующими подобную ситуацию, а если таковых нет - в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ. Например, в установленный срок в письменном виде уведомлять заказчика о создавшейся ситуации, выполнять его законные и соответствующие контракту указания и т. д.

Кстати, исполнитель не должен бояться общения с заказчиком в письменном виде. В дальнейшем при судебном разбирательстве подобные уведомления, письма станут весомым доказательством добросовестности исполнителя. По результатам исполнения контракта исполнитель должен составить и представить заказчику на рассмотрение и подписание итоговый пакет документов - акт приема-передачи, акт выполненных работ, акт об оказании услуг и т. д.

Если нарушены права вашей компании, сразу обжалуйте действия нарушителя.

Государство тщательно регламентирует процедуры закупок. Если коммерческая организация при осуществлении закупки вправе определить условия проведения процедуры самостоятельно (например выбрать способ закупки, установить собственные требования к претендентам, даже нарушающие конкуренцию), то государственные и муниципальные заказчики обязаны руководствоваться требованиями специального закона о госзакупках (в настоящее время это Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), в котором указаны крайне жесткие и практически не оставляющие заказчикам свободы выбора правила. Нарушение заказчиком любого из этих правил влечет за собой серьезную административную ответственность для них.

Особенно законодательство о госзакупках защищает участников размещения заказа и стремится обеспечить равные для всех возможности доступности для участия в госзаказе.

Но на любой стадии размещения госзаказа заказчик в силу разных причин (невнимательности, некомпетентности, желания помочь «своему» участнику) может нарушить права компаний-участников: например ограничить количество участников, установить «завышенные» требования к предмету закупки, противоречащие закону, или незаконно чинить препятствия компании, пожелавшей принять участие в процедуре.

Акционерным обществам советуем незамедлительно обжаловать подобные действия заказчика. У компании есть два пути решения возникшей проблемы – сразу обратиться в суд или же с жалобой на действия заказчиков в систему органов, специально уполномоченных на решение подобных вопросов. Однако на практике, независимо от категории заказчика (федеральный, региональный, муниципальный), подавляющее большинство жалоб подаются в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России). Именно ФАС России проверяет сведения, содержащиеся в жалобе компании, и по ее результатам выносит соответствующее решение. Если решение контролирующего органа не устроило вашу компанию, то она может обжаловать его в арбитражный суд. Право на административное обжалование действий заказчиков действует в течение 10 дней со дня размещения на сайте www.zakupki.gov.ru протокола, подводящего итоги госзакупок. Отметим, что в любом случае контракт не может быть заключен до тех пор, пока не пройдут положенные 10 дней.

Подавая жалобу на действия заказчика, компании не нужно платить госпошлину, а все результаты рассмотрения ФАС России поданных жалоб, а также результаты проверок соответствия законодательству действий заказчиков размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru .

Поэтому компании, решившей стать участником размещения заказов, настоятельно рекомендуем перед этим тщательно изучить данные материалы, проанализировать практику конкретных контролирующих органов (например конкретного территориального управления Федеральной антимонопольной службы) и в дальнейшем руководствоваться ей при обжаловании действий заказчиков. Это поможет избежать досадных ошибок, беспрепятственно принять участие в конкурсе и, возможно, даже стать победителем.

Вовлеките в процесс размещения госзаказа все подразделения компании.

Для успешного участия вашего АО в размещении госзаказа обязательна слаженная работа всех его подразделений. Задача юридической службы – внимательно оценивать действия заказчика на предмет нарушения действующего законодательства. Финансово-экономические отделы должны взвесить выгодность данного заказа для компании, профильные подразделения – определить возможность исполнения компанией контракта в случае ее победы…

Руководителю же акционерного общества, претендующего на регулярное получение госзаказов, необходимо обеспечить грамотное и слаженное взаимодействие всех подразделений организации для достижения поставленной цели. Отсутствие такого взаимодействия, когда одно подразделение не знает, что делает другое, может привести к неудачам в борьбе за госзаказ или к проблемам при исполнении контракта в случае его заключения.

Не существует абсолютно идеальной схемы такого взаимодействия, ведь для каждой организации она индивидуальна и должна учитывать множество факторов: «размер» компании, количество задействованных подразделений, принципы принятия управленческих решений и т. д.

С чем может столкнуться компания при участии в торгах и есть ли у нее шанс восстановить нарушенные права?

Получить выгодный госзаказ - мечта многих компаний. Последние убеждены, что на нужды своих учреждений, будь то ремонт, или закупка средств связи, государство не экономит. Однако, по мнению некоторых, такие торги часто происходят с нарушением всех правил - государственные или муниципальные заказчики могут вступить в сговор с одним из участников торгов, чтобы обеспечить ему гарантированную защиту. Есть ли смысл в таком случае компании вообще участвовать в торгах? Несомненно. Тем более, что способов восстановления нарушенных прав в данной ситуации предостаточно. Здесь главное понимать, какие риски могут возникнуть при участии компании в торгах.

Нарушение №1. Документация для избранных.

В данном случае документация в торгах готовится под конкретного участника, который сможет в полном объеме удовлетворить заявленным в ней требованиям, а всех остальных участников можно было «отсеять». Заказчик объявил о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта, победитель которого получал заказ на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции общежития. При этом заказчик еще до объявления аукциона уже по сути выбрал себе нужного подрядчика. Дело в том, что он, стремясь не допустить ненужных ему участников, объединил в рамках одного лота работы не связанные с предметом аукциона. Для этого в документацию размещаемого заказа было включено требование о выполнении специальных работ: установка пожарно-охранной сигнализации, которые не связаны с предметом аукциона и могли быть выполнены отдельно. Иными словами, чтобы победить в этом заказе участник должен не только уметь выполнять строительно-монтажные работы, но еще разбираться в установке сигнализаций. Организаций отвечающим одновременно указанным двум требованиям не так уж и много – слишком различные сферы деятельности. Но нужный заказчику участник как раз мог и реконструкцию провести и сигнализацию установить.

Анализ нарушения. Подобные действия заказчиков нарушают положения сразу двух законов.

  • Во-первых, часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, согласно которой аукционная документация не может содержать требования, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа;
  • Во-вторых, пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", который запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение (оказание) которых является предметом торгов.

Суд пришел к выводу, что подобное объединение в один лот работ, не связанных с предметом аукциона, и для выполнения которых нужны разные подрядчики, позволило заказчику максимально сузить круг претендентов и объявить победителем того участника, «под которого» собственно и было все организовано. Остальные же участники лишились возможности подать заявку на участие. Аукцион был признан недействительным.

Нарушение №2. Формальные отказы

Формализм при проверке поданного для участия в торгах пакета документов. Это, пожалуй, одно из наиболее распространенных видов нарушений в сфере осуществления госзакупок. В объявленном конкурсе принять участие захотели двое участников, одному из которых в допуске было отказано по следующему основанию: «приложенная к заявке копия лицензии на право деятельности по реставрации объектов культурного наследия <…> недействительна, так как не имеет печати лицензирующего органа». В итоге, к участию был допущен лишь один участник, выгодный заказчику, с которым и планировалось заключить контракт.

Отстраненный участник посчитал отказ конкурсной комиссии незаконным и обратился в суд, который в свою очередь в действиях заказчика усмотрел нарушение требований части 2 статьи 12 Закона № 94-ФЗ. Суд указал, что отсутствие в копии лицензии печати лицензирующего органа само по себе не свидетельствует об отсутствии необходимой печати в его оригинале и соответственно о его недействительности. Более того, участник представил надлежащий пакет документов в полном объеме, и в частности, подлинник спорной лицензии, который содержал соответствующую печать лицензирующего органа. Суд признал отказ конкурсной комиссии в допуске к участию в конкурсе был признан неправомерным, и отметил, что конкурсная комиссия действовала формально и в течение всего срока рассмотрения заявок на участие в конкурсе не предоставила участнику возможность исправить недочет, разрешив представить надлежащую копию требуемого документа.

Нарушение №3. Необоснованные препятствия

Здесь речь идет о прямых ограничениях, устанавливаемых в отношении участника торгов. Иногда государственные или муниципальные заказчики напрямую в документации о торгах устанавливают специальные требования, которые ущемляют права участников торгов и создают им необоснованные препятствия. Среди требований, предъявляемых к участникам торгов, заказчик установил обязательное наличие в их уставах сведений об осуществлении определенных видов деятельности. При этом заказчик руководствовался нормативным актом органа местного самоуправления, регламентирующего проведение конкурсов и в котором были установлены, дополнительные критерии, создававшие препятствия к осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничивавшие конкуренцию. Но они были признаны судом незаконными и отменены. В уставах хозяйственных обществ отражаются основные виды деятельности, которыми они будут заниматься. Однако закон не требует чтобы указанные перечни содержали исчерпывающий перечень видов деятельности. Компании обладают общей правоспособностью, а значит могут осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие российскому законодательству, даже если тот или иной вид деятельности не указан в ее уставе.

Нарушение №4. Существенное нарушение государственным или муниципальным заказчиком процедуры проведения торгов

Суд в одном деле признал нарушением порядка проведения торгов, а именно – неправильное вскрытие конвертов с заявками. Заказчик не объявил и не внес в протокол представленные вместе с заявками данные об условиях исполнения контракта, которые являлись критериями оценки заявки.

Как компании, пострадавшей от участия в торгах, восстановить нарушенные права? Участник торгов, права и законные интересы которого были ущемлены допущенными государственным или муниципальным заказчиком нарушениями, вправе использовать для своей защиты административный или судебный порядок обжалования, или же воспользоваться ими одновременно.

Первый способ - жалуйтесь в ФАС России Важную роль в защите прав и законных интересов добросовестных участников процедуры размещения заказов играет именно ФАС России, которая по обращениям заинтересованных лиц инициирует проверки соблюдения государственными и муниципальными заказчиками процедуры проведения торгов, соблюдения сроков и иных обязательных требований, установленных Законом о размещении заказа. ФАС России уполномочена рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчиков (Приказ ФАС России от 24.07.2012 № 498). Туда участник торгов вправе подать жалобу, указав в ней, в чем конкретно он видит нарушение своих прав, и насколько допущенные нарушения являются существенными (ст. 58 Закона о размещении заказов). К жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность доводов: копии документов об участии в торгах, информация о размещенном заказе и т.д.

При этом копию жалобы нужно также направить лицу, действия (бездействие) которого оспаривает ваша компания (ч. 6 ст. 57 Закона о размещении заказов). К составлению жалобы следует подойти основательно. Помните, что если будет хоть одна ошибка в оформлении жалобы, ее тут же вернут заявителю. Даже отсутствие подписи уполномоченного лица вашей компании на заявке достаточно для того, чтобы ее «завернули». Жалобу можно отозвать, но после этого участник уже не сможет обратиться по тем же основаниям к тем же лицам (ст. 61 Закона о размещении заказов). При подаче своей жалобы участник торгов должен уложиться в установленные.

Общий срок для подачи жалобы составляет 10 дней с момента размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона (ч. 2 ст. 57 Закона о размещении заказа). Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней, решение направляется всем заинтересованным лицам, подлежит размещению на официальном сайте и может быть обжаловано в суд в срок 3 месяца (ст. 60 Закона о размещении заказа).

Второй способ - идите в суд Одновременно с обжалованием результатов торгов в административном порядке или вместо него можно обратиться с иском в арбитражный суд об оспаривании торгов, который им рассматривается по правилам главы 24 АПК РФ. В заявлении нужно указать, в чем оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы вашей компании (п. 1 ст. 198 АПК РФ). Иными словами в заявлении об оспаривании торгов пострадавший участник должен указать, когда и кем проводились торги, в чем состоял их предмет, а также в чем заключается нарушение его прав. Такое заявление может быть подано в трехмесячный срок с момента, когда заявитель узнал о нарушении своего права, при этом по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Срок для рассмотрения заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) вышеуказанных лиц составляет три месяца и может быть продлен до 6 месяцев (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

На чем основывается доказательственная база в суде

  • Каждый участвующий в деле, должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 АПК РФ).
  • Основанием для признания торгов недействительными может служить лишь нарушение, имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинно-следственной связи с ущемлением прав и охраняемых законом интересов заинтересованного лица, обратившегося с иском в суд. Поэтому, например, неуплата задатка в обеспечение поданной для участия в торгах заявки, не приложение требуемых документов, в частности, платежного поручения об уплате суммы задатка с отметкой банка об исполнении - это существенное нарушение, и весомый аргумент для удовлетворения иска. А вот пропущенный срок направления проекта контракта победителю торгов уже не столь серьезное преступление, так как не влияет ни на результат торгов, ни на порядок их проведения;
  • Обратиться в суд может лишь тот, кто принимал непосредственное участие в торгах и он должен доказать наличие защищаемого права или интереса и что. Иными словами истцу нужно доказать, что он действительно собирался принять участие в торгах, но его право было нарушено. Это требование позволяет избежать искусственного затягивания судебного разбирательства, выгодного для одной из сторон процесса, которая, например, попросила дружественную ей компанию, но не имеющую никакого отношения к торгам, затеять иск, тем самым выиграть время и приступить к исполнению контракта. Соответственно нарушение порядка проведения торгов не могут стать основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Нарушенные права истца могут быть восстановлены только в случае удовлетворения его требований об оспаривании торгов. Ведь согласно статье 449 ГК РФ реализация права на оспаривание торгов должна приводить к восстановлению нарушенных прав истца Иными словами, когда, торги с нарушениями, но все же были проведены и по их результатам заключен и фактически исполнен контракт, права пострадавшего участника уже не могут быть восстановлены. Но у него есть возможность требовать возмещения причиненных ему убытков (ст. 15 ГК РФ). Комментарий. Если ваша компания готовится к торгам, то ей следует соизмерять свои возможности и имеющиеся ресурсы с предъявляемыми требованиями, внимательно изучать документацию о торгах и строго соблюдать установленные правила. Это позволит вам в случае конфликта с государственным или муниципальным заказчиком обосновать свою правоту и подтвердить, что вы не допустили никаких нарушений при подготовке к торгам. Если же победа досталась конкурентам, как вам кажется, нечестным путем, принимайте все необходимые меры по своей защите, используя имеющиеся административные или судебные ресурсы. Тенденции последних лет говорят о том, что при разрешении споров с сфере госзакупок все чаще побеждает закон.

Госзакупки могут быть:

  • электронными и бумажными. Первых абсолютное большинство, бумажными остаются лишь некоторые отдельные виды закупок;
  • закрытыми и открытыми. В первом случае участвовать в торгах может ограниченный круг участников. Во втором - все желающие;
  • конкурентными и неконкурентными. Первый способ предполагает выбор поставщика на соревновательной основе. Второй - закупку у конкретного исполнителя. Заказчик высылает предложение определенной компании и закупает ее услуги, либо продукцию. Порядок и правила, как участвовать в таких закупках, установлены 44-ФЗ.

Рассмотрим виды торгов подробнее.

Конкурс

Конкурс - один из основных видов торгов, в которых побеждает участник, предложивший самые подходящие для заказчика условия.

Предметом открытого конкурса может быть почти любой объект закупок, не запрещенный действующим законодательством. Закрытые конкурсы проводятся по объектам, представляющим собой гостайну.

Подавая заявку, предприниматель должен отразить в ней сведения, которые касаются и самого участника, и объекта закупки (заявка состоит из двух соответствующих частей). По каждому конкурсу участник может подать только одну заявку.

Также он может отозвать ее при необходимости до наступления дня рассмотрения заявок. Если на эту дату подана только одна заявка - участник, ее подавший будет считаться победителем. Если не поступила ни одна заявка - конкурс признается несостоявшимся.

Определяя победителя, заказчик рассматривает заявки кандидатов. Оцениваться могут следующие критерии:

  • особенности и характеристики продукции, либо услуг;
  • расходы, связанные с их потреблением, эксплуатацией товаров;
  • сроки поставки, либо предоставления услуг;
  • гарантийный срок и условия его предоставления;
  • другие особенности.

Аукцион

Госаукционы - очень популярный вид конкурентных закупок, бывают открытыми и закрытыми, тут тем же принципы, что и у конкурсов. Победителем признается участник, который предложил самую выгодную стоимость при прочих равных условиях.

Участник делает ставку, снижая начальную цену, установленную заказчиком. Шаг снижения стоимости - 0,5-5%. Участник не может подавать равную или меньшую стоимость, чем предыдущее предложение или цену, равную нулю.

Интервал между ставками участников - 10 минут. Если новое предложение не поступило - победителем становится участник, который сделал предыдущую ставку. Если же ставки делаются каждые 10 минут и чаще - аукцион будет длиться до истечения срока, отведенного на подачу заявок.

Наиболее востребованная сегодня процедура - электронные аукционы по госзакупкам, которые проходят на специализированных площадках (ЭТП), о которых мы поговорим ниже.

Участники взаимодействуют через интернет посредством оператора ЭТП, технических и программных средств, за счет чего снижается риск воздействия на заказчика и другие негативные факторы, достигается более высокий уровень безопасности взаимодействия и передачи конфиденциальных данных.

Запрос котировок

Запрос котировок - это запрос заказчиком цен у неограниченного круга участников. Победителем становится предприятие или физическое лицо, предложившее самую низкую цену и соответствующее всем требованиям, заявленным заказчиком в извещении.

Решение о победителе принимает котировочная комиссия. Бывают ситуации, в которых она отклоняет все заявки участников. В таком случае торги признаются несостоявшимися.

Запрос предложений

Этот вид торгов похож на запрос котировок, но если при запросе котировок заказчик узнает цены, то при запросе предложений его интересуют условия выполнения заказа.

И тот участник, который предложил самые привлекательные становится победителем. Запрос также может рассылаться неограниченному кругу лиц и субъектов предпринимательской деятельности.

Госзакупки для начинающих поставщиков

Участие в госзакупках - привлекательная перспектива для большинства сфер бизнеса.

Производственное, торговое предприятие, которое реализует продукцию или компания, оказывающая услуги, осознают ценность участия в государственных аукционах и конкурсах, поскольку понимают, что это поможет вывести их бизнес на совершенно новую ступень развития.

Это не только шанс получить контракт от известного заказчика на крупную сумму, но и возможность укрепить свои позиции на рынке и имидж надежного поставщика.

Госзакупки - отличный способ повысить лояльность партнеров, клиентов, инвесторов к своему бренду. Это важный показатель надежности и в большинстве случаев гарантия положительного результата сотрудничества, если исполнитель выполняет свои обязательства добросовестно и в полном объеме.

Все это поможет компании упрочнить позиции в своей нише. Но главное - участие в госаукционах и конкурсах позволяет надежно и на постоянной основе получать выгодные контракты.

Кто может принимать участие в госзакупках

Участниками госзакупок могут быть юридические, физические лица и ИП, которые соответствуют следующим требованиям:

  1. В отношении участника не должна быть инициирована процедура банкротства;
  2. Деятельность субъекта предпринимательства не должна быть приостановленной;
  3. У участника не может быть долгов по всем обязательным платежам, в том числе по налогам, превышающим 25% от собственных активов;
  4. У руководителя или самого ИП, физического лица не должно быть неснятой или непогашенной судимости по экономическим преступлениям;
  5. На предметы интеллектуальной собственности участник должен иметь исключительные права;
  6. У участника не должно быть родственных связей с заказчиком, а также других конфликтов интересов;
  7. У участника должна быть разрешительная документация на ту деятельность, которую он осуществляет для реализации предмета закупки.

Также заказчик вправе требовать от участника того, чтобы он:

  • Не находился в реестре недобросовестных участников (РНП);
  • Имел оборудование, достаточные материально-финансовые ресурсы для выполнения заказа;
  • Имел достаточный опыт и должную репутацию в интересующей организатора сфере;
  • Имел достаточное количество квалифицированных сотрудников для выполнения заказа.

Заказчик имеет право запросить документальное подтверждение соответствия поставщика всем этим или отдельным требованиям. Также он может выдвинуть и любые дополнительные требования к поставщику.

У поставщика есть встречная обязанность - подавать заявки, которые соответствуют требованиям тендера. Если предложение не соответствует предмету закупки - оно будет неизбежно отклонено заказчиком.

Чтобы с вами такого не случилось - внимательно изучайте документы к закупке. Если ее недостаточно и у вас остались вопросы - вы можете обратиться к заказчику за дополнительными разъяснениями.

Как участвовать в торгах

Чтобы участвовать в торгах и подавать заявки нужно заблаговременно подготовить перечень необходимых документов, в том числе те, которые будут служить подтверждением соответствия продукции или услуг поставщика требованиям заказчика.

Для участия в торгах необходимо заранее предусмотреть всё, что может потребоваться в процессе. Так, помимо законодательно регламентированных сроков, необходимо учесть еще и фактические сроки, которые уходят на реальную подготовку документов.

Поэтому планировать свое участие в торгах следует заранее. На самом деле на подготовку документов может уйти до 20 дней. Это зависит от условий, указанных в закупочной процедуре.

Какие документы нужны для участия

Чтобы предприниматель, организация или физлицо участвовали в закупках, следует в первую очередь подготовить нужный перечень документов:

  • Заявка на участие за подписью уполномоченного лица;
  • Опись прилагаемых к заявке документов;
  • Информация об участнике (регистрационное свидетельство, учредительная документация и пр.);
  • Выписка из реестра;
  • Документы, которые подтверждают отсутствие задолженности по обязательным платежам (справки, сверки и пр.);
  • Уполномочивающие документы на основных руководящих лиц (приказы, решения, протоколы);
  • Документация, подтверждающая все заявленные сведения участником закупки;
  • Квитанции, счета о внесении обеспечения заявки.

Исчерпывающий перечень документов от участника устанавливают условия и документация тендера, опубликованные заказчиком.

Где проводятся госзакупки

Электронные аукционы по госзакупкам и другие торги проходят на специализированных торговых площадках (ЭТП).

Сегодня работает 8 операторов торгов, официально одобренных государством для работы по 44-ФЗ. .

Готовить и подавать документы нужно тоже один раз. После регистрации аккредитация будет получена на всех площадках автоматически.

Такие нововведения в 44-ФЗ существенно упростили процедуру получения аккредитации. С начала 2020 года это обязательное правило для участия в закупках, использовать аккредитацию старым способом будет нельзя.

ЕИС и ее возможности

ЕИС - не только удобный инструмент для работы с операторами торгов. В ней публикуется вся необходимая и важная информация о госзакупках.

Здесь заказчики публикуют:

  • план закупки;
  • тендерную документацию;
  • извещения;
  • информацию об уже реализованных контрактах.

Здесь на постоянной основе вносятся данные в реестры, включая РНП - реестр недобросовестных поставщиков. Также в ЕИС размещено огромное количество обучающих материалов, актуальные изменения и нововведения в действующее законодательство и другая важная информация.

В ЕИС можно найти госзакупки по:

  • ПП РФ 615;
  • 94-ФЗ (архив).

Все закупки можно отсортировать по множеству критериев и просматривать только наиболее подходящие: по виду деятельности, цене, по названию закупки, товара, работ, региону.

Большая часть тендеров сегодня проходит в электронном формате: электронные госаукционы, конкурсы, открытые запросы котировок и предложений. На бумаге проводится лишь некоторая часть закрытых торгов.

В документации к закупке заказчик указывает, на какой именно ЭТП будет проходить электронный аукцион или другая госзакупка. Заявку подавать нужно уже непосредственно на ЭТП.

У кого больше шансов в госзакупках

Выход на рынок госзакупок доступен физическими и юрлицам, ИП, резидентам и нерезидентам. У каждой регистрационной формы свои преимущества и недостатки с точки зрения участия в тендерах.

На самом деле участвовать в тендерах ИП не менее выгодно, чем ООО. И сейчас мы расскажем, почему.

Особенности участия ИП, самозанятых и частных лиц в госзакупках

Законодательство о закупках дает уникальный шанс ИП и физлицам работать с государственными заказчиками и быть узнаваемым среди них, кроме секции гособоронзаказа - тут ИП может быть только соисполнителем. Но, становясь на такой путь, предприниматель должен знать, что его ждет и какова ответственность за нарушение своих обязательств.

Индивидуальный предприниматель или физлицо, участвуя в госзакупках, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом в полном объеме. Поэтому в случае возникновения непредвиденных ситуаций, штрафы и пени ложатся непосредственно на ИП/физлицо.

Благодаря ЕИС и электронной форме документооборота, ЭЦП, предпринимателю не обязательно арендовать офис, тратить средства на поездки к заказчику, если есть территориальная удаленность.

Активно взаимодействовать с заказчиком чаще всего не нужно. А, значит, ИП не нужны менеджеры, которые 24 часа в сутки на связи и готовы обсуждать проект, особенно, если у регионов заказчика и исполнителя большая разница во времени.

Первое время после выхода на рынок к ИП с подозрением будут относиться опытные крупные заказчики. И это не удивительно, ведь пока у ИП нет репутации и опыта в закупках, реализованных госзаказов, им не ясно, кто перед ними: перспективный новичок или очередной мошенник.

Преимущества участия в госзакупках ИП, самозанятого или частного лица:

  • у ИП меньше отчетности, налогов за реализованный госзаказ;
  • за счет персональной ответственности ИП с большим опытом работы по своему виду деятельности и хорошими оборотами может получить кредит в банке для внесения обеспечения заявки проще, чем ООО;
  • ИП не нужно подавать некоторые документы, которые обязательны для предоставления юридическим лицам. Это плюс не только с точки зрения экономии времени и меньшей бумажной волокиты, но потому что, чем меньше бумаг, тем меньше вероятность сделать ошибку;
  • полученной прибылью ИП распоряжается по своему усмотрению.

У ООО все наоборот: ответственность ограничена уставным капиталом. Бумаг ООО придется прикреплять больше, да и юридический адрес - неотъемлемая деятельность общества. Прибылью распоряжаться не так удобно, возникают дополнительные расходы. А если ООО открыто недавно, то доверять ему заказчики будут не больше, чем ИП.

Рекомендуем ИП и другим представителям среднего и малого предпринимательства не сомневаться, а пробовать свои силы в госзакупках. А если что-то не получается - мы охотно проконсультируем, поможем пройти обучение и получить все необходимые для этого инструменты.

Выводы

Государственные закупки проходят в форме аукциона , конкурса , запроса котировок , запроса предложений и других. Перед тем, как начать в них участвовать, нужно разобраться в деталях конкретного вида закупки, из каких этапов состоит, какие нужны документы, последовательность действий, сроки.

Начинающие участники госзакупок допускают множество элементарных ошибок. Часто это приводит к потерям времени, денег и разочарованию.

Участие в госзакупках требует слаженных, четких и уверенных действий, где нельзя полагаться на авось. Это не только конкуренция с другими компаниями или индивидуальными предпринимателями.

Это игра по правилам, установленным госзаказчиками. По бюрократическим правилам. Поэтому этапы отбора госзакупок и подготовки документации самые важные. То есть нужен грамотный выбор цели и правильные действия для ее достижения. Так можно одержать победу и получить государственный контракт.

Аукцион в электронной форме - самый популярный вид торгов в сфере госзакупок. Он выгоден и заказчикам, и поставщикам, прозрачен. Уже сегодня более 50% государственных заказов находит исполнителей благодаря электронным аукционам, и в дальнейшем эта цифра обещает только расти.

Мы поговорим о том, как участвовать в госзакупках в форме электронных аукционов в качестве поставщика и какие этапы придется пройти для получения заказов.

Изучить законодательство

Первое, что предстоит сделать начинающему участнику - разобраться в правилах работы. Разумеется, такая область, как контрактная система, не может обойтись без правового регулирования. Основной документ, в котором указаны условия и требования для участия в госзакупках, правила оформления документов и размещения заявок - Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - № 44-ФЗ). Именно он поможет получить общие сведения о контрактах. Но одним № 44-ФЗ дело не ограничивается - сфера регулируется также несколькими десятками постановлений и распоряжений Правительства, приказов Минэкономразвития и Минфина, федеральными законами «О защите конкуренции», «Об электронной подписи». Немаловажную роль играет и судебная практика: она позволяет понять особенности применения норм.

Соответствовать требованиям № 44-ФЗ к участникам

На этом этапе нужно определить, имеет ли право ваша компания принимать участие в госзакупках как поставщик. Так, № 44-ФЗ в статье 31 устанавливает ряд оснований для отказа. Согласно ему, участвовать в торгах не удастся:

  • юридическим лицам, проходящим процедуру ликвидации, а также компаниям и ИП, признанным банкротами;
  • фирмам, деятельность которых приостановлена в связи с административным правонарушением;
  • имеющим долги по налогам, сборам и другим платежам в бюджет;
  • если у руководителя, членов совета директоров или главного бухгалтера имеются судимости за экономические преступления, взяточничество, незаконную предпринимательскую деятельность;
  • фирмам, которые в течение двух последних лет были уличены в передаче незаконного вознаграждения должностным лицам;
  • не обладающим исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если по условиям договора эти права нужно передать заказчику. Это не касается контрактов на создание книг или произведений искусства, финансирование фильмов;
  • поставщикам, руководитель или член коллегиального исполнительного органа которых состоит в браке или близком родстве с руководителем предприятия-заказчика, членом комиссии по закупкам или иными лицами, руководящими выполнением заказов;
  • офшорным компаниям.

Как видите, соответствовать требованиям не слишком сложно. Но не стоит считать, что они обязательно ограничиваются вышеприведенным списком. Во-первых, заказчик может по своему усмотрению добавить условие об отсутствии поставщика в реестре недобросовестных. Во-вторых, дополнительные ограничения может ввести Правительство, если контракт касается отдельных видов товаров и услуг. Требования могут касаться наличия определенной суммы финансов на счету, оборудования, специалистов, опыта работы или репутации фирмы.

Получить ЭП

Электронная подпись (ЭП) может заменить привычную подпись на документах, но в электронном документообороте. Поскольку речь в нашем случае идет о торгах на онлайн-площадках, без этого атрибута не обойтись. Но ЭП имеет несколько разновидностей, не все из которых подойдут для участия в госзакупках.

  • Простая электронная подпись требуется, например, для идентификации отправителя письма. Она не обладает высокой степенью защиты и не достаточна для подписания значимых документов, в том числе, для участия в аукционах;
  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись подходит для подписи большинства документов, но не гарантирует полной защищенности данных. Получить этот вид ЭП можно в неаттестованных удостоверяющих центрах (УЦ). Ее принимают многие коммерческие площадки, но для торгов по №44-ФЗ применить ее не удастся.
  • Усиленная квалифицированная ЭП юридически равноценна подписи с печатью фирмы. Ее выдают только аттестованные УЦ. Степень защиты - высочайшая. Такую подпись можно использовать для участия в госзакупках, а также повсеместно в электронном документообороте.

Стоимость усиленной квалифицированной электронной подписи на стандартном носителе (токене) - от 4500 рублей. Для получения необходимо заполнить заявления (обычно скачать их можно на сайте УЦ), предоставить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, копию СНИЛС, паспорт, доверенность на подписание бухгалтерских документов и на получение ЭП, если ее получает не заявитель. Срок оформления - 2–5 дней.

Это важно
Нередки случаи, когда компания упускает выгодный контракт из-за проблем с ЭП. Срок действия электронной подписи - один год. Не забывайте своевременно продлевать ее. Также опытные поставщики рекомендуют делать дубликаты ЭП на случай технических проблем или отсутствия на месте специалиста, хранящего токен. При внезапных неполадках устройства в момент подписания контрактов, следует уведомлять оператора торговой площадки.

Зарегистрироваться на ЭТП

Согласно закону торги, проводимые по № 44-ФЗ, могут быть размещены только на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП). В данный момент таких площадок пять:

  • «Сбербанк-АСТ» (sberbank-ast.ru);
  • «Росэлторг» (roseltorg.ru);
  • «РТС-тендер» (rts-tender.ru);
  • «ММВБ «Госзакупки» (etp-micex.ru);
  • «Заказ РФ» (zakazrf.ru).

Существенных различий в их принципах работы нет, однако есть отличия в количестве размещенных конкурсов. Так, на долю самой популярной, «Сбербанк-АСТ», приходится почти половина всех осуществляемых госзакупок. Но не стоит отказываться от работы с другими площадками - лучший контракт может встретиться и там.

Пройти аккредитацию на федеральной площадке может любое лицо, физическое или юридическое. Правила оформления на каждой имеют некоторые различия, однако всегда требуется ЭП, заявление, выписка из ЕГРИП/ЕГРЮЛ (кроме физлиц), копия учредительных документов, ИНН, документы, удостоверяющие личность, а также подтверждающие полномочия (доверенности, решения руководящего органа, копия Устава и т.п.), контактные данные. Также необходимо указание максимальной суммы сделки для электронных аукционов. Все бумаги нужно отсканировать и предоставить в формате.jpeg или.pdf. Другие требования к предоставлению документов можно уточнить на сайтах площадок, однако расширять перечень, указанный статье 61 № 44-ФЗ администрация не вправе.

Заявку на регистрацию проверяют до пяти дней. После положительного решения администрации можно приступать непосредственно к торгам. Действует аккредитация три года, затем ее можно продлить.

Выбрать конкурс

Рассмотреть все открытые для участия торги по интересующей тематике удобнее всего на сайте ЕИС в «Реестре заказов и закупок для № 44-ФЗ и № 223-ФЗ». Здесь можно настроить фильтры по цене контракта, дате размещения, наименованию заказчика, субъекту РФ и закону, в рамках которого проходит аукцион.

По каждому проходящему конкурсу доступна информация об ограничениях и особенностях участия, перечень необходимых документов и прочие условия. Чтобы получить полные сведения о закупке, нужно скачать извещение о проведении торгов. Это - главный документ, который требует детального изучения и на который нужно опираться при подготовке документов. Несоблюдение даже небольших формальностей может повлечь отклонение заявки и даже внесение в список недобросовестных поставщиков, если эти незамеченные детали всплывут в ходе исполнения контракта.

Внести обеспечение на заявку на участие в конкурсе в рамках госзакупки

Для участия в госзакупках обязательно внесение обеспечения на каждую поданную заявку. Его размер может составлять от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта, в зависимости от суммы сделки, статуса поставщика и решения заказчика. Необходимая в конкретном случае сумма указана в извещении о проведении торгов.

Для электронных аукционов обеспечение возможно только в форме перечисления денежных средств на счет электронной площадки. Если собственных финансов компании не хватает для участия в выбранных конкурсах, можно обратиться к тендерному кредиту или займу. Некоторые банки предлагают поставщикам специальные возобновляемые кредитные линии.

Собрать и подать пакет документов для участия в госзакупках

Итак, наступает самая ответственная часть - подготовка и подача заявки на аукцион. Заявка, согласно правилам, должна состоять из двух частей и включать в себя:

I часть

  • согласие на участие;
  • подробные сведения об услуге или товаре (в соответствии с частью 3 статьи 66 № 44-ФЗ);
  • по желанию можно приложить рисунки, эскизы или изображение товара;

II часть

  • сведения о компании (адрес, телефон, ИНН и т.п.). Обычно передаются площадкой автоматически при подаче заявки;
  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • декларация о соответствии лица требованиям к участникам госзакупок;
  • документы, подтверждающие право допуска участника - в тех торгах, которые имеют ограничения. Например, если торги проводятся только для малых предприятий, необходима декларация о принадлежности к субъектам СМП. Если для участия нужна лицензия, ее также нужно приложить;
  • документы, подтверждающие качество товара - для той продукции, к которой законодательно установлены требования;
  • решение об одобрении крупной сделки, если наименьшая минимальная цена контракта данного контракта превышает максимум, указанный при регистрации на площадке;
  • ИНН учредителей и членов исполнительного органа/генерального директора.

Как ускорить процесс?

Подготовка к участию в тендерах выглядит процессом несложным, но на практике занимает у начинающих несколько месяцев. Несмотря на четкие требования закона, проблемы возникают повсеместно: из-за нарушений порядков заказчиком (завышенные требования можно обжаловать в ФАС, но это тоже требует опыта), из-за банальных ошибок в документации и невнимательности к деталям со стороны поставщиков.

Чтобы избежать потери времени и выгодных контрактов лучше обратиться к профессионалам. «Тендер-Гарант» предлагает комплексную услугу тендерного сопровождения, включающую в себя решение всех вопросов: получение ЭП и аккредитации на площадках, обеспечение заявки, подготовка документов. Наш штат квалифицированных специалистов поможет компании быстро начать свою деятельность в качестве поставщика в системе госзакупок.

  • On 01.11.2019
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Банковская гарантия, Допуск к закупкам, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

О системе госзакупок слышали, наверное, все, но до сих пор многие бизнесмены относятся к ней с настороженностью. В большинстве случаев это связано с недостаточной информированностью. На самом деле все, что нужно для участия в госзакупках - и найти подходящие торги.

Госзакупки - не только прибыль, но и престиж

Крупные и мелкие компании, индивидуальные предприниматели и даже физические лица могут стать участниками госзакупок. Зачем это нужно поставщикам?

Во-первых, это, конечно же, дополнительный источник прибыли.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

А, во-вторых, исполненный надлежащим образом государственный контракт как нельзя лучше подтвердит надежность компании и ее положительную репутацию.

Основные понятия

Компании, которые только планируют участвовать в закупках, очень часто «плавают» в терминах и нередко отождествляют такие понятия, как тендеры, закупки, конкурсы, аукционы и другие. Однако это не совсем верно.

Тендер или закупка – это процедура выбора поставщика товара (услуги) либо исполнителя работы на конкурентной основе. Выбор осуществляется по предложениям участников, которые они делают в соответствии с заранее оговоренными заказчиком условиями. Главные принципы тендера - соревновательный характер, справедливость и эффективность.

Государственными закупками (госзакупками ) называют тендеры, которые проводятся для обеспечения нужд федеральных и муниципальных органов власти. Они проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ .

Кроме того, определенные юридические лица, например, государственные корпорации, субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, в том числе дочерние, с государственным участием в размере более 50%, а также некоторые другие организации, обязаны производить закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ . Эти закупки тоже причисляют к разряду государственных, а также иногда называют корпоративными закупками .

Наряду с этими видами, существуют и коммерческие закупки - это тендеры, организованные всеми прочими компаниями, не попадающими под действие указанных законов.

Как узнать о тендере? Все закупки в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуются в открытой Единой информационной системе (ЕИС) . Кроме того, для удобства поставщиков существуют , например, Контур.Закупки.

Что такое конкурс и аукцион?

Конкурс и электронный аукцион – это наиболее популярные процедуры проведения закупок. В рамках госзаказа существует еще запрос котировок и запрос предложений. Закон четко определяет, в каких случаях государственные заказчики обязаны применять те или иные способы закупки. Заказчикам по закону № 223-ФЗ предоставляется гораздо большая свободы выбора.

Помимо конкурентных видов закупок, существует способ закупки у единственного поставщика. Возможности его применения строго регламентированы упомянутыми выше законами, поскольку этот способ влечет коррупционные риски.

Электронный аукцион представляет собой процедуру, в ходе которой с каждым новым предложением участника цена снижается. Таким образом, из допущенных к процедуре поставщиков побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Электронный аукцион проводится оператором - Электронной торговой площадкой (ЭТП). Чтобы получить доступ к аукциону, нужно заранее получить аккредитацию на той площадке, где он проводится. Для этого нужно собрать определенный комплект документов и получить электронную подпись в одном из Удостоверяющих центров. Подробности о порядке аккредитации можно найти на сайтах площадок.

Для того чтобы участвовать в конкурсе , нужно подготовить комплект документов в соответствии с требованиями заказчика и в установленный срок направить свою заявку. Конкурс может проводиться в «бумажной» или в электронной форме - это определяется в закупочной документации. В первом случае заявки подаются в запечатанных конвертах, а во втором – в электронном виде. Кроме того, в рамках одного конкурса заявки могут приниматься как в конвертах, так и в электронном формате. Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к электронным заявкам происходит одновременно. После этого конкурсная комиссия оценивает поступившие заявки и выбирает победителя. В отличие от аукциона, победителем конкурса становится участник, предложивший не самую низкую цену, а лучшие условия по совокупности критериев, указанных в закупочной документации. Кроме цены, это могут быть, например, опыт, репутация, гарантия на поставленный товар и другие критерии.

В заключение отметим, что участие в закупках лучше планировать заблаговременно. Как показывает практика, в среднем пакет документов на участие в процедуре формируется в течение 20 дней. А вот срок, отведенный для подачи участниками заявок, зачастую бывает меньше. Чтобы избежать таких несостыковок, следует заранее . Можно изучить документацию нескольких интересующих закупок - это позволит сделать примерный вывод о том, какие документы потребуются от поставщика. Кроме того, целесообразно разработать план мероприятий, которые необходимо провести для участия компании в закупках, установить сроки их проведения, а также круг ответственных лиц.




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении