nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Мастер производственного обучения. Администратор образования - Наши консультации - Е.Л. Болотова Особенности определения учебной нагрузки педагогов в автомобильных школах России Сколько положен отпуск мастеру производственного обучения вождению

Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, направляет разъяснения по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

Приложение: на 10 л. в 1 экз.

Разъяснения
по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Используемые сокращения:

1. Федеральный закон № 273-ФЗ - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон № 196-ФЗ - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

3. Номенклатура - Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678;

4. Примерные программы - Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 (зарегистрировано Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный № 33026);

5. Положение о лицензировании - Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 966.

Вопрос 1. К какому типу образовательной организации можно отнести организацию, реализующую в качестве основной цели своей деятельности образовательные программы профессионального обучения?

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.

Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональное обучение - это вид образования, который реализуется посредством основных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (часть 1 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 238-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ. Внесенные изменения в пункт 3 части 2 статьи 23 определяют для профессиональной образовательной организации в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по программам профессионального обучения.

Таким образом, все образовательные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств, смогут отнести себя к типу - профессиональная образовательная организация.

Вопрос 2. Можно ли относить должность инструктора (мастера) по обучению практическому вождению к педагогическим работникам и какие требования к ним предъявляются?

Согласно действующему законодательству Российской Федерации должность инструктор по вождению автомобилей не относится к должностям педагогических работников.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального Закона № 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.

Профессиональное обучение реализуется посредством программ профессионального обучения.

Программы профессионального обучения реализуют педагогические работники.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ и согласно Номенклатуре к должностям педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовки водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения (подраздел 2 раздела I Номенклатуры).

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации мастер производственного обучения: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Вопрос 3. Какова продолжительность отпуска мастера производственного обучения?

Согласно Номенклатуре мастер производственного обучения отнесен к должности педагогических работников.

В настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», в соответствии с которым установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам (далее - Постановление № 466).

Пунктом 1 раздела III Приложения к Постановлению № 466 установлено, что в профессиональных образовательных организациях продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска мастеров производственного обучения составляет 56 календарных дней.

Вопрос 4. Можно ли выполнять работу мастера производственного обучения практическому вождению по гражданско-правовому договору?

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, к которому применяется правила о двух- и многосторонних сделках.

Законодательно не запрещено заключать гражданско-правовой договор с мастером производственного обучения.

Вопрос 5. Каким образом могут осуществляться взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств и индивидуальными предпринимателями?

Взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств и индивидуальными предпринимателями могут осуществляться на основе гражданско-правовых договоров и в форме сетевого взаимодействия.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может основываться на использовании сетевой формы реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно статье 2 Федерального закона № 273-Ф3 к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 273-ФЗ на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации.

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей транспортных средств могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с индивидуальными предпринимателями, приравненными к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на которых распространяются все права и обязанности образовательной организации, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно нельзя отнести к иным организациям, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ.

Взаимоотношения между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями, как физическими лицами, могут осуществляться на основе трудового договора, и на основе гражданско-правового договора.

Следует учитывать, что при заключении гражданско-правого договора между лицом и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, права и свободы педагогического работника, закрепленные Федеральным законом № 273-ФЗ и Трудовым Кодексом Российской Федерации на указанное лицо, не распространяются.

Вопрос 6. Допускаются ли лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, к освоению программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?

Минобрнауки России разработаны и утверждены Примерные программы.

Примерные программы предусматривают разработку образовательными организациями образовательных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий для лиц, не достигших 18 лет, согласно разделу I Примерных программ.

Согласно пункту 21.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет.

Вопрос 7. Допускается ли использование оборудования и помещений организациями, осуществляющими профессиональное обучение водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, по договору аренды?

Примерные программы определяют перечень групп оборудования, необходимый для реализации программы.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. В частности, к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено использование оборудования и помещений в организациях, осуществляющих обучение вождению транспортных средств, по договору аренды.

Вопрос 8. Какова максимальная учебная нагрузка преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств? Могут ли они работать по совместительству?

Согласно пункту 2.1. приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» и статье 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю.

Осуществление педагогическими работниками трудовой деятельности по совместительству законодательством Российской Федерации в сфере образования не запрещено.

Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (зарегистрировано Минюстом России 7 августа 2003 г., регистрационный № 4963) для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) продолжительность работы по совместительству составляет половину месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Для педагогических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству составляет 16 часов работы в неделю.

Вопрос 9. Могут ли образовательные программы организации по продолжительности быть больше или меньше объема учебных часов, зафиксированных в Примерных программах?

Согласно пункту 6 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации.

Образовательные программы профессионального обучения водителей транспортных средств разрабатываются в соответствии с Примерными программами, в которых установлены минимальные к объему учебного плана.

Образовательная организация вправе задать в учебном плане своих образовательных программ большее количество часов для обучения вождению на транспортном средстве и вносить дополнения в содержание образовательных программ с учетом специфики обучения в конкретной образовательной организации.

Вопрос 10. Могут ли программы профессионального обучения водителей транспортных средств реализовыватъся с использованием дистанционных образовательных технологий?

В соответствии со статьей 26 Федерального Закона № 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.

Реализация программ профессионального обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий законодательством Российской Федерации в сфере образования не запрещена.

В соответствии с пунктом 2 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 (далее - Порядок) организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий возможно при проведении теоретических занятий по программам подготовки водителей транспортных средств различных категорий, с учетом требований установленных указанным Порядком.

Вопрос 11. Должны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение создавать специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Да. В соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона № 273-Ф3 профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно части 8 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона № 273-ФЗ является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности (подпункт «ж» пункта 4 и подпункт «и» пункта 6 Положения о лицензировании).

Вопрос 12. Допускаются ли лица с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности по профессии водитель?

Согласно Примерным программам лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность на обучение вождению.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона № 196-ФЗ к сдаче экзаменов, что является допуском к профессии, допускаются лица, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Таким образом, лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение по всем категориям и подкатегориям транспортных средств, но допуск к трудовой деятельности определяется по итогам медицинского осмотра (обследования).

Вопрос 13. Обязаны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение водителей транспортных средств оборудовать медицинский кабинет?

Частью 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 4 и подпункта «в» пункта 6 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также лицензионное требование к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона № 273-ФЗ.

Согласно пункту 9 Положения о лицензировании несоблюдение лицензиатом, установленных подпунктом «в» пункта 6 Положения о лицензировании требований, является грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Исходя из изложенного организация, осуществляющая образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности, в соответствии с установленными требованиями.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросам профобучения водителей транспортных средств. Оно реализуется посредством основных программ профподготовки, переподготовки и повышения квалификации. Организации, готовящие водителей, относятся к профессиональным образовательным организациям. Их программы реализуют педагогические работники. Разъяснено, что должность инструктора по вождению не относится к должностям педагогических работников. К ним относят лиц, имеющих высшее или среднее профобразование и отвечающих квалификационным требованиям, указанным в справочниках или профстандартах. По номенклатуре - это преподаватели и мастера производственного обучения. На них распространяется право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск 56 календарных дней. Законодательством не запрещено заключать с ними гражданско-правовой договор. На них распространяется право на сокращенное рабочее время, не более 36 часов в неделю. Не запрещена деятельность по совместительству.

Образовательные организации могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с ИП, действующими через работников и приравненными по правам и обязанностям к образовательным организациям. Если ИП осуществляет образовательную деятельность непосредственно, как физлицо, то с ним должен заключаться трудовой или гражданско-правовой договор.

Организации, обучающие вождению, могут арендовать для этого помещения и оборудование. Они вправе задать в учебном плане своих образовательных программ большее количество часов для обучения и вносить дополнения в программы. Не запрещено применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при проведении теоретических занятий.

Разъяснено, что для лиц с ограниченными возможностями должны создаваться специальные условия. Это лицензионное требование. Но к профессии водитель они допускаются, если не имеют противопоказаний к управлению транспортными средствами. Еще одним лицензионным требованием является наличие медкабинета для охраны здоровья обучающихся.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
(вместе с «Разъяснениями по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»)

Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, направляет разъяснения по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

А.А.КЛИМОВ

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ
КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ

Используемые сокращения:
1. Федеральный закон N 273-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон N 196-ФЗ — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
3. Номенклатура — Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678;
4. Примерные программы — Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 (зарегистрировано Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный N 33026);
5. Положение о лицензировании — Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966.

Вопрос 1. К какому типу образовательной организации можно отнести организацию, реализующую в качестве основной цели своей деятельности образовательные программы профессионального обучения?

Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ профессиональное обучение — это вид образования, который реализуется посредством основных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (часть 1 статьи 23 Федерального закона N 273-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон N 273-ФЗ. Внесенные изменения в пункт 3 части 2 статьи 23 определяют для профессиональной образовательной организации в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по программам профессионального обучения.
Таким образом, все образовательные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств, смогут отнести себя к типу — профессиональная образовательная организация.

Вопрос 2. Можно ли относить должность инструктора (мастера) по обучению практическому вождению к педагогическим работникам и какие требования к ним предъявляются?
Согласно действующему законодательству Российской Федерации должность инструктор по вождению автомобилей не относится к должностям педагогических работников.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.
Профессиональное обучение реализуется посредством программ профессионального обучения.
Программы профессионального обучения реализуют педагогические работники.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ и согласно Номенклатуре к должностям педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения (подраздел 2 раздела I Номенклатуры).
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н установлены следующие требования к квалификации мастер производственного обучения: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Вопрос 3. Какова продолжительность отпуска мастера производственного обучения?
Согласно Номенклатуре мастер производственного обучения отнесен к должности педагогических работников.
В настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», в соответствии с которым установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам (далее — Постановление N 466).
Пунктом 1 раздела III Приложения к Постановлению N 466 установлено, что в профессиональных образовательных организациях продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска мастеров производственного обучения составляет 56 календарных дней.

Вопрос 4. Можно ли выполнять работу мастера производственного обучения практическому вождению по гражданско-правовому договору?
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.
В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, к которому применяются правила о двух- и многосторонних сделках.
Законодательно не запрещено заключать гражданско-правовой договор с мастером производственного обучения.

Вопрос 5. Каким образом могут осуществляться взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств и индивидуальными предпринимателями?
Взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств, и индивидуальными предпринимателями могут осуществляться на основе гражданско-правовых договоров и в форме сетевого взаимодействия.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может основываться на использовании сетевой формы реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно статье 2 Федерального закона N 273-ФЗ к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона N 273-ФЗ на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации.
Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей транспортных средств, могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с индивидуальными предпринимателями, приравненными к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на которых распространяются все права и обязанности образовательной организации, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, нельзя отнести к иным организациям, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ.
Взаимоотношения между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями как физическими лицами, могут осуществляться на основе трудового договора и на основе гражданско-правового договора.
Следует учитывать, что при заключении гражданско-правового договора между лицом и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, права и свободы педагогического работника, закрепленные Федеральным законом N 273-ФЗ и Трудовым Кодексом Российской Федерации, на указанное лицо не распространяются.

Вопрос 6. Допускаются ли лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, к освоению программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?
Минобрнауки России разработаны и утверждены Примерные программы.
Примерные программы предусматривают разработку образовательными организациями образовательных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий для лиц, не достигших 18 лет, согласно разделу I Примерных программ.
Согласно пункту 21.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет.

Вопрос 7. Допускается ли использование оборудования и помещений организациями, осуществляющими профессиональное обучение водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, по договору аренды?
Примерные программы определяют перечень групп оборудования, необходимый для реализации программы.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. В частности, к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено использование оборудования и помещений в организациях, осуществляющих обучение вождению транспортных средств, по договору аренды.

Вопрос 8. Какова максимальная учебная нагрузка преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств? Могут ли они работать по совместительству?
Согласно пункту 2.1 приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» и статье 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю.
Осуществление педагогическими работниками трудовой деятельности по совместительству законодательством Российской Федерации в сфере образования не запрещено.
Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (зарегистрировано Минюстом России 7 августа 2003 г., регистрационный N 4963) для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) продолжительность работы по совместительству составляет половину месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Для педагогических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству составляет 16 часов работы в неделю.

Вопрос 9. Могут ли образовательные программы организации по продолжительности быть больше или меньше объема учебных часов, зафиксированных в Примерных программах?
Согласно пункту 6 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации.
Образовательные программы профессионального обучения водителей транспортных средств разрабатываются в соответствии с Примерными программами, в которых установлены минимальные к объему учебного плана.
Образовательная организация вправе задать в учебном плане своих образовательных программ большее количество часов для обучения вождению на транспортном средстве и вносить дополнения в содержание образовательных программ с учетом специфики обучения в конкретной образовательной организации.

Вопрос 10. Могут ли программы профессионального обучения водителей транспортных средств реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий?
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.
Реализация программ профессионального обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий законодательством Российской Федерации в сфере образования не запрещена.
В соответствии с пунктом 2 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2 (далее — Порядок) организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий возможно при проведении теоретических занятий по программам подготовки водителей транспортных средств различных категорий, с учетом требований, установленных указанным Порядком.

Вопрос 11. Должны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение, создавать специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?
Да. В соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно части 8 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона N 273-ФЗ является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности (подпункт «ж» пункта 4 и подпункт «и» пункта 6 Положения о лицензировании).

Вопрос 12. Допускаются ли лица с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности по профессии водитель?
Согласно Примерным программам лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность на обучение вождению.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 196-ФЗ к сдаче экзаменов, что является допуском к профессии, допускаются лица, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Таким образом, лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение по всем категориям и подкатегориям транспортных средств, но допуск к трудовой деятельности определяется по итогам медицинского осмотра (обследования).

Вопрос 13. Обязаны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение водителей транспортных средств, оборудовать медицинский кабинет?
Частью 3 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ закреплено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 4 и подпункту «в» пункта 6 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также лицензионное требование к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона N 273-ФЗ.
Согласно пункту 9 Положения о лицензировании несоблюдение лицензиатом установленных подпунктом «в» пункта 6 Положения о лицензировании требований является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Исходя из изложенного организация, осуществляющая образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности в соответствии с установленными требованиями.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО
Т.В.РЯБКО

Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках". В самом начале есть такая формулировка "...работникам, замещающим должности педагогических работников". Вы не могли бы её пояснить? Если Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования, то имеет ли к нам отношение это Постановление, и можем ли мы преподавателям устанавливать отпуск 56 кал. дн.? Потому что замещения по сути не происходит...Спасибо огромное за помощь!

Ответ

Педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (). Перечень работников, имеющих право на такой отпуск, определен .

Согласно ПИСЬМУ ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ДПО МИНОБРНАУКИ РОССИИ, МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 09.10.2013 № 06-735 « " понятие «педагогический работник» применимо к преподавателям ДПО.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ , предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций ().

Продолжительность удлиненного отпуска зависит от вида образовательной организации и должности, занимаемой педагогическим работником, и может составлять от 42 до 56 календарных дней ().

Право на использование этого отпуска педагогические работники приобретают по ().

Также педагогические работники могут по соглашению с работодателем за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней ().

Особенностью предоставления отпусков педагогическим работникам является возможность их использования преимущественно в период летних каникул.

В остальном предоставление отпуска педагогическому работнику оформите в ().

Александр Завгородний ,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета

Санкт-Петербургского государственного университета

  1. Ответ: На какой оплачиваемый отпуск педагогические работники имеют право
  2. Ответ: Как предоставить длительный отпуск педагогическим работникам

Педагогические работники образовательной организации не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года ( , Порядка, утвержденного ).

Должности педагогических работников, которые имеют право на длительный отпуск, указаны в номенклатуры должностей педагогических работников, утвержденной . предоставления длительного отпуска утвержден . Конкретную продолжительность длительного отпуска, его очередность, а также порядок разделения на части и продления работодатель устанавливает в ( Порядка, утвержденного ).

На период нахождения в отпуске за педагогическим работником сохраняют место работы и . Во время длительного отпуска педагогического работника нельзя , а также увольнять по , за исключением полной образовательной организации. Об этом говорится в Порядка, утвержденного .

В стаж для длительного отпуска входит:

  • время работы сотрудника на педагогических должностях. При этом периоды педагогической работы суммируют, если перерыв между ними составил не более трех месяцев;
  • время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы и должность;
  • время замещения должностей педработников в период прохождения производственной практики. При условии, что перерыв между днем окончания образовательной организации и днем поступления на педагогическую работу не превысил одного месяца.

Длительный отпуск предоставляют педагогическому работнику на основании его заявления. Работодатель проверяет наличие у работника стажа для отпуска и оценивает возможность предоставить отпуск в указанный работником срок. Если необходимый стаж есть, то работодатель издает приказ об отпуске в

На какой ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск имеет право мастер производственного обучения Федерального казенного профессионального образовательного учреждение ФСИН России на 42 календарных дня или на 56 календарных дней

Ответ

Ответ на вопрос:

Педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (). Перечень работников, имеющих право на такой отпуск, определен .

Мастерам производственного обучения профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования предоставляется отпуск в размере 56 дней.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: На какой оплачиваемый отпуск педагогические работники имеют право

Педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (). Перечень работников, имеющих право на такой отпуск, определен .

Продолжительность удлиненного отпуска зависит от вида образовательной организации и должности, занимаемой педагогическим работником, и может составлять от 42 до 56 календарных дней ().

Право на использование этого отпуска педагогические работники приобретают по ().

Также педагогические работники могут по соглашению с работодателем за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней ().

Особенностью предоставления отпусков педагогическим работникам является возможность их использования преимущественно в период летних каникул.

В остальном предоставление отпуска педагогическому работнику оформите в ().

Александр Завгородний,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

01.06.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры


Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».

  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2008, N 2

Педагогическая деятельность является одной из важнейших в нашем обществе, поскольку от работников воспитательных и образовательных учреждений во многом зависит мировоззрение подрастающего поколения и в целом будущее страны. Законодательством РФ уделено особое внимание режиму труда и отдыха педагогических работников. В настоящей статье будут рассмотрены установленные российским законодательством нормативы и порядок предоставления педагогическим работникам основного удлиненного оплачиваемого отпуска, длительного отпуска сроком до одного года.

Основной удлиненный оплачиваемый отпуск

Труд педагогических работников регулируется гл. 52 ТК РФ. Первое, на что следует обратить внимание, - это ст. 334 ТК РФ, закрепляющая право педагогических работников на основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 <1> (далее - Постановление N 724). Согласно Приложению к указанному Постановлению продолжительность отпуска составляет от 42 до 56 календарных дней в год и зависит от наименования должности и образовательного учреждения. В связи с этим обращаем внимание работников кадровых служб образовательных учреждений на необходимость внесения в трудовые книжки наименований должностей работников в соответствии:

  • с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов <2>;
  • с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих <3>;
  • с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих <4> (ЕТКС).
<1> Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" (с изм. от 11.05.2007).
<2> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, в ред. от 18.07.2007.
<3> Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, в ред. от 29.04.2008.
<4> Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787, в ред. от 20.12.2003.

Наименования образовательных учреждений должны соответствовать наименованиям, установленным законом. Рекомендуем также ознакомиться с Письмом Минобразования России от 25.10.2001 N 22-06-1388 "О приведении наименований образовательных учреждений в соответствие с типовыми положениями", в котором содержатся Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также перечень Постановлений Правительства РФ, утверждающих типовые положения, определяющие виды образовательных учреждений и регламентирующие их деятельность.

Следует помнить: законодательство РФ не ставит продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска в зависимость от объема педагогической нагрузки.

Приведем Приложение к Постановлению N 724.

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам

Место работы

Продолжительность

ежегодного

основного

удлиненного

оплачиваемого

(календарных

Наименование должностей

педагогических работников

  1. Общеобразовательные

учреждения;

общеобразовательные

школы-интернаты;

образовательные

учреждения для детей-

сирот и детей,

оставшихся без

попечения родителей;

специальные

(коррекционные)

образовательные

учреждения для

обучающихся,

воспитанников с

отклонениями в

развитии;

дошкольные

образовательные

учреждения для

воспитанников с

отклонениями в

развитии;

оздоровительные

образовательные

учреждения санаторного

типа для детей,

нуждающихся в

длительном лечении;

дошкольные

образовательные

учреждения для детей,

нуждающихся в

длительном лечении;

специальные учебно-

воспитательные

учреждения открытого и

закрытого типа;

образовательные

учреждения для детей

дошкольного и младшего

школьного возраста;

образовательные

учреждения для детей,

нуждающихся в

психолого-

педагогической и

медико-социальной

Директора (заведующие), их

заместители;

преподаватели-организаторы

основ безопасности

жизнедеятельности;

старшие вожатые;

преподаватели;

учителя-логопеды;

учителя-дефектологи;

воспитатели;

руководители структурных

подразделений образовательных

учреждений;

концертмейстеры;

инструкторы по труду и по

физкультуре;

педагоги-психологи;

педагоги дополнительного

образования;

классные воспитатели;

музыкальные руководители;

заместители директоров по

дежурные по режиму;

мастера производственного

обучения;

социальные педагоги;

педагоги-организаторы;

методисты

  1. Межшкольные учебные

комбинаты;

учебно-производственные

мастерские

Директора, их заместители;

руководители структурных

подразделений образовательных

учреждений;

педагоги-психологи;

мастера производственного

обучения;

методисты

  1. Дошкольные

образовательные

учреждения

Заведующие, их заместители;

воспитатели;

музыкальные руководители;

инструкторы по физкультуре;

педагоги-психологи;

социальные педагоги;

педагоги дополнительного

образования

  1. Образовательные

учреждения

дополнительного

образования детей

Директора, их заместители;

руководители структурных

подразделений образовательных

учреждений;

педагоги дополнительного

образования;

воспитатели;

концертмейстеры;

культорганизаторы;

тренеры-преподаватели;

инструкторы-методисты;

педагоги-психологи;

социальные педагоги;

педагоги-организаторы,

методисты

  1. Образовательные

учреждения начального и

среднего

профессионального

образования

Директора, их заместители;

старшие мастера;

преподаватели;

преподаватели-организаторы

основ безопасности

жизнедеятельности;

руководители физического

воспитания;

воспитатели;

педагоги дополнительного

образования;

руководители структурных

подразделений образовательных

учреждений;

заведующие производственной

практикой;

заместители директоров по

дежурные по режиму;

педагоги-психологи;

мастера производственного

обучения;

социальные педагоги;

педагоги-организаторы;

методисты;

концертмейстеры

  1. Образовательные

учреждения высшего

профессионального

образования и

образовательные

учреждения

дополнительного

профессионального

образования (повышения

квалификации)

специалистов

Ректоры (директора);

первые проректоры;

проректоры (заместители

директора);

директора (заведующие) филиалов

образовательных учреждений;

профессорско-преподавательский

воспитатели; методисты;

концертмейстеры;

педагоги-психологи;

заведующие докторантурой,

аспирантурой, научно-

исследовательскими отделами

(секторами), учебными отделами

(частями) и другими учебными

подразделениями;

руководители (заведующие)

производственной практикой;

ученые секретари;

педагоги дополнительного

образования

  1. Учебные, учебно-

методические,

методические кабинеты

Директора (заведующие), их

заместители;

заведующие отделами и другими

структурными подразделениями;

методисты;

педагоги-психологи

  1. Психологические

службы системы

образования

Директора (заведующие), их

заместители;

заведующие отделами

(лабораториями);

педагоги-психологи;

учителя-дефектологи;

учителя-логопеды

  1. Учреждения

здравоохранения

Заведующие педагогической

учителя-дефектологи;

логопеды;

воспитатели;

музыкальные руководители;

педагоги дополнительного

образования;

инструкторы по физкультуре;

мастера производственного

обучения;

старшие вожатые

  1. Другие организации,

осуществляющие

образовательный процесс

Педагоги-организаторы;

социальные педагоги;

воспитатели;

педагоги дополнительного

образования;

методисты;

мастера производственного

обучения

При предоставлении основных удлиненных отпусков необходимо учитывать следующие примечания к Приложению:

  1. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью, указанной в п. п. 1 - 5, предоставляется заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.
  2. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней для следующих лиц:
  • воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений;
  • педагогических работников, указанных в Примечании 1 и работающих в музыкальных, художественных школах и других школах искусств;
  • педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с отклонениями в развитии в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы.
  1. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  2. Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками установленной Постановлением N 724 продолжительности пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием "старший" или "главный".
  3. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей - составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов. В случае выполнения лицами, занимающими перечисленные должности, работы в объеме менее 150 часов они имеют право на получение отпуска стандартной продолжительностью 28 дней.

Отдельно следует упомянуть Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 949 "О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень". Согласно указанному Постановлению при наличии в штатном расписании научного учреждения (организации), финансируемого из федерального бюджета, должностей, по которым тарифно-квалификационными требованиями предусмотрены ученые степени, научным работникам, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук, может быть установлен ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью 48 и 36 рабочих дней соответственно.

Предоставление длительного отпуска сроком до одного года

Статьей 335 ТК РФ установлено право педагогических работников образовательных учреждений на длительный (сроком до одного года) отпуск, который должен предоставляться не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления такого отпуска определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. В связи с этим указанный отпуск может предоставляться и чаще. Аналогичное положение содержится в п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" <5>.

<5> Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в ред. от 24.04.2008.

Более детальная регламентация данного вопроса относительно образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразования или в отношении которых указанное Министерство осуществляет полномочия учредителя, отражена в утвержденном Приказом Минобразования России от 07.12.2000 N 3570 <6> Положении (далее - Положение).

<6> Приказ Минобразования России от 07.12.2000 N 3570 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года".

Право на длительный отпуск возникает при осуществлении непрерывной преподавательской работы в государственных муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Приложение к Положению устанавливает должности и условия работы, дающие право на указанный отпуск. Приведем этот список.

  1. Перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской деятельности независимо от ее объема:
  • профессор;
  • доцент;
  • старший преподаватель;
  • преподаватель;
  • ассистент;
  • учитель;
  • учитель-дефектолог;
  • учитель-логопед;
  • преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);
  • педагог дополнительного образования;
  • руководитель физического воспитания;
  • мастер производственного обучения;
  • старший тренер-преподаватель;
  • тренер-преподаватель;
  • концертмейстер;
  • музыкальный руководитель;
  • воспитатель.
  1. Перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж

непрерывной преподавательской деятельности при определенных

условиях:

  • ректор, директор, начальник образовательного учреждения, заведующий образовательным учреждением;
  • проректор, заместитель директора, заместитель начальника образовательного учреждения, заместитель заведующего образовательным учреждением, деятельность которых связана с образовательным процессом;
  • директор, начальник филиала образовательного учреждения;
  • заведующий филиалом образовательного учреждения;
  • старший мастер;
  • управляющий учебным хозяйством;
  • декан, заместитель декана факультета;
  • заведующий, заместитель заведующего кафедрой, докторантурой, аспирантурой, отделом, сектором;
  • заведующий, заместитель заведующего кабинетом, лабораторией, отделением, учебно-консультационным пунктом, логопедическим пунктом, интернатом при общеобразовательном учреждении;
  • ученый секретарь ученого совета;
  • руководитель (заведующий) производственной практикой;
  • методист;
  • инструктор-методист;
  • старший методист;
  • старший воспитатель;
  • классный воспитатель;
  • социальный педагог;
  • педагог-психолог;
  • педагог-организатор;
  • старший вожатый;
  • инструктор по труду;
  • инструктор по физической культуре.

Положение указывает, что работа в названных выше должностях засчитывается в стаж непрерывной преподавательской деятельности при условии выполнения педагогическим работником в каждом учебном году на должностях, перечисленных в п. 1, преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в следующем объеме:

  • не менее 150 часов - в учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • не менее 240 часов - в учреждениях начального и среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного образования;
  • не менее 6 часов в неделю - в общеобразовательных и других образовательных учреждениях.

В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается:

  • фактически проработанное время;
  • время, когда педагог фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);
  • время, когда педагогический работник проходил производственную практику на оплачиваемых преподавательских должностях в период обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, аспирантуре и докторантуре;
  • время, когда педагог фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и он получал пособие по государственному социальному страхованию, за исключением времени, когда педагогический работник находился в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Стаж непрерывной преподавательской работы не прерывается в следующих случаях:

  • при переходе работника в установленном порядке из одного образовательного учреждения в другое, если перерыв в работе не превысил одного месяца;
  • при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с этой работы по истечении срока трудового договора (контракта) лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если перерыв в работе не превысил двух месяцев;
  • при поступлении на преподавательскую работу после увольнения из органов управления образованием в связи с реорганизацией или ликвидацией этих органов, сокращением штата, если перерыв в работе не превысил трех месяцев, при условии что работе в органах управления образованием предшествовала преподавательская работа;
  • при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с военной или приравненной к ней службе, если ей непосредственно предшествовала преподавательская работа, а перерыв между днем увольнения с военной или приравненной к ней службе и поступлением на работу не превысил трех месяцев;
  • при поступлении на преподавательскую работу после увольнения в связи с ликвидацией образовательного учреждения, сокращением штата педагогических работников или его численности, если перерыв в работе не превысил трех месяцев;
  • при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы по собственному желанию в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность независимо от перерыва в работе;
  • при поступлении на преподавательскую работу по окончании высшего или среднего педагогического учебного заведения, если обучению непосредственно предшествовала преподавательская работа, а перерыв между днем окончания учебного заведения и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;
  • при поступлении на преподавательскую работу после освобождения от работы по специальности в российских образовательных учреждениях за рубежом, если перерыв в работе не превысил двух месяцев;
  • при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с нее в связи с установлением инвалидности, если перерыв в работе не превысил трех месяцев (трехмесячный период в этих случаях исчисляется со дня восстановления трудоспособности);
  • при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с нее вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья (согласно медицинскому заключению), препятствующему продолжению данной работы, если перерыв в работе не превысил трех месяцев;
  • при поступлении на преподавательскую работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.

При переходе с одной преподавательской работы на другую в связи с изменением места жительства перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда.

В случае заболевания педагогического работника в период пребывания в длительном отпуске отпуск продлевается на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листом, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок. Длительный отпуск не продлевается и не переносится, если педагогический работник в указанный период времени ухаживал за заболевшим членом семьи.

Вопросы исчисления стажа непрерывной преподавательской работы рассматриваются администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом. Продолжительность стажа устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов.

Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время (на основании его заявления, с оформлением приказа образовательного учреждения) при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательного учреждения. Длительный отпуск ректору, директору, начальнику образовательного учреждения, заведующему образовательным учреждением оформляется приказом Минобразования.

Очередность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные Положением, решаются согласно уставу образовательного учреждения.

За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность), а также педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов).

Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения.

М.В.Блинова

Эксперт журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении