nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Конкурентные переговоры. Требования к участникам конкурентных переговоров и порядок их проведения Плюсы и минусы конкурентных переговоров

Статья 42. Конкурентные переговоры

1. Размещение заказа путем проведения конкурентных переговоров осуществляется при закупке сложной продукции или закупки в сложных ситуациях, когда заказчик в силу каких-либо причин неспособен или не считает целесообразным четко и ясно установить требования к закупаемой продукции или к условиям заключаемого договора.

2. Конкурентные переговоры могу быть открытыми и закрытыми. При проведении закрытых конкурентных переговоров применяются положения настоящей главы с учетом положений статьи 13 настоящего Положения.

3. Конкурентные переговоры не являются разновидностью торгов. Решение о возможности осуществления закупки путем проведения конкурентных переговоров принимается в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 9 настоящего Положения.

Статья 43. Порядок проведения конкурентных переговоров

1. Порядок проведения конкретных конкурентных переговоров устанавливается в приглашении к участию в конкурентных переговорах и в закупочной документации в соответствии с требованиями настоящего Положения.

2. Конкурентные переговоры проводятся в следующей последовательности:

1) приглашение к участию в конкурентных переговорах;

2) предоставление закупочной документации потенциальным участникам конкурентных переговоров;

3) подготовка потенциальными участниками конкурентных переговоров своих заявок на участие в конкурентных переговорах;

4) разъяснения закупочной документации, внесение изменений в закупочную документацию;

5) проведение конкурентных переговоров;

6) отбор участников конкурентных переговоров, оценка заявок и выбор победителя;

7) выполнение завершающих процедур.

3. Приглашение к участию в конкурентных переговорах размещается организатором закупки на сайте общества и официальном сайте не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурентных переговорах. Приглашение к участию в закрытых конкурентных переговорах должно быть сделано так, чтобы все приглашенные к участию в закрытых конкурентных переговорах лица в разумный срок узнали бы об их проведении.

4. Организатор закупки вправе дополнительно опубликовать приглашение к участию в конкурентных переговорах в любых средствах массовой информации, в том числе – в электронных.

5. В приглашении к участию в конкурентных переговорах должны быть указаны сведения, предусмотренные частью 7 статьи 6 настоящего Положения.

6. В приглашение к участию в конкурентных переговорах и закупочную документацию могут быть внесены изменения не позднее, чем за 5 (пять) календарных дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурентных переговорах. Изменение предмета конкурентных переговоров не допускается.


7. Изменения приглашения к участию в конкурентных переговорах и закупочной документации размещаются на сайте общества и официальном сайте в течение 3 (трех) календарных дней со дня принятия решения о внесении таких изменений и направляются в письменной форме или в форме электронного документа одновременно всем потенциальным участникам, официально получившим приглашение и закупочную документацию.

8. Заказчик вправе отказаться от проведения конкурентных переговоров не позднее, чем за 5 (пять) календарных дней до дня окончания срока подачи заявок, если иной срок не установлен в приглашении к участию в конкурентных переговорах. Извещение об отказе от проведения конкурентных переговоров размещается на сайте общества и официальном сайте в течение 3 (трех) календарных дней со дня принятия решения об отказе от проведения конкурентных переговоров.

9. Закупочная документация предоставляется организатором закупки в течение всего периода со дня публикации приглашения до дня окончания приема заявок на участие в конкурентных переговорах по запросам потенциальных участников конкурентных переговоров, направляемым в письменной форме либо в форме электронного документа. Закупочная документация должна быть предоставлена по запросу любого потенциального участника конкурентных переговоров.

10. Приглашение к участию в конкурентных переговорах и закупочная документация должны содержать все установленные организатором закупки требования и условия участия в конкурентных переговорах, требования к заявке на участие в конкурентных переговорах, указание на сроки и, при необходимости, места проведения процедур конкурентных переговоров. Применение в рамках конкурентных переговоров требований или процедур, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, условиями приглашения к участию в конкурентных переговорах и закупочной документации, не допускается.

11. Заявки на участие в конкурентных переговорах, представляемые потенциальными участниками конкурентных переговоров, должны соответствовать требованиям закупочной документации.

12. Потенциальный участник конкурентных переговоров вправе направить организатору закупки запрос разъяснений закупочной документации. Организатор закупки обязан ответить на запрос в письменной форме или в форме электронного документа, направив копию ответа с указанием сути вопроса (но без указания наименования или адреса потенциального участника конкурентных переговоров, задавшего данный вопрос) одновременно всем потенциальным участникам, официально получившим закупочную документацию. Ответ на запрос разъяснений закупочной документации направляется потенциальным участникам и размещается на сайте общества и официальном сайте в течение 3 (трех) календарных дней со дня поступления запроса.

13. Переговоры проводятся уполномоченным органом организатора закупки по его усмотрению отдельно с каждым из участников либо совместно со всеми участниками по истечении установленного срока подачи заявок в соответствии с графиком проведения переговоров, установленным организатором закупки. Переговоры могут вестись в отношении любых требований организатора закупки и любых предложений участника касательно свойств и характеристик продукции, стоимости продукции и условий ее поставки и оплаты, условий и формы договора. Переговоры протоколируются, протокол подписывается уполномоченным органом и представителем участника конкурентных переговоров.

14. Отбор участников конкурентных переговоров проводится из числа потенциальных участников конкурентных переговоров, заявки которых были получены в установленные сроки и с которыми были проведены конкурентные переговоры. В рамках отбора организатор закупки проверяет поданные заявки на участие в конкурентных переговорах (с учетом зафиксированных в протоколе переговоров с данным участником результатов переговоров) на соответствие установленным требованиям и условиям приглашения к участию в конкурентных переговорах и закупочной документации, в частности:

1) наличие и оформление требуемых документов;

2) соответствие предлагаемой продукции и предлагаемых условий договора;

3) соответствие потенциального участника.

15. В случае если заявка потенциального участника конкурентных переговоров (с учетом зафиксированных в протоколе переговоров с данным участником результатов переговоров) или сам потенциальный участник не отвечают какому-либо из вышеуказанных требований, его заявка отклоняется.

16. В случае если заявка потенциального участника и сам участник переговоров соответствует всем вышеуказанным требованиям, данный потенциальный участник признается участником переговоров, при этом его заявка (с учетом зафиксированных в протоколе переговоров с данным участником результатов переговоров) подлежит дальнейшей оценке. Решение об отклонении заявок или об оценке принимается уполномоченным органом и оформляется протоколом. Всем потенциальным участникам конкурентных переговоров незамедлительно сообщается о принятом в их отношении решении в письменной форме или в форме электронного документа.

17. В случае, если по итогам отбора участником конкурентных переговоров признан только один потенциальный участник или ни одного потенциального участника (в том числе в случае, когда на конкурентные переговоры не было подано ни одной заявки), конкурентные переговоры признаются несостоявшимся.

Статья 44. Оценка заявок на участие в конкурентных переговорах и порядок заключения договора по результатам оценки

1. Оценка заявок на участие в конкурентных переговорах осуществляется с учетом зафиксированных в протоколе переговоров результатов переговоров с данным участником в соответствии с процедурами и критериями, установленными в приглашении к участию в конкурентных переговорах и закупочной документацией. Критерии оценки заявок на участие в конкурентных переговорах могут касаться:

1) стоимости предлагаемой продукции, рассматриваемой либо непосредственно, либо с учетом издержек заказчика при принятии данного предложения (например, цена плюс расходы на эксплуатацию, обслуживание и ремонт, требуемые дополнительные затраты и т.д.);

2) экономической, технической, организационной, финансовой, юридической привлекательности заявки с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика (включая предлагаемые договорные условия);

3) надежности участника и заявленных соисполнителей (субподрядчиков), исходя из опыта работы участника, его деловой репутации, наличия у него материально-технических, производственных, кадровых, финансовых, информационных ресурсов.

2. Если это предусмотрено в приглашении к участию в конкурентных переговорах, организатор закупки вправе отказаться от их проведения в определенный этим приглашением срок до подведения итогов конкурентных переговоров.

3. По результатам оценки заявок на участие в конкурентных переговорах уполномоченный орган ранжирует заявки (присваивает места) по степени уменьшения привлекательности заявок, начиная с самой привлекательной и заканчивая наименее привлекательной. Победителем конкурентных переговоров признается участник, заявке на участие в конкурентных переговорах которого присвоено первое место. Решение уполномоченного органа оформляется протоколом.

4. В день выбора победителя организатор закупки направляет победителю конкурентных переговоров сообщение заказным письмом, телеграммой или в форме электронного документа о выборе его победителем и сроках подписания договора.

5. Протоколы, составленные в процессе конкурентных переговоров, размещаются на сайте общества и официальном сайте в течение 3 (трех) календарных дней после их подписания.

6. В случае отказа победителя конкурентных переговоров от заключения договора, право на заключение которого являлось предметом конкурентных переговоров, организатор закупки вправе заключить договор с участником конкурентных переговоров, занявшим второе место, а при его отказе заключить договор – с занявшим третье место и так далее.

7. Договор, право на заключение которого являлось предметом конкурентных переговоров, подписывается заказчиком и победителем конкурентных переговоров в течение установленного в приглашении к участию в конкурентных переговорах и закупочной документации срока. Условия такого договора определяются согласно приглашению к участию в конкурентных переговорах и закупочной документации с одной стороны, и заявке на участие в конкурентных переговорах, с учетом зафиксированных в протоколе переговоров с данным участником результатов переговоров, с другой стороны.

8. После подписания договора, право на заключение которого являлось предметом конкурентных переговоров, отказа всех участников конкурентных переговоров подписать договор или признания конкурентных переговоров несостоявшимся, организатор закупки должен сделать уведомление о результатах конкурентных переговоров в том же порядке, в каком делалось приглашение к участию в конкурентных переговорах. В уведомлении о результатах конкурентных переговоров должно быть указано, как именно завершились конкурентные переговоры, а если по итогам конкурентных переговоров был заключен договор – наименование и адрес такого участника и общая стоимость продукции по данному договору.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ КОНКУРЕНТНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ И ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1. Общие положения

Проведение конкурентных переговоров не регулируется статьями 447–449 ГК РФ. Закупочная документация, в том числе извещение о проведении конкурентных переговоров, размещается на официальном Интернет–сайте закупок и продаж «Башнефть» www. zakupki. ***** (далее – Интернет–сайт) либо направляется потенциальным участникам.

Конкурентные переговоры могут быть открытыми или закрытыми, а также одно или двухэтапными. В качестве первого этапа при двухэтапных конкурентных переговорах проводится квалификационный отбор участников. Участникам, прошедшим квалификационный отбор, направляется соответствующее уведомление. На втором этапе с участниками, прошедшими квалификационный отбор, проводятся непосредственно переговоры.

Закупочная документация, в том числе извещение о проведении открытых конкурентных переговоров (далее также – извещение о закупке), не менее чем за десять полных рабочих дней (в отдельных случаях – не менее чем за пять полных рабочих дней) до даты окончания срока приема заявок участников размещается на Интернет–сайте.

При проведении закрытой закупочной процедуры закупочная документация , в том числе извещение о закупке, направляется потенциальным участникам не менее чем за десять полных рабочих дней (в отдельных случаях – не менее чем за пять полных рабочих дней) до даты окончания срока приема заявок участников (далее также – заявок).

Отсчет начала срока приема заявок участников устанавливается со дня, следующего после дня размещения закупочной документации на Интернет–сайте, рассылки ее потенциальным участникам.

Организатор закупки (далее также – организатор) вправе внести изменения в закупочную документацию, в том числе в извещение о проведении конкурентных переговоров, в любое время со дня объявления о проведении конкурентных переговоров и до окончания срока приема заявок участников включительно. Изменение наименования закупаемой продукции при этом не допускается. В течение одного рабочего дня после дня подписания извещения о внесении изменений такие изменения при проведении открытой закупочной процедуры размещаются на Интернет–сайте, при проведении закрытой закупочной процедуры – направляются всем потенциальным участникам, которым были направлены извещение о закупке и закупочная документация. При этом срок приема заявок продлевается таким образом, чтобы со дня, следующего после дня размещения на Интернет–сайте, направления потенциальным участникам внесенных изменений, до даты окончания срока приема заявок такой срок составил не менее чем пять полных рабочих дней.

После окончания срока приема заявок участников допускается внесение следующих изменений:

а) продление срока приема заявок участников (с соответствующим переносом даты и времени вскрытия заявок участников);

б) изменение объема закупаемой продукции;

в) изменение сроков поставки товаров, выполнения работ , оказания услуг;

г) изменение места поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Организатор вправе отказаться от проведения закупочной процедуры в любое время со дня ее объявления, в том числе после окончания срока приема заявок, вскрытия заявок участников. Извещение об отказе от проведения конкурентных переговоров в течение одного рабочего дня после дня его подписания при проведении открытой закупочной процедуры размещается на Интернет–сайте, при проведении закрытой закупочной процедуры – направляется всем потенциальным участникам, которым были направлены извещение о закупке и закупочная документация.

Любой потенциальный участник вправе направить не позднее чем за три полных рабочих дня до даты окончания срока приема заявок запрос о разъяснении положений закупочной документации (в случае сокращения срока приема заявок участников до пяти полных рабочих дней такие запросы принимаются до даты окончания срока приема заявок участников включительно).

Запрос о разъяснении положений закупочной документации должен быть направлен в письменном виде на адрес электронной почты, указанный в извещении о закупке, либо иным способом, позволяющим идентифицировать инициатора запроса и его обратный адрес. Организатор закупки вправе не рассматривать анонимные запросы.

Организатор закупки в течение трех рабочих дней после дня поступления указанного запроса направляет разъяснение положений закупочной документации инициатору запроса. В указанный срок такое разъяснение при проведении открытой закупочной процедуры также размещается на Интернет–сайте, при проведении закрытой закупочной процедуры – направляется всем потенциальным участникам, которым были направлены извещение о закупке и закупочная документация.

Если предоставление разъяснений положений закупочной документации до окончания срока приема заявок участников не представляется возможным, указанный срок продлевается не менее чем на три полных рабочих дня.

Организатор вправе:

– не предоставлять участникам разъяснения по вопросам проведения закупочной процедуры, кроме случаев, предусмотренных закупочной документацией;

– не уведомлять участников о решениях, принимаемых закупочной комиссией, в том числе о допуске (об отказе в допуске) к участию в закупочной процедуре.

В случае уклонения победителя от заключения договора, представления участником недостоверных сведений и (или) подложных документов в ходе проведения закупочной процедуры, а также в случае существенного нарушения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий заключенного договора, сведения о таком участнике могут быть внесены в Реестр недобросовестных поставщиков «Башнефть» на срок от одного года до двух лет. Участник, сведения о котором включены в такой Реестр, не допускается к участию в закупочных процедурах, проводимых «Башнефть», его филиалами, дочерними и/или зависимыми обществами в течение указанного срока.

2. Условия допуска к участию в конкурентных переговорах

Участником конкурентных переговоров может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также индивидуальный предприниматель . Участником также может быть физическое лицо при закупках уникальной продукции (защищенной свидетельствами, патентами и др.).

В закупочной документации устанавливаются обязательные и дополнительные критерии допуска к участию в закупочной процедуре.

Участник должен соответствовать следующим обязательным критериям допуска к участию в закупочной процедуре:

– непроведение ликвидации участника – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

– неприостановление деятельности участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ;

– отсутствие у участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

– отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляет Федеральная антимонопольная служба в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков» (Интернет–сайт rnp. *****);

– отсутствие сведений об участнике в Реестре недобросовестных поставщиков «Башнефть»;

10. Обеспечение защиты прав и законных интересов участников

Организатору запрещается:

– координация деятельности участников;

– создание участнику или нескольким участникам преимущественных условий участия в закупочной процедуре, в том числе путем доступа к конфиденциальной информации;

– нарушение порядка определения победителя(ей).

В случае установления такого факта (фактов) закупочная комиссия обязана отменить проведение закупочной процедуры и ее итоги.

Процесс выбора контрагента можно упростить, если в положении о закупках помимо конкурса или аукциона предусмотреть и иные способы закупки, в том числе:

Это позволяет сделать Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Запрос котировок

О проведении запроса котировок предприятие сообщает неограниченному кругу лиц, разместив извещение на официальном сайте . Побеждает в запросе котировок участник, предложивший наиболее низкую цену (п. 1 ст. 72 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее - Закон № 44-ФЗ).

Чтобы определить в положении о закупках правила проведения запроса котировок, можно руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ, но это не обязательно. В положении предприятие вправе самостоятельно определить конкретные условия проведения запроса котировок, например:

  • процедура запроса котировок не накладывает на предприятие обязательства заключить договор с победителем запроса котировок или иным его участником;
  • предприятие вправе на любом этапе процедуры запроса котировок отказаться от его проведения, разместив сообщение об этом на официальном сайте. При этом предприятие не несет ответственности перед участниками закупок, в том числе по возмещению затрат, связанных с подготовкой и подачей котировочной заявки;
  • предприятие не несет ответственности, если претенденты или участники закупок не ознакомились с извещением об отказе от проведения запроса котировок;
  • каждый участник закупки вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.

Запрос котировок стоит проводить в тех случаях, когда, например, точно определены все технические и функциональные требования к закупаемой продукции и принято решение использовать при отборе победителя единственный критерий - цену договора.

Закон о закупках не содержит в себе правил о проведении запроса котировок. Поэтому предприятие вправе самостоятельно в положении определить порядок и случаи его проведения. Однако, описывая условия запроса котировок в положении о закупке, нужно учитывать требования антимонопольного законодательства. Они установлены в статье 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Указанная статья запрещает при проведении запроса котировок и совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В том числе когда:

— предприятие создало преимущественные условия участия одному или нескольким участникам, в том числе путем доступа к информации. Условия не считаются преимущественными, если требования к участникам не носят персонифицированный характер и распространяют свое действие на всех без исключения возможных участников;

Пример из практики: суд поддержал решение антимонопольного органа, указав, что требование к участникам конкурса об обязательной регистрации на территории ЗАТО нарушает антимонопольное законодательство и законодательство о закупках

ФГУП «С.» разместило на специализированном сайте извещение о проведении открытого конкурса на выполнение проектных и строительно-монтажных работ на территории закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО). ООО «Д.», чья заявка на участие была отклонена, обратилось с жалобой в УФАС по Пензенской области (далее - антимонопольный орган).

Антимонопольный орган жалобу удовлетворил, указав следующее. ФГУП «С.» предусмотрело в конкурсной документации, что участники должны быть зарегистрированы по месту выполнения работ (оказания услуг). Участники, которые не имели такой регистрации, к конкурсу не допускались. Значит, конкурсная документация нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ФГУП «С.» обратилось в суд.

Суд в иске отказал, сославшись на следующее. ЗАТО представляет собой территорию, где установлен особый режим безопасного функционирования организаций и объектов (ст. 3 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»). В частности, въезд на его территорию ограничен. Поэтому работники победившего участника конкурса в случае необходимости должны будут получать разрешение на въезд. Этот факт необходимо учитывать участникам и безусловно соблюдать в случае признания их победителями. Вместе с тем, названные условия не могут быть истолкованы как исключающие саму возможность осуществления деятельности и участие в конкурсных процедурах российских хозяйственных обществ, не зарегистрированных на территории ЗАТО.

Таким образом, требование к участникам конкурса об обязательной регистрации на территории ЗАТО нарушает не только Закон о защите конкуренции, но и цели и принципы Закона о закупках (ст. 1, 3 Закона о закупках) (определение Верховного суда РФ от 21 января 2015 г. по делу № 306-КГ14-1616, А49-8135/2013).

— предприятие нарушило порядок определения победителя запроса котировок;

Пример из практики: суд пришел к выводу о законности решения антимонопольного органа, поскольку общество при определении победителя запроса предложений использовало дополнительный критерий, который не был предусмотрен закупочной документацией

Было представлено четыре заявки от ООО «Р.», ОАО «С.», ООО «Н.» и ООО «Р.Г.». Закупочная комиссия признала заявку ООО «Р.» не соответствующей требованиям закупочной документации. С допущенными участниками были проведены заочные переговоры о снижении цены договора и подтверждении соблюдения графика поставки. Победителем было признано ООО «Р.Г.».

ОАО «С.» не согласилось с таким результатом и обратилось с соответствующей жалобой в ФАС России.

Антимонопольный орган провел проверку и пришел к выводу, что победителем запроса предложений должно было стать ОАО «С.».

Заказчик обратился в суд с требованием признать незаконным решение ФАС России. Суд в удовлетворении заявления отказал, сославшись на следующее. Закупочной документацией предусмотрено два критерия оценки заявок: цена договора и опыт участника. Однако при определении победителя закупочная комиссия использовала дополнительный критерий - соблюдение или несоблюдение графика поставок в окончательной заявке участников. Поэтому правомерны выводы антимонопольного органа о том, что истец нарушил и закупочную документацию, и пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2015 г. № Ф05-15169/2014 по делу № А40-34303/14).

— предприятие как заказчик или уполномоченный им организатор запроса котировок и (или) их сотрудники участвуют в нем. Следует иметь в виду, что если какое-либо из этих лиц является учредителем юридического лица, такое юридическое лицо вправе участвовать в запросе котировок, который они проводят. Такой вывод следует из судебной практики;

Пример из практики: суд признал недействительными решение и предписание антимонопольного органа, поскольку закон не устанавливает запрета на участие в торгах юридических лиц, учредителями которых являются организаторы торгов или заказчики и (или) их сотрудники

Были представлены заявки от ООО «Б.» и ООО «И.».

Комиссия отклонила заявку ООО «И.», поскольку она была подана непосредственно заказчику, но не размещена на сайте. Кроме того, в составе заявки отсутствовало согласование Управления корпоративной защиты.

Заявка ООО «Б.» к участию допущена и признана победителем запроса предложений.

Решением УФАС действия заказчика признаны незаконными. Одним из оснований принятия решения и вынесения предписания послужил вывод УФАС о том, что заявка на участие в запросе предложений подписана от имени ООО «Г.» гражданином С. Он на момент подачи заявки являлся одновременно советником генерального директора заказчика, что нарушает требования пункта 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

ООО «Г.» обжаловал решение УФАС в судебном порядке.

Суд удовлетворил заявление, сославшись на следующее. Закон о защите конкуренции содержит запрет на непосредственное участие в торгах организатора, заказчика либо их сотрудников. Однако он не содержит запрета на участие в торгах юридических лиц, руководителями которых являются сотрудники организатора, заказчика. Поэтому то обстоятельство, что сотрудник заказчика С. одновременно являлся генеральным директором участника запроса предложений, нельзя считать незаконным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2013 г. по делу № А52-326/2013).

— предприятие как заказчик или уполномоченный им организатор запроса котировок координирует деятельность его участников.

При этом нужно иметь в виду, что заказчик и организатор также не вправе:

  • проводить переговоры с участником с момента объявления закупки до определения победителя, если иное не предусмотрено положением о закупках;
  • предоставлять участникам сведения о предложениях других участников, ходе закупки и принимаемых решениях. Запрет не распространяется на сведения, которые находятся в открытом доступе.

Такой вывод следует из пункта 1 раздела V Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (утв. ФАС России 21 июля 2015 г.).

Пример из практики: антимонопольный орган вынес решение о привлечении заказчика к ответственности за координацию деятельности участников конкурсов и запроса котировок. Основанием для отмены этого решения в суде стало получение доказательств координации с нарушением закона

После этого в антимонопольный орган поступили сведения, что заказчик и участники торгов действовали согласованно при их организации и проведении. В качестве доказательств были представлены телефонные переговоры должностных лиц и участников торгов.

Антимонопольный орган пришел к выводу о наличии нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Это привело к недопущению конкуренции на рынке услуг по профессиональной переподготовке. Виновным лицам выдали предписания.

ТУ обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа. Суд удовлетворил требования, указав, что представленные доказательства (записи переговоров) не соответствуют принципу допустимости. Отсутствовала санкция суда на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, что не позволяло установить законность прослушивания.

Суд кассационной инстанции оставил решение в силе (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 сентября 2012 г. по делу № А56-57760/2011, определением ВАС РФ от 29 декабря 2012 г. № ВАС-16913/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Конкурентные переговоры

Для определения победителя предприятие проводит переговоры не менее чем с двумя участниками процедуры закупки. Основные признаки такого способа закупки:

  • в ходе переговоров участники делают свои предложения о порядке выполнения договора;
  • все требования, которые касаются переговоров, руководящие указания, документацию, разъяснения или другую информацию нужно довести до всех участников;
  • переговоры между предприятием и участником носят конфиденциальный характер. По общему правилу ни одна из сторон не раскрывает другим лицам техническую, ценовую или иную рыночную информацию без согласия другой стороны;
  • как правило, после завершения переговоров предприятие просит всех участников представить к указанной дате наилучшую и окончательную оферту в отношении всех аспектов их предложений. Из них предприятие выбирает лучшую.

Такие признаки конкурентных переговоров перечислены в статье 49 Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Этот документ можно использовать в качестве рекомендательного при подготовке положения о закупке.

В целом конкурентные переговоры схожи с запросом предложений. Однако на переговорах происходит реальное общение. Как правило, при этом составляют протокол. Предприятию важно закрепить в положении, что конкурентные переговоры не являются торгами. В противном случае на них будет распространяться антимонопольное законодательство.

Пример формулировки условия о том, что конкурентные переговоры не являются торгами

«Конкурентные переговоры проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не являются аукционом либо конкурсом и их проведение не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Конкурентные переговоры также не являются публичным конкурсом и не регулируются статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем конкурентных переговоров или иным их участником».

Запрос предложений

При запросе предложений (предложении делать оферты) комиссия устанавливает в тексте запроса предложений критерии и порядок оценки оферт. На основании них она определяет участника, который предложил лучшие условия договора.

При этом лицо, которое инициировало запрос предложений, не обязано заключать договор с участником, предложившим лучшие условия. В этом состоит отличие запроса предложений от торгов. Это нужно отразить в положении о закупках. Формулировка может быть , как и для описания специфики конкурентных переговоров.

Если этого не предусмотреть в положении о закупках, то запрос предложений может быть квалифицирован как торги. И тогда на предприятие будет налагаться весь объем соответствующих гражданско-правовых обязательств.

Пример из практики: суд отказал в требовании обязать заказчика заключить договор с победителем открытого запроса предложений, поскольку запрос не являлся торгами

Победителем запроса было объявлено ООО «Р.». Заказчик подписывать договор отказался в связи с тем, что передал здание в аренду.

ООО «Р.» обратилось в суд с требованием обязать заказчика заключить договор.

Суд в иске отказал, исходя из следующего. Процедура запроса предложений не является торгами, о чем прямо указано в локальных актах, регулирующих закупки ЗАО «Д.». Данная процедура не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств, в том числе по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником. Это значит, что ЗАО «Д.» имело право отказаться от заключения договора в случае изменения своих потребностей или иных обоснованных причин (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 декабря 2014 г. № Ф09-8172/14 по делу № А34-1410/2014).

Особо стоит отметить, что на запрос предложений распространяется антимонопольное законодательство.

Закупка у единственного поставщика

При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) предприятие предлагает заключить договор только одному лицу.

Закон о закупках не ограничивает случаи, когда можно использовать такой способ закупки. Поэтому предприятию стоит предусмотреть в положении о закупках соответствующие условия. Можно указать, к примеру, случаи, перечисленные в статье 93 Закона № 44-ФЗ, и другие.

Федеральный закон №223-ФЗ предусматривает возможность указать в положении о закупке, помимо конкурса и аукциона (торгов), иные способы закупки. При этом заказчик должен прописать в положении порядок проведения закупки данными способами. Именно благодаря многообразию форм закупок заказчик может своевременно обеспечить себя нужными товарами, работами и услугами, поскольку он не всегда располагает временем для проведения конкурса или аукциона. Положение о закупке каждого заказчика будет содержать индивидуальный перечень закупочных процедур, который он самостоятельно определил (в зависимости от специфики работы предприятия, финансовых возможностей, объема необходимых товаров и др.).

Одной из распространенных неторговых закупочных процедур наряду с запросом предложений и запросом котировок являются конкурентные переговоры . Осуществляя закупки в соответствии с 223-ФЗ, каждый заказчик ставит перед собой цель эффективно расходовать денежные средства. Проведение таких процедур, как конкурс, аукцион, запрос предложений и другие, требует особой подготовки: необходимо разработать техническое задание, изучить специфику закупаемого товара, потратив при этом достаточное количество времени. Ускорить процесс поиска соответствующего поставщика (исполнителя, подрядчика) могут помочь конкурентные переговоры. Однако стоит оговориться, что существует мнение, согласно которому данный способ закупки считается коррумпированным и недостаточно эффективным. Чтобы опровергнуть такое мнение, заказчику нужно грамотно подготовить и осуществить такую закупку - от подготовки закупочной документации до подписания договора с победителем.

Конкурентные переговоры - способ закупки (без проведения торгов), при котором заказчик проводит переговоры с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), выявляет участника, предложившего лучшие условия исполнения договора, и заключает с ним договор. Переговоры могут проводиться в отношении различных требований заказчика и любых предложений участников, касающихся свойств и характеристик товаров, условий выполнения работ и оказания услуг, условий и формы договора и оплаты, условий и порядка привлечения участником соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), если такое допускается заказчиком для исполнения договора. Процедура конкурентных переговоров не является конкурсом и не подпадает под действие статей 447 - 449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Конкурентные переговоры не регулируется и статьями 1057 - 1061 части второй ГК РФ (о публичном конкурсе). То есть у организатора данной закупки отсутствует соответствующий объем гражданско-правовых обязательств. Однако существует практика, когда антимонопольные органы доказывали, что как бы ни называлась закупочная процедура (в данном случае - конкурентные переговоры), она является торгами. Поэтому к процессу проведения данной закупки заказчик должен отнестись внимательно, тщательно подготовиться, беспристрастно оценивать заявки претендентов и в установленный согласно положению и закупочной документации срок заключить договор с победителем на основе итогов проведенных переговоров, чтобы не попасть под пристальное внимание контролирующих органов и не потерять репутацию грамотного и честного заказчика.

Цель конкурентных переговоров - повысить предпочтительность коммерческого предложения участника закупки.

Зачастую конкурентные переговоры проводятся заказчиком тогда, когда он не может предусмотреть в закупочной документации все необходимые требования к товару (работам, услугам) или к участникам процедуры. Переговоры проходят на основе сформулированных требований заказчика с учетом предложений участников закупки.

Смысл данной закупочной процедуры заложен уже в самом названии: конкуренты (поставщики, исполнители, подрядчики) обсуждают предстоящую закупку с заказчиком. Участники, зная, что переговоры ведутся с несколькими лицами, будут стараться предложить заказчику наилучшие условия исполнения договора.

Мы никогда не будем вести переговоры из страха и никогда не будем страшиться переговоров.

Дж. Кеннеди

Причины выбора заказчиком того или иного способа закупки должны быть отражены в положении о закупке. Организатор закупки может использовать конкурентные переговоры, если, например:

Для заказчика важны несколько условий исполнения договора (сроки исполнения, возможность оплаты с отсрочкой, гарантия, стоимость и др.);

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) превышает, к примеру, 2 000 000 руб. (ценовой порог определяется самостоятельно заказчиком в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг, специфики работы предприятия, финансовых возможностей и пр.);

При сложности закупаемых товаров, работ или услуг имеются различные пути удовлетворения потребностей заказчика или если заказчик не может точно определить характеристики и спецификацию товаров работ, услуг, или у заказчика появляются другие затруднения при закупке товаров, работ услуг, которые нельзя решить без переговоров с участниками закупки;

Проведение процедуры многоэтапного конкурса с учетом затрат времени нецелесообразно (необходимый товар, работы или услуги нужно приобрести как можно скорее).

Заказчик заинтересован в возможности необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе закупки.

При наличии одинаковых, равных предложений участников (по исполнению договора) закупочной процедуры заказчик не исключает возможности подписания договора с 2 и более поставщиками (подрядчиками, исполнителями) одновременно.

Виды конкурентных переговоров

Каким образом «переговаривать» с участниками закупки заказчик определяет самостоятельно, указывая это в положении о закупке, в закупочной документации. Предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) организатор закупочной процедуры может обсуждать отдельно с каждым участником, либо одновременно со всеми потенциальными поставщиками. Однако независимо от способа проведения переговоров, заказчик перед их началом должен определить для себя минимальный предел оценочных критериев, который опускать нет смысла - в таком случае закупка будет невыгодной, с излишними затратами. Чтобы в последующем не возникло проблем с исполнением договора, заказчику стоит обговаривать не только цену, что на первый взгляд кажется самым важным показателем, но и другие критерии, например: гарантию, условия доставки, сроки исполнения и др. Оценив все параметры коммерческих предложений, организатор закупки минимизирует риск получить «кота в мешке».

  1. В случае последовательного проведения конкурентных переговоров участники по очереди озвучивают заказчику коммерческие предложения, при этом другим поставщикам (исполнителям, подрядчикам) не оглашаются предложенные условия конкретного участника. Заказчик, определив стартовые позиции исполнения договора, дает возможность каждому участнику конкурентных переговоров заявить свою цену, сроки, условия доставки, форму оплаты и др. В данном случае никто из поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не будет знать, какие условия предложат конкуренты, и чтобы не оказаться худшим среди участников, каждый из них должен сформировать такие условия, которые будут наиболее предпочтительны для заказчика. Зачастую организатор процедуры по тем или иным причинам не желает разглашать коммерческую информацию всем участникам закупки. В данном случае это возможно, поскольку на переговорах присутствуют две стороны - заказчик и участник закупки. Беседа между ними будет носить конфиденциальный характер и останется за закрытыми дверями для других претендентов на заключение договора.
  1. Если переговоры проходят одновременно со всеми участниками закупки, то каждый из них предлагает заказчику свои условия исполнения договора, при этом другие претенденты слышат данную информацию. Зная ранее названные показатели, участники могут предлагать заказчику более выгодные условия, на которых в последующем будет заключен договор. В данном случае борьба за победу в закупке возрастает, поскольку участники активизируются и стремятся, к примеру, снизить цену, заявленную другим участником. Организатору закупочной процедуры проще оценить преимущества и недостатки коммерческих предложений участников закупки, поскольку в стремлении оказаться победителем каждый из них более подробно и детально сможет рассказать о товаре (работах, услугах), заострить внимание на важных характеристиках и выделить выгоду именно его коммерческого предложения. Однако когда переговоры ведутся сразу со всеми претендентами, информация, которую заказчик возможно не желал бы озвучивать, раскрывается всем участникам закупки.

В целях осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения конкурентных переговоров заказчику следует:

  • указать конкурентные переговоры в плане закупок товаров, работ и услуг. Если закупка данным способом не прописана в плане, а потребность в ее проведении возникла внезапно, то непосредственно перед публикацией извещения, закупочной документации конкурентных переговоров, следует внести соответствующее изменение в план закупок.
  • разработать и опубликовать на официальном сайте извещение и документацию о проведении открытых конкурентных переговоров, проект договора;
  • при получении от участника запроса на разъяснение положений документации о проведении конкурентных переговоров предоставлять необходимые разъяснения и публиковать их на сайте закупок в порядке, установленном положением о закупке и закупочной документацией;
  • если возникнет необходимость, вносить изменения в извещение и документацию о проведении конкурентных переговоров (каким образом вносятся изменения заказчик указывает в положении и закупочной документации);
  • осуществить прием заявок на участие в конкурентных переговорах, а также вскрытие конвертов с этими заявками;
  • провести отбор участников конкурентных переговоров, оценить поданные ими заявки;
  • провести процедуру конкурентных переговоров и по их результатам выбрать победителя;
  • разместить на официальном сайте протоколы, составленные по итогам прошедшей закупки;
  • заключить договор с победителем конкурентных переговоров (при необходимости) в установленные положением и закупочной документацией сроки.

В соответствии с законом №223-ФЗ закупочная документация должна содержать следующие сведения:

  • установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика . Описание товара, работ или услуг играет значительную роль при осуществлении закупки. Грамотное, четко составленное техническое задание с учетом производственных интересов и потребностей заказчика поможет закупить нужный товар, работы или услуги. Ориентируясь на ТЗ, участники при подаче заявок смогут оценить собственные возможности. Невнимательно прописав характеристики товара, закупщик рискует получить совсем не тот товар, который ему необходим;
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (в каком виде будут подаваться заявки (бумажном или электронном) заказчик определяет самостоятельно, прописав это в положении и закупочной документации. Организатор закупки определяет перечень документов, которые участники закупки должны предоставить в составе заявки, указывает (при необходимости) порядок оформления сведений (например, нотариально заверенные копии), предусматривает предоставление участником информации, подтверждающей его возможности по поставке того или иного товара, выполнению работ или оказанию услуг и др. Заказчик отклоняет заявки на участие в конкурентных переговорах, которые не отвечают требованиям документации по предмету конкурентных переговоров, по оформлению и составу заявок, либо содержат заведомо ложную информацию, умышленно искаженные сведения или документы. После рассмотрения заявок заказчик, как правило, составляет перечень участников, допущенных к переговорам, и уведомляет их о месте, дате и времени проведения закупочной процедуры;
  • требования к описанию участниками закупки: товара , который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик; выполняемой работы , оказываемой услуги , которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик . В составе заявки участники закупки предоставляют сведения, которые описывают предлагаемые товар, работы или услуги, например, паспорт качества, сертификат соответствия, лицензии и др.;
  • информация о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. Заказчик указывает, в какие сроки необходимо поставить товар, выполнить работы, оказать услуги; место поставки может быть различным или единым. Если потребность в товаре (работах, услугах) будет возникать периодически, например, в соответствии с графиком, то заказчик обозначает это;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота). Установив НМЦ, заказчик определяет тот ценовой порог, переступать который он не намерен, так как он заинтересован получить наиболее выгодные предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для эффективного использования собственных денежных средств. Для того чтобы определить НМЦ, заказчику следует осуществить мониторинг рынка закупаемого товара, работ или услуг, учесть действующее состояние экономики, собственные финансовые возможности и др.;
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги. Чтобы у участников закупки не возникло вопросов по поводу оплаты товара, работ или услуг, заказчик указывает возможные варианты оплаты, например: с отсрочкой платежа, аванс, 100% оплата, предоплата и т.д.; как правило, расчеты осуществляются путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Заказчик указывает, что входит в цену договора, например, с учетом НДС 18%, с учетом ГСМ, с учетом доставки и пр.;
  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Срок приема заявок на участие в конкурентных переговорах заказчик устанавливает в Положении о закупке и закупочной документации. Как правило, период приема заявок непродолжительный, и в среднем составляет от 7 до 10 дней. Заказчик указывает дату и время начала приема заявок, например, «08.00 ч. 01.04.2015», и дату и время окончания приема заявок, например, «17.00 ч. 09.04.2015», с указанием точного адреса (для закупки в «бумажной» форме), или с указанием адреса электронной торговой площадки (для закупки в электронной форме).
  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям . Для того, чтобы найти надежного контрагента, заказчик в положении о закупке и закупочной документации приводит перечень необходимых требований, которым должны отвечать участники конкурентных переговоров. Если заявка была подана участником конкурентных переговоров, который не отвечает требованиям документации о проведении конкурентных переговоров, то заказчик данную заявку на участие в конкурентных переговорах отклонит. Однако заказчику не следует забывать об ограничении конкуренции, к которой приводит создание преимущественных условий участия в закупке одному или нескольким участникам конкурентных переговоров;
  • информация о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке. В положении о закупке и закупочной документации заказчик предусматривает, каким образом участнику закупки будет предоставлен ответ на запрос разъяснений неясных пунктов закупочной документации. Например: «Участник закупки вправе направить заказчику запрос разъяснений положений документации о проведении конкурентных переговоров в письменной форме в срок не позднее чем за 2 рабочих дня до дня окончания подачи заявок. Заказчик в течение одного рабочего дня со дня поступления запроса на разъяснение положений документации о проведении конкурентных переговоров направляет по электронной почте разъяснения положений документации претенденту, направившему запрос, а также размещает такие разъяснения на ООС»;
  • сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки. Заказчик указывает в закупочной документации дату и место: вскрытия конвертов с заявками; проведения переговоров с участниками; определения победителя на основании итогов проведения закупочной процедуры. Как правило, проводить все эти действия в один день нецелесообразно и неудобно. Переговоры протоколируются, каждый протокол подписывается заказчиком и присутствующими на переговорах участниками, размещается организатором закупки на ООС;
  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Закупочная документация должна содержать критерии, в соответствии с которыми будут произведены оценка и сопоставление заявок (см. решение Волгоградского УФАС России, дело №14-01-18.1-03/50). Заказчик непосредственно перед проведением закупки должен определить, какие условия исполнения договора ему наиболее важны. Оценка заявок по критериям, которые не заявлены в документации, не допускается. Например, если предстоит закупить автошины, то заказчик может указать такие критерии оценки, как цена, отсрочка платежа, срок поставки, качество, указав коэффициент значимости каждого;
  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Закупочная документация должна содержать четкий и понятный алгоритм подсчета баллов при оценке заявок. Участникам закупки должно быть ясно, как проводится начисление и какова значимость каждого критерия. Если заказчик применяет формулу, то все величины в ней должны быть представлены с пояснением. Например, коэффициент значимости критерия «цена» составляет 45 %. Для подсчета баллов необходимо указанную значимость умножить на рейтинг по данному критерию:

A max - начальная цена договора;

Ai - цена договора, предложенная i-м участником;

После подсчета баллов по всем указанным заказчиком критериям, они суммируются. Оценка заявок на участие в конкурентных переговорах проходит на основании зафиксированных в протоколе результатов переговоров в соответствии с критериями и процедурами, которые определены в документации о конкурентных переговорах. Каждая заявка получает свой порядковый номер относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. После этого можно определить заявку, которая набрала наибольшее количество баллов (см. решение Челябинского УФАС, дело № 15-03-18.1/2014).

  • другие установленные заказчиком сведения , например, последствия признания конкурентных переговоров несостоявшимися (была подана одна заявка, не было подано заявок, участники не соответствуют установленным требованиям): «в случае, если конкурентные переговоры признаны несостоявшимся, заказчик заключает договор с единственным источником согласно положению о закупке (указать пункт)».

Немаловажно также прописать в документации, что в случае уклонения победителя от подписания договора, заказчик может заключить договор с участником, заявке которого по итогам оценки заявок был присвоен №2, в соответствии с проектом договора и сведениями, которые содержатся в заявке на участие в конкурентных переговорах такого участника на основании зафиксированных в протоколе результатов переговоров с данным участником. Таким образом, заказчик сможет получить необходимый товар, работы или услуги в нужные сроки и надлежащего качества без проведения дополнительных процедур.

Пример заявки на участие в конкурентных переговорах

Для участия в конкурентных переговорах участники должны подготовить заявку, оформленную в полном соответствии с требованиями закупочной документации заказчика. Каждый претендент вправе подать только одну заявку на участие в конкурентных переговорах.

Участники закупки предоставляют заказчику заявки на участие в установленные закупочной документацией сроки. Во время конкурентных переговоров, заказчик и участник на основе коммерческого предложения выявляют оптимальные варианты исполнения договора, которые будут отвечать потребностям заказчика и которые может выполнить участник. Процесс проведения переговоров прописывается в положении о закупке, закупочной документации в соответствии с действующим законодательством РФ. Приведенная ниже форма не является рекомендованной или типовой, а представляет собой пример оформления заявки на участие в конкурентных переговорах. В каждом конкретном случае следует учитывать специфику закупки.

(*как правило, на бланке организации-участника)

Заявка на участие в конкурентных переговорах по предоставлению лизинговых услуг (финансовой аренды) для (наименование заказчика)

Изучив извещение (приглашение) об участии в открытых конкурентных переговорах на оказание услуг по предоставлению лизинговых услуг (финансовой аренды), закупочную документацию по открытым конкурентным переговорам и принимая установленные в них требования и условия,

_____________________________________________________________________________,

(полное наименование Участника)

Юридический адрес:

Фактический адрес:

ИНН/КПП

заинтересовано принять участие в открытых конкурентных переговорах и предлагает заключить договор на:

_____________________________________________________________________________.

(описание предмета Договора)

на условиях и в соответствии с техническим заданием данной закупочной процедуры.

В том случае, если нам будет предложено заключить договор по итогам закупки, будем обязаны подписать договор в течение срока, который установлен в закупочной документацией, и оказать лизинговые услуги в соответствии с требованиями закупочной документации согласно условиям, предложенным в нашей заявке, и результатам конкурентных переговоров.

- Размер авансового платежа -_____% от общей стоимости по договору лизинга.

- График платежей- ________

- Коэффициент удорожания в год -______%

- Выкупной платеж -______руб.

- Срок лизинга - __месяцев.

- Деловая репутация - ____ лет (предоставить грамоты, свидетельства, благодарности, письма, ранее заключенные договоры и т.д.).

*(критерии, по которым будут оцениваться претенденты, могут изменяться в зависимости от специфики закупаемого товара, работ или услуг)

Мы подтверждаем, что:

1. __________________________________________ соответствует всем требованиям,

(наименование участника)

предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание лизинговых услуг.

2. В отношении ____________________________________ не проводится процедура

(наименование участника)

ликвидации, банкротства, не открыто конкурсное производство, не проводятся судебные разбирательства.

3. Деятельность __________________________________________ не приостановлена

(наименование участника)

в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Мы гарантируем достоверность представленной нами в нашей заявке информации и подтверждаем право заказчика запрашивать у нас информацию, уточняющую представленные нами сведения.

Мы, ________________________________________________ , согласны с условием, что

сведения о нас будут внесены в соответствующий публичный реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в следующих случаях:

а) если:

мы, будучи признанным победителем конкурентных переговоров, уклонимся от заключения договора;

мы, будучи участником, занявшим второе место, если победитель конкурентных переговоров уклонился от заключения договора, и так далее при занятии третьего и следующего мест (если соответствующая ранжировка проводилась), уклонимся от заключения договора;

договор, заключенный с нами по результатам проведения конкурентных переговоров, будет расторгнут по решению суда или по соглашению сторон в силу существенного нарушения нами условий договора.

В случае если по результатам конкурентных переговоров победитель закупки или участник, занявший меньшее место, будет признан уклонившимся от заключения договора с (наименование заказчика), мы согласны подписать договор с заказчиком по итогам настоящей закупки в соответствии с требованиями закупочной документации и условиями нашей заявки.

Для взаимодействия с заказчиком по вопросам размещения закупки с нашей стороны уполномочен:

_____________________________________________________________________________

(ФИО, должность, контактный телефон, e-mail уполномоченного лица)

Подпись участника

__________________________________________ _________________(дата)

Заказчику на заметку

Для того, чтобы успешно провести переговоры, заказчику следует придерживаться следующих правил:

  • Закупая тот или иной товар, работы или услуги заказчик должен быть осведомлен о предмете закупки, его характеристиках, свойствах, особенностях. Владея данной информацией, закупщик сможет надлежащим образом вести диалог о предстоящей закупке.
  • Зная специфику закупаемого товара, работ, услуг, заказчик должен определить критерии, согласно которым будет отобран лучший претендент на исполнение договора (они указываются в закупочной документации). Определившись с критериями, на основе которых в последующем будет произведена оценка, заказчик проводит беседу с участниками, выявляя наиболее предпочтительные предложения.
  • Во время переговоров заказчику следует сохранять спокойствие, уверенно держаться, соблюдать этикет делового общения, контролировать процесс переговоров, не выходить за рамки действующего законодательства, объективно оценивать предложения каждого участника.
  • Заказчику следует анализировать полученную от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) информацию во время конкурентных переговоров, тем самым узнавать более подробные характеристики закупаемого товара (работ, услуг), задавать интересующие вопросы.
  • Завершая конкурентные переговоры, заказчик должен подытожить беседу, выяснить, на каких условиях сможет поставить товар, выполнить работу или оказать услуг каждый из участников для выявления в последующем победителя.

Плюсы и минусы конкурентных переговоров

  • Закон № 223-ФЗ не регламентирует сроки осуществления конкурентных переговоров. Заказчик вправе самостоятельно запланировать необходимое количество времени для проведения переговоров, определить дату, место, время проведения процедуры (устанавливаются положением о закупке и указывается закупщиком в документации).
  • При острой потребности в конкретном товаре, работах или услугах, специфика которых мало известна заказчику, в связи с чем у него возникают затруднения при формировании закупочной документации, организатор закупки может прибегнуть к конкурентным переговорам, в процессе которых участники закупки подробно ознакомят заказчика со своими коммерческими предложениями, пояснив интересующие моменты.
  • Заказчик приобретает навык общения и ведения переговоров с возможными будущими контрагентами, лучше узнает рынок.
  • В процессе переговоров участник и заказчик более детально обговаривают предстоящую закупку с предоставлением сопутствующих возможных товаров, работ, услуг (например, заказчику может быть предложено для удобства сервисное обслуживание в центре поставщика оборудования и др.).
  • Изначальные условия договора могут неоднократно корректироваться участником в процессе переговоров, в целях увеличения предпочтительности своего коммерческого предложения (с фиксацией конечного предложения в протоколе).
  • У участников закупки есть возможность продемонстрировать закупаемый товар, например, предоставив заказчику образцы товаров, чтобы он смог наглядно оценить качество продукции.
  • При непосредственном общении с участниками опытный переговорщик со стороны заказчика сможет дать оценку о серьезности намерений потенциального поставщика (исполнителя, подрядчика), его добросовестности, деловой репутации, материально-технической базы, а также необходимых сил и средств.
  • Конкурентные переговоры, по мнению контролирующих органов, менее прозрачная процедура, в сравнении, например, с конкурсом или аукционом, и может вызвать нарушения действующего законодательства в сфере закупок и положения (впрочем, как и при проведении других конкурентных закупок).
  • При непосредственном контакте между заказчиком и участником закупки во время конкурентных переговоров увеличиваются коррупционные риски и вероятность конфликта интересов.
  • Затрудняется осуществление контроля за проведением данной закупочной процедуры (например, при последовательных конкурентных переговорах, когда заказчик поочередно беседует с каждым участником).
  • Сложности документального оформления и технического оснащения (при необходимости) переговоров (каждый этап конкурентных переговорах следует фиксировать в протоколах; если закупочной документацией предусмотрена аудио- видеозапись, то заказчику следует организовать качество записи и надлежащее хранение в последующем данных сведений с соблюдением конфиденциальности, обеспечивая защиту от фальсификации записи и пр.).
  • При проведении конкурентных переговоров зачастую оглашается коммерческая информация, которую участники и заказчик не всегда хотели бы озвучивать (например, при проведении переговоров совместно со всеми участниками).
  • При недостаточной осведомленности о закупаемом товаре, работах или услугах у заказчик может приобрести товар ненадлежащего качества, который не подходит для удовлетворения потребностей предприятия.
  • Увеличивается недоверие со стороны участников процесса (когда переговоры проходят отдельно с каждым участником) о возможной передаче заказчиком информации о предложенных ранее условиях «желательному» участнику.

Минэкономразвития России подготовило законопроект, который предусматривает внесение изменений в 223-ФЗ, который предполагает установить перечень возможных способов проведения закупок заказчиком. В этом перечне отсутствует такой способ, как конкурентные переговоры. Пока законодательно не запрещено применение этого способа закупки, заказчик может его использовать. Несмотря на то, что такой способ закупок считается наиболее коррумпированным, малоэффективным, прибегать к которому стоит в исключительных ситуациях, результат конкурентных переговоров зависит от организации такой закупки, насколько тщательно заказчиком предусмотрены все нюансы процедуры в соответствии с действующим законодательством и положением о закупке.

Конкурентные переговоры - это один из способов закупки, применяемый заказчиками по 223-ФЗ. Как правило, он используется, если у компании мало времени на проведение торгов или она не хочет тратить на процедуру много денег. Далее расскажем о конкурентных переговорах в закупках подробнее.

Конкурентные переговоры как способ закупки

Если 44-ФЗ прямо определяет способы определения поставщика, которые можно использовать, то 223-ФЗ оставляет их на усмотрение заказчика. Они прописывают все виды процедур в своих положениях. Один из способов - конкурентные переговоры. При нем условия закупки, требования к участникам определяются во время переговоров. Перед участием в подобных торгах изучите положение о закупках выбранного заказчика.

Рассмотрим конкурентные переговоры по 223-ФЗ на примере трех крупных заказчиков. «Почта Банк» проводит переговоры не менее чем с двумя участниками. В результате определяется победитель, наиболее соответствующий требованиям.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Этот способ применяется в четырех случаях:

  1. заказчику затруднительно сформулировать подробные требования к продукции или определить характеристики, объем товара;
  2. предполагается заключение договора на закупку информационных, консультационных, юридических услуг, информационных систем, проведение научных исследований, экспериментов или разработок, проведение работ по реконструкции, проведение строительно-монтажных работ, рекламной продукции (услуг);
  3. в силу особенностей продукции необходимо провести переговоры с участниками;
  4. закупается сложная продукция.

Участники могут подать несколько предложений. Они носят название альтернативных.

ООО «РН-Юганскнефтегаз» проводит конкурентные переговоры, когда закупает нестандартную для себя продукцию и не может сразу выставить требования к ней и к поставщикам. Участники формируют свои предложения в ходе переговоров.

Закон № 223-ФЗ в конце прошлого года сильно изменился. Из восьмистраничного документа он вырос втрое. Читайте, что из изменений уже вступило в силу, что только вступило с 1 июля 2018-го и что отложено до 1 января 2019 года. А также чем эти изменения обернутся для заказчика, чем подстраховаться и как начать к ним готовиться уже сейчас.

Открытые конкурентные переговоры

Конкурентные переговоры по 223-ФЗ могут проводиться со всеми претендентами на заключение договора одновременно. Представители заказчика выслушивают предложения всех участников, подавших заявки, а после просят прислать свои условия исполнения контракта, содержание цену и порядок поставки. Затем заказчик анализирует полученные данные и выбирает наиболее выгодные для себя по заранее установленным критериям.

Закрытые конкурентные переговоры

В случае с закрытыми конкурентными переговорами заказчик заранее определяет, какая цена в рамках этой закупки будет максимальной. Соответственно, участники не могут подавать заявки с ценой выше установленной. Предложение участников ранжируют, после чего проводят переговоры сначала с компанией, занявшей первое место. Если ее условия устраивают заказчика, заключается договор, если нет, конкурентные переговоры проводят с участником, занявшим второе место, и так далее.

Как проходят конкурентные переговоры в электронной форме

Конкурентные переговоры в электронной форме проходят на ЭТП . Участники подают заявки через личный кабинет, прикладывают все необходимые документы. Каждый может направить только одно предложение.

Сроки и порядок рассмотрения заявок смотрите в «Информационной карте конкурентных переговоров». В общем случае их оценивает комиссия заказчика, но могут быть привлечены эксперты.

Первая стадия - это предквалификация поставщиков. Первоначально комиссия оценивает, соответствуют ли заявки требованиям заказчика. По результатам отбора оформляется протокол. В нем указывают участников, которые допущены к конкурентным переговорам. Им направляют уведомления с датой и временем проведения переговоров. Они могут идти в один или несколько туров. Предметом переговоров могут быть любые требования, свойства и характеристики продукции, стоимость, условия поставки и т.д. Все участники обязаны соблюдать конфиденциальность.

После каждых переговоров составляется протокол. Дальнейшая оценка поданных предложений участников проводится с учетом зафиксированных результатов переговоров. Заявки ранжируют. Побеждает автор предложения, которому присвоили первый номер.

Как заказчик по 223-ФЗ проводит конкурентные переговоры

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

В положении о закупке пропишите причины, по которым заказчик проводит конкурентные переговоры. Например: «…при сложности закупаемых товаров, работ или услуг имеются различные пути удовлетворения потребностей заказчика, или если заказчик не может точно определить характеристики и спецификацию товаров, работ, услуг, или у заказчика появляются другие затруднения при закупке товаров, работ, услуг, которые нельзя решить без переговоров с участниками закупки ».




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении