nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Чем занимается инженер по подготовке кадров. Инженер по подготовке производства. б) по норме выработки

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)
Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32

Инженер по подготовке производства

Должностные обязанности. Осуществляет с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи подготовку производства, контроль над обеспечением производства комплектующими изделиями, запасными частями, материалами, инструментом, за своевременностью оформления необходимой технической документации. Разрабатывает месячные производственные программы и сменно-суточные задания по закрепленному участку работы. Участвует в разработке и внедрении нормативов для оперативного планирования производства. Контролирует соблюдение установленных норм и календарных сроков работы производственных подразделений. Рассчитывает календарные графики загрузки оборудования, производственных площадей (ангаров) с учетом эффективного использования производственных мощностей, следит за их выполнением. Анализирует работу цехов и участков, изыскивает возможности сокращения простоев воздушных судов, трудоемкости технического обслуживания воздушных судов, выполнения работ (услуг) без снижения качества технического обслуживания воздушных судов, выявляет производственные резервы, разрабатывает предложения по их использованию. Контролирует выполнение плана производства и принимает меры по обеспечению регулярности полетов, предупреждению и устранению нарушений хода производственного процесса, эффективному использованию оборудования, созданию работникам благоприятных условий для выполнения производственной программы. Ведет установленную отчетность.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам развития воздушного транспорта; нормативные и методические документы по вопросам производственного планирования в организации воздушного транспорта; порядок разработки производственных программ и сменно-суточных заданий; производственные мощности организации воздушного транспорта, номенклатуру выпускаемой продукции, виды выполняемых работ (услуг); организацию учета на производстве; специализацию цехов, участков организации воздушного транспорта, производственные связи между ними; средства организации и механизации диспетчерской службы; основы экономики, организации труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция инженера по подготовке кадров
УТВЕРЖДАЮ
_________________________
(Ф.И.О.)

Директор предприятия
(учреждения, организации)
_________________________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Инженера по подготовке кадров
(примерная)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и
ответственность Инженера по подготовке кадров.
1.2. Инженер по подготовке кадров назначается на должность и освобождается от должности
в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора
предприятия.
1.3. Инженер по подготовке кадров подчиняется непосредственно __________________.
1.4. На должность Инженера по подготовке кадров назначается лицо, имеющее:
- Инженер по подготовке кадров I категории: высшее профессиональное (техническое или

кадров II категории не менее 3 лет;
- Инженер по подготовке кадров II категории: высшее профессиональное (техническое или
инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке
кадров либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим
профессиональным образованием, не менее 3 лет;
- Инженер по подготовке кадров: высшее профессиональное (техническое или инженерно-
экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее
профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в
должности техника I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых
специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.
1.5. Инженер по подготовке кадров должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам
подготовки и повышения квалификации кадров на производстве; структуру и штаты предприятия,
профиль, специализацию и перспективы его развития; кадровую политику и стратегию
предприятия; основные технологические процессы производства продукции предприятия; формы,
виды и методы профессионального обучения; порядок разработки планов подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ, другой учебно-
методической документации; порядок оформления договоров с учебными заведениями; порядок
составления смет затрат на подготовку и повышение квалификации кадров и оформления
трудовых договоров (контрактов) с преподавателями и инструкторами; прогрессивные формы,
методы и средства обучения; порядок финансирования затрат на обучение; организацию работы
по профориентации и профотбору; систему оплаты труда преподавателей и инструкторов; порядок
ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров;
основы педагогики, социологии и психологии; основы экономики, организации производства, труда
и управления; трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда.
1.6. В период временного отсутствия Инженера по подготовке кадров его обязанности
возлагаются на ___________________________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Примечание. Функциональные обязанности Инженера по подготовке кадров определены на
основе и в объеме квалификационной характеристики по должности Инженера по подготовке
кадров и могут быть дополнены, уточнены при подготовке должностной, инструкции исходя из
конкретных обстоятельств.

Инженер по подготовке кадров:
2.1. Организует профессиональное обучение рабочих и повышение квалификации
руководящих работников и специалистов (подготовку, переподготовку и повышение квалификации
рабочих кадров на производстве, в средних профессиональных учебных заведениях,
экономическую учебу, практическое обучение учащихся и молодых специалистов в период
прохождения ими стажировки, а также производственной практики студентов и учащихся).
2.2. Исходя из потребности предприятия в квалифицированных кадрах и с учетом
требований рыночной экономики, разрабатывает проекты перспективных и текущих планов
подготовки кадров, повышения квалификации и мастерства работающих с необходимыми
обоснованиями и расчетами.
2.3. Устанавливает контакты с учебными заведениями, оформляет договоры на подготовку,
переподготовку и повышение квалификации работников предприятия.
2.4. Составляет графики направления руководящих работников и специалистов в учебные
заведения для повышения квалификации в соответствии с заключенными договорами,
контролирует их выполнение.
2.5. Принимает участие в работе по профессиональной ориентации молодежи, а также в
разработке учебно-методической документации (учебных планов и программ профессионального
развития, пособий и рекомендаций, расписаний занятий учебных групп и т.д.).
2.6. Осуществляет руководство учебно-методической работой по всем видам и формам
подготовки и повышения квалификации кадров на производстве.
2.7. Подбирает кадры преподавателей и инструкторов из числа специалистов и
высококвалифицированных рабочих с последующим утверждением их в установленном порядке,
комплектует учебные группы.
2.8. Контролирует систематичность и качество проводимых занятий, успеваемость учащихся,
соблюдение сроков обучения, выполнение учебных планов и программ, правильность ведения
установленной документации.
2.9. Выполняет работу по обеспечению учебного процесса необходимой методической
литературой, а также оснащению учебных и методических кабинетов оборудованием,
техническими средствами обучения, инвентарем, наглядными пособиями, а также внедрению в
учебный процесс автоматизированных средств и современных активных методов обучения.
Участвует в проведении итоговых занятий, экзаменов, квалификационных проб, конкурсов
профессионального мастерства рабочих.
2.10. Организует лекции и доклады, проведение семинаров и консультаций в целях
повышения уровня профессиональной подготовки наставников, преподавателей и инструкторов.
2.11. Подготавливает трудовые договоры (контракты) с преподавателями и инструкторами,
составляет сметы затрат на подготовку и повышение квалификации кадров, оплату труда за
обучение кадров и руководство производственной практикой, контролирует правильность
использования средств на эти цели.
2.12. Участвует в осуществлении контроля за посещаемостью занятий и успеваемостью
работников, обучающихся на курсах и в учебных заведениях без отрыва от производства,
подготовкой и повышением квалификации специалистов в системе среднего и высшего
профессионального образования, а также институтов и курсов повышения квалификации.
2.13. Принимает участие в организации работы квалификационных комиссий и учебно-
методического совета предприятия по профессиональному обучению рабочих на производстве,
реализации их решений, разработке мер, способствующих росту производительности труда за
счет повышения квалификации и мастерства работников.
2.14. Постоянно совершенствует формы и методы профессионального обучения и
повышения квалификации кадров на производстве, обобщает и распространяет передовой опыт в
этой области.
2.15. Анализирует качественные показатели результатов обучения и его эффективность
(изменение профессионально - квалификационного и должностного состава рабочих и служащих,
рост производительности труда, заработной платы и т.д.), ведет установленную отчетность.

Инженер по подготовке кадров имеет право:
3.1. Осуществлять взаимодействие с учебными заведениями по вопросам подготовки и
повышению квалификации кадров на предприятии.
3.2. Осуществлять руководство учебно-методической работой по подготовке и повышении
квалификации кадров на производстве.
3.3. Участвовать в работе квалификационных комиссий.
3.4. Контролировать посещение занятий и успеваемость работников предприятия,
проходящих переподготовку и повышение квалификации без отрыва от производства.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Инженер по подготовке кадров несет ответственность за:
4.1. Невыполнение своих функциональных обязанностей.
4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений,
нарушение сроков их исполнения.
4.3. Невыполнение приказов, распоряжений директора предприятия, поручений и заданий
начальника отдела.
4.4. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной
безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Инженера по подготовке кадров определяется в соответствии с
Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
5.2. В связи с производственной необходимостью Инженер по подготовке кадров может
направляться в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

С инструкцией ознакомлен: ___________________ /__________________
(подпись) (Ф.И.О.)

"___"_____________ ____ г.

.
С настоящей должностной инструкцией ознакомлен: Дата. Подпись.

Во всей совокупности ресурсов трудовые ресурсы занимают особое место. От качества их подбора и эффективности использо-вания во многом зависят результаты деятельности предприятия. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.

Кадры или трудовые ресурсы предприятия – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

В списочный состав включаются все работники, занятые как в основной, так и не основной деятельности предприятия.

Для планирования численности кадров, их подготовки и распределения, для увязки плана по труду с другими разделами плана производства важна классификация кадров (рисунок 11).

В её основу положен функциональный критерий, т.е. принцип участия отдельных групп работающих в производственной деятельности.

По сфере деятельности кадры подразделяются на две группы.

1) Промышленно-производственный персонал (ППП) – те, кто непосредственно связан с производственной деятельностью предпри-ятия. К нему относятся все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследовательских, конструкторских, технологических организаций и лабораторий; заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капитальным и текущим ремонтов оборудования и транспортных средств.

2) Непромышленный персонал – работники подразделений, не связанных с производственной деятельностью предприятия, состоя-щих на балансе предприятия (ЖКО, детские учреждения, общест-венное питание, медицинские учреждения, магазины, культурно-бытовые и т.д.).

ППП по характеру выполняемых функций подразделяется на следующие категории:

1) рабочие – работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей и оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных. Основные рабочие - это рабочие, занятые в технологических операциях. Вспомогательные рабочие обслуживают процессы основного и вспомогательного производства (транспортные рабочие, электромонтёры, раздатчики инструмента, рабочие по ремонту оборудования и др.);


Рис. 11. Классификация кадров предприятия

2) руководители – лица, наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполнение. Это работники, занимающие должности руководителей предприятия (директоры, начальники, главные специалисты (главный бухгалтер, главный механик) и их заместители;

3) специалисты – осуществляют инженерно-техническую, проект-ную и экономическую подготовку производства (инженеры, механи-ки, экономисты, юристы и др.);

4) технические исполнители (служащие) – осуществляют информационно-техническое обеспечение руководителей и специа-листов, подготовку и оформление документации, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (машинисты, делопроизводители, секретари, агенты, архивариус, статистики, табельщики и др.).

Кадры имеют качественную, количественную и структурную характеристику.

Качественная характеристика определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей предприятия и производимых ими работ.

Оценить ее можно следующими показателями:

Экономические: сложность труда, квалификация работника, условия труда, трудовой стаж и др.;

Личностные: творческая активность, дисциплинированность и др.;

Организационно-технические: рациональная организация труда, насыщенность оборудованием и др.;

Социально-культурные: коллективизм, социальная активность и др.

Количественная характеристика персонала определяется такими показателями как:

1) сменная численность (Ч см) включает работников, которые должны обеспечить нормальный ход производственного процесса в течение смены.

2)явочная (Ч яв) – предусматривает число работников для обеспечения нормального хода технологического процесса в течение рабочих суток:

Ч яв = Ч см · N ,

где N – количество смен.

3) штатная численность (Ч шт) – рассчитывается в непрерывных производствах и учитывает подмену производственных рабочих на время выходных и праздничных дней (подмены устанавливаются в размере одной–двух рабочих бригад):

Ч шт = Ч яв +П,

где П – подмена.

Для периодических производств Ч шт = Ч яв.

4) Списочная численность (Ч сп)–включает в себя всех постоянных, временных и сезонных рабочих, а также рабочих, взятых на подмену невыходов в связи с болезнями, отпусками и по другим причинам на определенную дату:

Ч сп = Ч яв (Ч шт)·К пер,

К пер = Т ном / Т эф,

где К пер – коэффициент пересчета от явочной (штатной) численности в списочную;

Т ном – номинальный фонд времени работы одного работника за 1 год, ч (дн.);

Т эф – эффективный фонд времени работы одного работника за 1 год, ч (дн.).

Для расчета Т эф составляется баланс рабочего времени, который характеризует среднее число часов и дней работы одного работника в год.

При разработке баланса рабочего времени рассчитываются номинальный и эффективный фонды времени рабочего, исходя из графика сменности работы предприятия.

Т ном = (Т кал – Т пр – Т вых)N· t см,

Т эф = Т ном – Т рн,

где Т кал – календарный фонд времени, равный 365 дней;

t см – продолжительность смены, час;

Т пр, Т вых – количество праздничных и выходных дней в году соответственно.

Т рн – регламентированные невыходы (планируемые целодневные невыходы в связи с болезнями, отпусками и по другим причинам).

Списочная численность определяется на определенное число или дату с учетом принятых и выбывших на этот день работников. Для руководителей и специалистов Ч яв = Ч сп.

Разность между списочной и штатной численностью представляет собой резерв производственных рабочих для бесперебойной работы предприятия на случай отпусков, болезни и других плановых потерь времени.

При расчете численности ремонтного персонала следует иметь в виду, что эти рабочие, как правило, работают в одну смену, поэтому их сменный штат является основой для расчета списочной численности.

5) Среднесписочная численность работников предприятия за определенный период определяется как деление суммы списочного состава работников за все календарные дни периода, включая выходные и праздничные дни, на полное календарное число дней периода.

Для правильного определения среднесписочной численности работников необходимо вести ежедневный табельный учет работников списочного состава с учетом приказов (распоряжений) о приеме, переводе на другую работу и прекращении трудового договора.

6) Темпы роста, прироста численности работников предприятия за определенный период.

Структурная характеристика представлена соотношением различных категорий работников в общей их численности (структура кадров).

Структура кадров также может определяться по возрасту, полу, уровню образования, стажу работы, квалификации и другим признакам.

Профессионально-квалификационная структура служащих пред-приятия находит отражение в штатном расписании – документе, ежегодно утверждаемом руководителем предприятия и представля-ющем собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада. Пересмотр штатного расписания осуществ-ляется в течение года путем внесения в него изменений в соответствии с приказом руководителя предприятия.

В зависимости от характера трудовой деятельности кадры предприятия подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации.

Профессия – род трудовой деятельности (совокупность специи-альных теоретических знаний и практических навыков), требующей специальной подготовки для работы в данной области.

Специальность – это вид деятельности в пределах данной про-фессии, который имеет специфические особенности и требует от работника дополнительных (специальных) знаний и навыков. Специальность определяет вид трудовой деятельности в рамках одной и той же профессии.

Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации.

Квалификация – степень овладения работниками той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалифика-ционных (тарифных) разрядах и категориях.

По уровню квалификации рабочих можно разделить на неквалифицированных, квалифицированных и высококвалифициро-ванных. Квалификация рабочих определяется разрядами.

Руководители распределяются по структурам и звеньям управления. По структурам управления руководители подразде-ляются на линейные и функциональные, по звеньям управления – на руководителей высшего, среднего и низового звеньев.

Совокупность перечисленных и ряда других показателей может дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии персонала предприятия и тенденциях их изменения для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использо-вания трудовых ресурсов предприятия.

5.2. Методы определения численности работающих

Потребность в персонале определяется отдельно по категориям работающих.

Исходными данными для планировании численности служат: производственная программа, штатное расписание, план проведения организационно-технических мероприятий, движение кадров, их текучесть и фонд рабочего времени.

Существуют следующие методы определения явочной числен-ности основных и вспомогательных рабочих:

а) по технологической трудоемкости или трудоемкости обслуживания:

Ч =Т / (Т эф ·К вн),

гдеТ – технологическая трудоемкость изготовления изделия или трудоемкость обслуживания соответственно для основных и вспомогательных рабочих, н.-ч (нормо-час);

К вн – коэффициент выполнения норм.

Расчет численности начинается с определения нормативной производственной технологической трудоемкости производственной программы. Она рассчитывается следующим образом: количество продукции по каждой номенклатуре умножается на затраты времени, необходимые в плановом периоде на изготовление продукции. Трудоемкость изготовления единицы продукции определяется путем суммирования норм времени по всем операциям (пример – таблица 8).

Таблица 8. Расчет трудоемкости производственной программы

При Т эф = 1825 ч, Ч осн = 105000/(1825·1,1) = 52 чел.

б) по норме выработки:

Ч осн = В / (Н выр ·Т эф ·К вн),

где В – годовой объем работ или годовая программа, т (шт.); в нашем примере В = 120000 т;

Н выр – норма выработки, т/ч (шт./ч); Н выр = 5 т/ч;

Ч осн = 120000/(5·1850·1,1) = 11 чел.

в) по нормам обслуживания:

Ч осн =(О/Н обс)N ,

где О – объем обслуживания (количества единиц оборудования), шт.; (О = 6 шт.)

Н обс – норма обслуживания (сколько единиц оборудования дол-жен обслуживать один рабочий за смену), шт./чел.; (Н обс = 3 шт./чел.);

N – количество смен, N = 3 смены);

Ч осн = = 6 чел.

г) по рабочим местам. Применяется в том случае, когда для рабочих не могут быть установлены ни объем работ, ни норма обслуживания. Их работа выполняется на определенных рабочих местах (крановщики).

Ч всп = М·N,

где М – количество рабочих мест.

Численность управленческого персонала рассчитывается на основе штатных расписаний.

Обеспечение потребности в кадрах действующего предприятия предполагает не только определение численности работников предприятия, но и ее сопоставление с имеющейся рабочей силой, оценкой текучести кадров и определение дополнительной потребности или избытка кадров.

Оборот кадров – это отношение числа всех выбывших (оборот по увольнению) или вновь принятых (оборот по приему) за определенный период времени к среднесписочной численности работающих за этот же период.

Текучесть кадров – это движение рабочей силы, обусловленное неудовлетво­ренностью работника рабочим местом (условиями труда, заработной платой и т.д.) – так называемая «активная» текучесть, и неудовлетворенностью орга­низации данным работником (его недисциплинированностью, система­тическим невыполнением обязанностей без уважительных причин и т.д.) – «пассивная» текучесть.

В любом случае текучесть довольно дорого обходится каждой ор­ганизации и обществу в целом. Издержки на текучесть включают:

а) потери, вызванные простоями оборудования вследствие образо­вания пустующих рабочих мест, снижением качества производимой продукции, ухудшением обслуживания оборудования и выработки работников перед их уходом из организации;

б) потери из-за пони­женной производительности труда в период адаптации на новом ра­бочем месте, временного отсутствия перемещающихся работников в сфере общественного труда;

в) растущие затраты на выплату по­собий по безработице, выходных пособий;

г) излишние затраты на набор, отбор и подготовку персонала, оформление приема и уволь­нения работников.

В то же время к текучести нельзя подходить однозначно, посколь­ку процесс текучести кадров выполняет ряд важных позитивных функций: межотраслевого и территориального пере-распределения рабочей силы, квалификационно-профессионального продвижения кадров, обслуживания внешних и внутренних трудовых перемеще­ний, вызванных техническим прогрессом.

Кроме того, полное отсутствие трудовых перемещений в органи­зации, в том числе и текучести, приводит к «окостенению» структу­ры коллектива.

Абсолютные масштабы текучести измеряются количеством уволь­нений работников по собственному желанию, а также по инициати­ве администрации (за определенный период).

Относительный показатель текучести - коэффициент текучести кадров - определяется как отношение числа работников, уволив­шихся по причинам, относимым непосредственно к текучести (по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины), к среднесписочной численности работников:

К т = Ч т / Ч сп ·100,

где К т – коэффициент текучести;

Ч т – численность работников, уволенных по причинам текуче­сти;

Ч сп – среднесписочная численность работающих.

Важно определить мотивы текучести - непосредственные при­чины увольнений отдельных работников или профессиональных групп, которые можно сгруппировать следующим образом:

· неудовлетворенность производственно-экономическими услови­ями (условиями и организацией труда, режимом работы, размером заработка, отсутствием возможностей для повышения образования и квалификации);

· неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями (жильем, культурным и медицинским обслуживанием, обеспеченностью дет­скими дошкольными учреждениями, транспортом и др.);

· мотивы личного характера (вступление в брак, рождение ребенка и др.);

· прочие мотивы.

Изучение мотивов текучести возможно осуществить с помощью интервью или анкетирования увольняющихся работников.

Организации могут снизить уровень текучести с помощью следу­ющих мер: улучшение организации труда и производства; сокраще­ние монотонного, малоквалифицированного труда; оздоровление условий труда; устранение несоответствия содержания труда на ра­бочем месте квалификации, индивидуальным способностям и ин­тересам работников; организация профессионального продвижения кадров и развитой системы повышения квалификации; улучшение жилищных и других бытовых условий; совершенствование оплаты и стимулирования труда; внедрение специальных мер по адаптации молодых ра­ботников.

I. Общие положения

1. Инженер по подготовке кадров относится к категории специалистов.

2. На должность:

Инженера по подготовке кадров назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое или инженерно-техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых со специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет;

Инженера по подготовке кадров II категории - лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет;

Инженера по подготовке кадров I категории - лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров II категории не менее 3 лет;

3. Назначение на должность и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению начальника отдела подготовки кадров.

4. Инженер по подготовке кадров должен знать:

4.1. Законодательные и нормативные правовые акты по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров на производстве.

4.2. Структуру и штаты предприятия, профиль, специализацию и перспективы его развития.

4.3. Кадровую политику и стратегию предприятия.

4.4. Основные технологические процессы производства продукции предприятия.

4.5. Формы, виды и методы профессионального обучения.

4.6. Порядок разработке планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ, другой учебно-методической документации.

4.7. Порядок оформления договоров с учебными заведениями.

4.8. Порядок составления смет затрат на подготовку и повышение квалификации кадров и оформления трудовых договоров (контрактов) с преподавателями и инструкторами.

4.9. Прогрессивные формы, методы и средства обучения.

4.10. Порядок финансирования затрат на обучение.

4.11. Организацию работы по профориентации и профотбору.

4.12. Систему оплаты труда преподавателей и инструкторов.

4.13. Порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров.

4.14. Основы педагогики, социологии, психологии и организации труда.

4.15. Основы трудового законодательства.

4.16. Основы экономики, организации производства, труда и управления.

4.17. Правила и нормы по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности.

5. Инженер по подготовке кадров подчиняется непосредственно начальнику отдела подготовки кадров.

6. На время отсутствия инженера по подготовке кадров (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременной исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Инженер по подготовке кадров:

1. Организует профессиональное обучение рабочих и повышение квалификации руководящих работников и специалистов (подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров на производстве, в средних профессиональных учебных заведениях, экономическую учебу, практическое обучение учащихся молодых специалистов в период прохождения ими стажировки, а также производственной практики студентов и учащихся).

2. Исходя из потребности предприятия в квалифицированных кадрах и с учетом требований рыночной экономики разрабатывает проекты перспективных и текущих планов подготовки кадров, повышения квалификации и мастерства работающих с необходимыми расчетами и обоснованиями.

3. Устанавливает контакты с учебными заведениями, оформляет договоры на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников предприятия.

4. Составляет графики направления руководящих работников и специалистов в учебные заведения для повышения квалификации в соответствии с заключенными договорами, контролирует их выполнение.

5. Принимает участие в работе по профессиональной ориентации молодежи, а также в разработке учебно-методической документации (учебных планов и программ профессионального развития, пособий и рекомендаций, расписаний занятий учебных групп и т.д.).

6. Осуществляет руководство учебно-методической работой по всем видам и формам подготовки и повышения квалификации кадров на производстве.

7. Подбирает кадры преподавателей и инструкторов из числа специалистов и высококвалифицированных рабочих с последующим утверждением их в установленном порядке, комплектует учебные группы.

8. Контролирует систематичность и качество проводимых занятий, успеваемость учащихся, соблюдение сроков обучения, выполнение учебных планов и программ, правильность ведения установленной документации.

9. Выполняет работу по обеспечению учебного процесса необходимой методической литературой, а также оснащению учебных и методических кабинетов оборудованием, техническими средствами обучения, инвентарем, наглядными пособиями, а также внедрению в учебный процесс автоматизированных средств и современных активных методов обучения.

10. Участвует в проведении итоговых занятий, экзаменов, квалификационных проб, конкурсов профессионального мастерства рабочих.

11. Организует лекции и доклады, проведение семинаров и консультаций в целях повышения уровня профессиональной подготовки наставников, преподавателей и инструкторов.

12. Подготавливает трудовые договоры (контракты) с преподавателями и инструкторами, составляет сметы затрат на подготовку и повышение квалификации кадров, оплату труда за обучение кадров и руководство производственной практикой, контролирует правильность использования средств на эти цели.

13. Участвует в осуществлении контроля за посещаемостью занятий и успеваемостью работников, обучающихся на курсах и в учебных заведениях без отрыва от производства, подготовкой и повышением квалификации специалистов в системе среднего и высшего профессионального образования, а также институтов и курсов повышения квалификации.

14. Принимает участие в организации работы квалификационных комиссий и учебно-методического совета предприятия по профессиональному обучению рабочих на производстве, реализации их решений, разработке мер, способствующих росту производительности труда за счет повышения квалификации и мастерства работников.

15. Постоянно совершенствует формы и методы профессионального обучения и повышения квалификации кадров на производстве, обобщает и распространяет передовой опыт в этой области.

16. Анализирует качественные показатели результатов обучения и его эффективность (изменение профессионально-квалификационного и должностного состава рабочих и служащих, рост производительности труда, заработной платы и т.д.), ведет установленную отчетность.

III. Права

Инженер по подготовке кадров имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкций обязанностями.

3. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.

4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Квалификационные требования
Ведущий инженер по подготовке кадров: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Стаж работы по профессии инженера по подготовке кадров I категории - не менее 2 лет. Инженер по подготовке кадров I категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист); для магистра - без требований к стажу работы, специалиста - стаж работы по профессии инженера по подготовке кадров II категории - не менее 2 лет. Инженер по подготовке кадров II категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист). Стаж работы по профессии инженера по подготовке кадров - не менее 1 года. Инженер по подготовке кадров: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист) без требований к стажу работы.

Знает и применяет в деятельности: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров на производстве; структуру и штаты предприятия, профиль, специализацию и перспективы его развития, кадровую политику и стратегию предприятия; основные технологические процессы производства продукции предприятия; формы, виды и методы профессионального обучения; методы планирования; порядок разработки планов подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ, другой учебно-методической документации; порядок оформления договоров с учебными заведениями; порядок составления смет расходов на подготовку и повышение квалификации кадров и оформление трудовых договоров (контрактов) с преподавателями и инструкторами; прогрессивные формы, методы и средства обучения; порядок финансирования затрат на обучение; организацию работы по профессиональной ориентации и профессиональному отбору; систему оплаты труда преподавателей и инструкторов; порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров; основы педагогики, социологии и психологии; основы экономики, организации производства, труда и управления; трудовое законодательство.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
Организует профессиональное обучение рабочих и повышение квалификации руководителей, профессионалов, специалистов (подготовка, переподготовка и повышение квалификации на производстве, в профессионально-технических учебных заведениях, экономическое обучение, практическое обучение учащейся молодежи и молодых специалистов в период прохождения ими стажировки, а также производственной практики студентов и учащихся). Руководствуясь потребностями предприятия в квалифицированных кадрах и с учетом требований рыночной экономики, разрабатывает проекты перспективных и текущих планов подготовки кадров, повышения квалификации и мастерства работающих с необходимыми обоснованиями и расчетами. Устанавливает контакты с учебными заведениями, оформляет договоры на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников предприятия. Составляет графики направления работников в учебные заведения для повышения квалификации в соответствии с заключенными договорами, контролирует их выполнение. Участвует в работе по профессиональной ориентации молодежи, а также в разработке учебно-методической документации (учебных планов и программ профессионального развития, пособий и рекомендаций, расписаний занятий учебных групп и т.п.). Осуществляет руководство учебно-методической работой из всех видов и форм подготовки и повышения квалификации кадров на производстве. Подбирает кадры преподавателей и инструкторов из числа высококвалифицированных работников с последующим утверждением их в установленном порядке, комплектует учебные группы. Контролирует систематическое и качественное проведение занятий, успешность работников, которые учатся, соблюдение сроков обучения, выполнение учебных планов и программ, правильное ведение установленной документации. Выполняет работу по обеспечению учебного процесса необходимой методической и справочной литературой, оснащение учебных и методических кабинетов оборудованием, техническими средствами обучения, инвентарем, наглядными пособиями, а также внедрение в учебный процесс автоматизированных средств и современных активных методов обучения. Участвует в проведении итоговых занятий, экзаменов, квалификационных проб, конкурсов профессионального мастерства рабочих. Организует лекции и доклады, проведение семинаров и консультаций с целью повышения уровня подготовки наставников, преподавателей и инструкторов. Готовит трудовые договоры (контракты) с преподавателями и инструкторами, составляет сметы расходов на подготовку и повышение квалификации кадров, оплату труда за обучение кадров и руководство производственной практикой, контролирует правильное использование средств с этой целью. Участвует в осуществлении контроля за посещением занятий и успеваемостью работников, которые учатся на курсах и в учебных заведениях без отрыва от производства, подготовкой и повышением квалификации работников в учреждениях профессионально-технического и высшего образования, а также институтов и курсов повышения квалификации. Принимает участие в организации работы квалификационных и аттестационных комиссий, учебно-методического совета предприятия с профессионального обучения рабочих на производстве, реализации их решений, разработке мероприятий, способствующих росту производительности труда за счет повышения квалификации и мастерства работников. Постоянно совершенствует формы и методы профессионального обучения и повышения квалификации кадров на производстве, обобщает и распространяет передовой опыт в этой области. Анализирует качественные показатели результатов обучения и его эффективность (изменения профессионально-квалификационного и должностного состава работников, роста производительности труда, заработной платы и т.д.), ведет установленную отчетность.




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении