nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Проектное обучение в начальной школе, фгос и курс «проектная деятельность» н.ю. пахомова, зав. лаб. информационной поддержки развития образования миоо, - презентация. Таким образом, по определению Н.Пахомовой Яценко Инны Викторовны


Проектное обучение Проектное обучение – категория, объединяющая представление об использовании проектной деятельности учащихся для решения различных образовательных задач, в том числе и по формированию и развитию собственно проектной деятельности учащихся (проектной компетентности). Учебное проектирование – категория, обозначающая использование проектирования в учебных целях, имеющего специфику, отличие от проектирования в других сферах человеческой деятельности, – это и образовательный процесс, в основе которого лежит использование учебного проекта как дидактического средства.


Метапредметные результаты, заданные ФГОС СОО В Программе развития универсальных учебных действий (УУД) предусматривается «формирование компетенций обучающихся в области использования … проектной деятельности». Она направлена на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». «…формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности». Проектная деятельность обучающихся оценивается как планируемый результат. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – С. 26,


Метапредметные результаты, заданные ФГОС НОО Прежде чем учащиеся смогут самостоятельно работать в учебных проектах над решением какой бы то ни было проблемы, проектные умения (проблемная компетенция) должны быть сформированы у них хотя бы на уровне минимальной сложности. Опережающее решение задачи формирования проектной компетенции в период обучения в начальной школе позволяет затем в основной и старшей общеобразовательной школе выстраивать компетентностные составляющие образовательного процесса, используя организационно-мотивационную рамку учебного проекта и проектную компетенцию.


Для того чтобы найти способ формирования готовности к проектной деятельности нами была предпринята попытка выделить систему действий и операций позволяющих осуществлять проектную деятельность, а также была построена модель осуществления проектной деятельности, установлены ее свойства и характеристики.


Для формирования готовности к проектной деятельности необходимо формирование: отдельных проектных умений, умений выполнять проектные действия в технологически обусловленных последовательностях, полного технологического комплекса умений в целостном проектировании. Необходимо усвоение технологической этапности проектирования и выполнение полного цикла проектирования


Способность к любой деятельности как личностное новообразование формируется в деятельности и в ней же проявляется (С.Л. Рубинштейн) Для формирования проектных умений и способности к проектной деятельности создана система заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе.


Первоочередность формирования проектных умений Основным, центральным элементом проектной технологии является построение схемы применения необходимых действий. В простейшем случае это последовательное выполнение действий, решающих проектируемую проблему цепочка действий.


Начинаем обучение во 2-м классе начальной школы. В соответствии с возрастными особенностями учеников – ведущей игровой деятельности, подобраны задания для работы в форме игры. На основе этих игр формируем действия и операции, позволяющие затем сформировать умение выстраивать действия в цепочки, приводящие к некоторому результату.


Шаг за шагом в игровой форме, усложняя специально организованную целенаправленную деятельность, мы помогаем учащимся освоить: планирование, целеполагание, проблематизацию, анализ условий существования проблемы с выделением возможных и необходимых действий в проблемном поле, а также элементарные рефлексивные и презентативные умения.


Наращивание элементов проектирования с соблюдением технологической этапности Постепенное формирование полного цикла проектирования: умения планировать умения ставить цель и планировать, поставить проблему, цель и планировать поставить проблему, цель и задачи, планировать. Для самостоятельной работы учащимся от урока к уроку выделяется все более сложные и законченные действия и операции, и даже этапы в полном цикле проектирования.


Дидактическая система проектного обучения начальной школы Цель: сформировать готовность к проектной деятельности (проектную компетентность, компетентность решать проблемы) минимального уровня сложности. Содержание: способы действий при проектировании решения проблемы минимального уровня сложности, технология проектирования. Методы: деятельностный метод, проблемный метод, рефлексивный метод, др. Принципы: деятельностная организация образовательного процесса; рефлексия проделанных проектных действий и деятельности; использование презентативных действий и самооценки; групповая организация работы; игровое и практически значимое вариативное метапредметное содержание; формулирование заданий в виде проблемных ситуаций; контроль интериоризации действий и деятельности через экстериоризацию.


Педагогическая технология курс «Проектная деятельность» Достижение цели дидактической системы проектного обучения через выполнение последовательности заданий – нельзя пропустить какое-либо задание в цепи заданий пошаговое достижение цели Методы обусловлены дидактическими принципами дидактической системы проектного обучения Контроль достижения результатов задается самой дидактической системой


Целостность дидактической системы проектного обучения означает, что: нельзя дробить и выхватывать отдельные ее части, подменять цели и подцели отдельных заданий или уроков, нарушать принципы, организационные формы и методы, составляющие систему, нарушать технологическую цепочку заданий.


Педагогическая технология Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих если. (Кушнир А.М.) Технология проектируется, опираясь на заданный результат. Это совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).* *БайковаЛ.А., Гребен ки на Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.:Пед. об-во России, 2001, с. 9.



Н.Ю.Пахомова, зав. лаб. методики и информационной поддержки развития столичного образования МИПКРО,
кандидат педагогических наук

В этом материале мне бы хотелось адресоваться к методистам, поддерживающим учебно-воспитательный процесс в массовой общеобразовательной школе. На мой взгляд роль методиста в нашей системе образования сильно недооценивается. В экспериментальных и инновационных учреждениях образования их воспринимают как носителей закостенелого консерватизма, чуждых чему-либо новому и прогрессивному. Как малых детей оберегая свои еще не окрепшие эвристические находки, результаты педагогического эксперимента и инновационных преобразований, новаторы в буквальном смысле слова закрывают двери перед методистами. И не удивительно. В ситуации, когда методист приходит, например, в качестве эксперта во время аттестации педагога, и ему показывают живой урок по теме "Тесто", где 4 группы учащихся работают с четырьмя разными видами теста, выбор которых происходит на самом уроке, он не готов к пониманию того, что ему предъявляют. Он упрямо требует план урока, отказывается познакомиться с концепцией и направлением развития и поиска новаторов этой школы. Заканчивается все легко узнаваемой фразой: "Не учите меня жить".

Я прошу прощения, если мои зарисовки с натуры получились похожими на карикатуру. Не все методисты так упрямы в своем неведении. Для методистов, настроенных чутко улавливать здоровые тенденции развития педагогической мысли и эвристического инновационного поиска, стоящих между педагогической наукой и инновационной практикой, или между инновационной и массовой образовательной практикой для выполнения своей важной миссии, предназначены мои попытки систематизации в методологии учебных проектов.

Методология - наука, изучающая самые общие вопросы описания, и анализа результативности применения методов и методик. К вопросам методологии учебного проекта относятся следующие проблемы:

  • Определение учебного проекта.
  • Классификация учебных проектов.
  • Методический анализ учебно-воспитательной ценности учебного проекта (учебно-воспитательных характеристик учебного проекта).
  • Методика проведения работы над учебным проектом.
  • Методика анализа хода осуществления учебного проекта.
  • Методика разработки учебного проекта.
  • Методика тематического планирования курсов с включением учебных проектов в образовательный контекст.

На данном этапе развития метода проектов силами отечественной педагогической науки и практики в научно-методической литературе хорошо показаны возможности этого метода, его преимущества в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания. Известные нам по международным конференциям проекты, разработанные американскими и европейскими университетами, еще являются для нас образцами, что называется "от Кутюр". Но учителя новаторы, попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться - такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, весело и интересно. Число апологетов растет. В условиях отсутствия достаточного количества научных разработок учебных проектов учитель придумывает свои, пробует адаптировать для себя, те, которые ему стали известны от коллег. В этом деле учитель вправе ожидать помощи от методиста. Методист должен быть вооружен знаниями в области методологии учебного проекта.

Положительный педагогический опыт при его распространении нуждается в научно-методическом сопровождении: осмыслении, обобщении, классификации и очерчивании рамок его эффективного применения. Бурное развитие инновационной практики и встречное движение педагогической науки уже привели к значимым достижениям. К ним можно отнести:

  • большое многообразие образовательных ситуаций успешного использования учебного проекта;
  • попытки классификации учебные проекты;
  • создание методик выполнения учебных проектов в зависимости от их типов;
  • выстраивание новых курсов с введением учебных проектов в образовательный контекст;
  • организация учебного учреждения, где учебный проект является ведущей образовательной формой, подчиняющей себе образовательно-воспитательную ситуацию учебного заведения.

Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. Характеристики учебного проекта, входящие в определение, не зависят от типа, инвариантны. В то же время велико разнообразие учебных проектов. От проекта на один урок до проекта на весь учебный год. Курсовое проектирование в пред профессиональной подготовке. Проектирование индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное по составу участников. Проекты для изучения разных предметных тем и меж предметные, вне предметные и внешкольные.

В дальнейшем от робких единичных случаев использования метода проектов предстоит перейти к построению новой системы учебно-воспитательной работы, где специфические навыки проектной деятельности, вырабатываемые и используемые в учебном проекте, будут рассматриваться как обще учебные. Будет выстроено постепенное вырабатывание и последовательное развитие этих навыков.

Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя. Поэтому учителя, предлагающие свои авторские разработки учебных проектов, больше, чем учителя новаторы, это ученые прикладники и методисты в этой области одновременно. Учителю массовой педагогической практики метод проектов, безусловно, по силам, но после специального обучения. Обучение учителей проектной деятельности - необходимое условие для внедрения в практику метода учебных проектов.

Обучение методу проектов не может происходить в лекционно-семинарской форме - традиционной форме для обучения взрослых. Понятными становятся затруднения слушателей наших курсов повышения квалификации, когда им предлагают разработать проект после того, как они только со слов узнали о методе и учебном проекте. Как нельзя научиться плавать, не войдя в воду, так нельзя обучиться проектной деятельности не поработав с проектом. А для учителя, обучающего детей проектированию, в первую очередь необходимо самому освоить проектирование. Кроме того, педагог, работающий методом проекта, должен в совершенстве владеть теми методами и технологиями, которые учащиеся должны использовать в ходе работы над проектом.

Не решенной задачей настоящего этапа развития метода учебных проектов является методологический вопрос номер три в данном выше перечислении проблем методологии. Это вопрос о том, как описать учебный проект для последующего культурного его использования в воспитательно-образовательной системе массовой средней школы.

Те проекты, которые предполагается использовать в рамках классно-урочной предметной системы, на мой взгляд должны иметь характеристики, определяющие место и время его использования в воспитательно-образовательном процессе. Эти характеристики могли бы составить методический паспорт учебного проекта. Надо заметить, что любой проект приобретает неповторимое, личностное при реализации его в новой обстановке и с другими детьми, и любая попытка формального описания проекта огрубляет понимание сути выполняемой с его помощью педагогической работы. Тем не менее, описание учебно-воспитательных характеристик учебного проекта необходимо и для решения, насколько именно данный проект уместен, как его можно адаптировать для применения в конкретной ситуации, какие условия его применения должны сложиться для получения ожидаемого успеха. Без претензии на окончательно удачное решение хочу предложить следующий вариант.

Методический паспорт учебного проекта.

Адресация (кому предназначен, когда можно использовать - для определения места в учебно-тематическом плане - учебно-воспитательные характеристики учебного проекта)

  1. Тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов
  2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие
  3. Задача учебно-педагогическая (на класс, группу, каждого учащегося)
  4. Возраст учащихся (класс)
  5. Время работы над проектом
  6. Режим работы

    Обеспечение

  1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение
  2. Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы)
  3. ЗУН и обще учебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы
  4. Мотивация к познанию, работе

    Предполагаемые приращения:

  1. Новое содержание по каждой теме
  2. Новые практические приемы
  3. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта
  4. Развитие навыков:
  • самостоятельной работы с:
    • источником информации
    • инструментами и технологиями
    • самостоятельное принятие решения
    • коммуникативности в:
    • информационном обмене
    • в ролевом взаимодействии
  • мыслительной деятельности при:
    • проектировании
    • планировании
    • анализе
    • синтезе
    • структурировании и др.
    • самоанализа и рефлексии

15.Воспитание толерантности

16.Расширение кругозора

Статус учебного проекта

  • Автор-разработчик
  • Опыт использования (апробация)
  • Степень распространения: №№ школ.

Литература:

  1. Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. - М.: Просвещение, 1994. - 159с.
  2. Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. - В сб. докладов научно-практической конференции "Глобальные телекоммуникации в образовании" 20 января 1996 г. Москва, ИНТ и Методический центр Восточного учебного округа. - с.98-109.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование. 1996. №1, 2.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  5. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта.//Учитель. 2000 г.№ 1, 4.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Гимназия № 491 "Марьино"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЯЛЬНОСТИ

«Проектная деятельность»

Н.Ю. Пахомова, И.В. Денисова, И.В. Суволокина

ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ

НА 2012/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

2012год

ПРОГРАММА

КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса «Проектная деятельность» для учащихся 2-4 классов программы Пахомовой Н. Ю. Данный курс построен на основе системы заданий для организации учебного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности. Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний по учебному проектированию, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС

Она направлена на формирование методологических качеств учащихся:

Способности осознания целей проектной деятельности;

Умения поставить цель и организовать ее достижение,

Креативных (творческих) качеств;

Коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Учебное проектирование- необходимый элемент современной системы образования, Но прежде чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить учеников к самостоятельной работе в рамках учебного проекта, необходимо сформировать у них проектные умения и навыки. Развивая проектные умения и выполняя целостные проекты, можно формировать проектную деятельность в целом. В дальнейшем учитель может использовать учебные проекты для организации самостоятельного добывания знаний учащимися и более эффективного их усвоения на предметных занятиях. Учебное проектирование позволяет решать задачи формирования базовых компетентностей и может использоваться для решения воспитательных задач.

Цель:

Формирование основополагающих умений учебного проектирования.

Задачи:

  1. Приобретение знаний о структуре проектной деятельности;
  2. Формирование проектных умений:
  • Планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с выработанным планом.
  • Планировать работу другого(других) для достижения определённого результата.
  • Анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания.
  • Анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели.
  • Ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения
  • Предъявлять и представлять ход проделанной работы и её результат.
  1. Овладение способами деятельностей : учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  2. Освоение основных компетенций : ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
  1. Формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа рассчитана на три года обучения (34 учебные недели в год, при нагрузке 1 час в неделю)

2 класс- 34 часа

3 класс- 34 часа

4 класс- 34 часа

В том числе на контрольные уроки отводится:

2 класс- 5 часов

3 класс- 5 часов

4 класс-3 часа

Принципы построения программы.

  1. Деятельностно - личностный подход:
  • связь обучения с жизнью;
  • развитие самостоятельности и активности детей во внеклассной деятельности;
  • развитие умения адаптироваться к действительности;
  • умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

2) Самостоятельность – это один из признаков проектной деятельности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах работы над проектом различная. В процессе создания проекта младшие школьники должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

3) Интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

4) Непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

5) Межпредметное обучение , в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения материала учебного курса:

Для учителя:

  • Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова. Методическое пособие для учителей начальных классов. 3 класс - М: ИЦ «Маска», 2009.
  • Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова. Методическое пособие для учителей начальных классов. 4 класс - М.: ИЦ «Маска», 2010. - С. 160.

Для учащихся:

Формы и методы работы.

Занятия проходят во внеурочное время, 1 раз в неделю.

Занятие имеет несколько составных частей:

  • фронтально-интерактивную ,
  • деятельностно-групповую ,
  • презентативную .

Формы организации образовательного процесса

Общеклассные формы: урок-проект, урок рефлексии.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная проблемно-поисковая деятельность, презентация.

Индивидуальные формы: письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

к концу 2-го класса.

Необходимые умения:

  • Умение предъявлять и представлять ход проделанной работы, и ее результат.
  • Умение анализировать и оценивать работу группы.

Умение планировать:

  • Количество деталей;
  • Выбор формы и цвета деталей;
  • Расположение деталей на изделии;
  • Последовательность операций;
  • Распределение операций между членами группы;
  • Распределение и последовательность операций для оптимизации работы по времени.

Умение анализировать:

  • Свои знания (знаю или не знаю);
  • Условия количественных и качественных характеристик изделия;
  • Условия отбора материалов, деталей для выполнения работы;
  • Состав операций, необходимых для выполнения работы;
  • Соответствие хода работы предварительно составленному плану.

Умение представлять:

  • Умение предъявить продукт;
  • Умение рассказать о работе группы и каждого участника на общий результат;
  • Умение рассказать о достигнутом результате;
  • Формирование представления об этике и эстетике предъявления продукта.

к концу 3-го класса.

  • выделять проблему и условия из проблемной ситуации;
  • формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы, определять цели и задачи для её реализации;
  • осуществлять планирование и составлять план своей работы;
  • предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с презентацией, делать самоанализ .

к концу 4-го класса.

  • Планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план, использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом.
  • Анализировать проблемную ситуацию , содержащую проблему и условия.
  • Формулировать проблему и цель, определять задачи , которые необходимо решить для достижения цели, составлению проекта. Ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи .
  • Формулировать ожидаемый результат , фиксировать проект в виде таблицы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза и пр.
  • предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с презентацией.
  • делать самоанализ (проводить рефлексию собственной деятельности),

Этапы работы над проектом.

Деятельность учителя и учащихся.

Учитель

Учащиеся

1-ый этап – погружение в проект

Формулирует:

Осуществляют:

1) проблему проекта;

10 личностное присвоение проблемы;

2) сюжетную ситуацию;

2) вживание в ситуацию;

3) цель и задачи.

3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2-ой этап – организация деятельности.

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

1) организовать группы;

1) разбивку на группы;

2) распределить роли в группах;

2) распределение ролей в группе;

3) спланировать деятельность по решению задачи проекта;

3) планирование работы;

4) возможные формы презентации результатов.

4) выбор формы и способов презентации предполагаемых результатов.

3-ий этап – осуществление деятельности.

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

1) консультирует учащихся по необходимости;

1) каждый в соответствии со своей ролью и сообща;

2) ненавязчиво контролирует;

2) консультируются по необходимости;

3) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

3) «добывают» недостающие знания;

4) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

4) подготавливают презентацию результата.

4-ый этап – презентация.

Принимает отчет:

Демонстрируют:

1) обобщает резюмирует полученные результаты;

1)понимание проблемы, цели и задач;

2) подводит итоги обучения;

2) умение планировать и осуществлять работу;

3) оценивает умения:

* общаться;

* слушать;

* обосновывать свое мнение;

* толерантность;

* и другое.

3) найденный способ решения проблемы;

4) акцентирует внимание на воспитательном моменте:

* умении работать в группе на общий результат.

4) рефлексию деятельности и результата;

5) дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Оценка работы младших школьников.

Оценивание безотметочное. При групповой работе оценивается работа всей группы, при парной и индивидуальной-соответственно парная или индивидуальная.

Критерии оценивания:

  • Выполнение задания в соответствии с требованиями задания (правильность);
  • Качественное представление групповой работы во время презентации и рефлексии;
  • Эстетичность и аккуратность;

Учащиеся поощряются специальными значками (на усмотрение учителя). В тетради ставится отметка о награждении. Возможно использование «Экрана успешности» (водная таблица о достижениях учащихся)

Контроль осуществляется на каждом уроке в виде:

Активности в проектах

Творческих отчетах

Презентации работ

Анализ динамики текущей успешности (Экран успешности)

Календарно тематическое планирование 2 класс

Тема урока

Кол-во часов, даты

Тип урока

Элементы содержания

Виды деятельности уч-ся

1. План и планирование.

Усвоения новых знаний

Проблемное введение понятий «План», «Планирование».

Групповая работа над заданием; фронтальный анализ.

Трафареты, развёртка коробки, план работы группы.

2. Украшение коробки.

Усвоения новых знаний

Закрепление понятий «План», «Планирование». Обучение составлению плана.

Групповая. Планирование по кол-ву деталей.

Трафареты,

3. Украшение шапочки.

Формирование умения составлять и осуществлять план при планировании количества деталей и их расположения на изделии. Выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая.

Планирование по кол-ву деталей расположению.

4. Украшение ёлочки.

Усвоения новых знаний

Закрепление умения составлять план по кол-ву деталей и размещению их на изделии; выполнять работу в соответствии с планом; введение новой записи плана.

Групповая, самостоятельное планирование по кол-ву деталей расположению. , сольная презентация

Трафареты, план работы группы, основа изделия.

5. Яблоки на яблоне.

Контроля знаний и умений.

Закрепление умения составлять план по кол-ву деталей и размещению их на изделии; выполнять работу в соответствии с планом; закрепление табличной формы записи.

Работа в парах, самостоятельное Табличный план по операциям.

Трафареты, план работы группы, основа изделия.

6. Цветок желаний.

Усвоения новых знаний

Закрепление умения составлять план по распределению деталей и операций между членами группы; выполнять работу в соответствии с планом; введение распределённого предъявления изделия и хода работы группы.

Групповая, коллективная презентация.

Трафареты, план работы группы, основа изделия.

http://nachalka.seminfo.ru/

7. Одень куклу.

Усвоения новых знаний

Введение работы с условием выбора деталей; закрепление умения составлять план по распределению операций между членами группы; закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

Групповая. Работа по заданному условию. Самостоятельное планирование, коллективная презентация.

Наборы одежды; основа-кукла.

8. Поздравительная открытка.

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление работы с условием и усложнением выбора (тема праздника, атрибуты); закрепление умения составлять план по распределению операций между членами группы; закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

Групповая.

Распределение работы в сотрудничесве.

Набор картинок.

9. Зоопарк.

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление работы с условием и усложнением выбора (сопоставление двух множеств: звери и детёныши и выбора двух пар); закрепление умения составлять план по распределению действий между членами группы; закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

Групповая.

Подетальное планирование

Картинки зверей, план работы группы, основа изделия.

10. Венок.

Контроля знаний и умений.

Закрепление умения составлять план по кол-ву деталей, фиксировать план в табличной форме и выполнять работу в соответствии с планом; фиксация плана в виде эскиза.

Индивидуальная;эскиз,декодирование Самостоятельная.

Трафареты

11. Мозаика из частей квадрата.

Усвоения новых знаний

Формирование умения составлять план порядка сборки с обозначением на эскизе, выполнять работу в соответствии с планом. Введение в работу геометрических фигур и их частей.

Групповая.

Разрезанные квадраты.

12. Мозаика из частей ромба.

Комплексного применения знаний и умений

Групповая.

Трафареты, план работы группы

13. Фантазия из частей ромба.

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая по составлению плана. Индивидуальная по изготовлению мозаики.

Трафареты

14. Орнамент-аппликация.

Контроля знаний и умений.

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом.

Парно-индивидуальная. Планирование порядка сборки, кол-ва и вида геометрических фигур по заданной схеме орнамента.

Трафареты, план работы группы, эскиз орнамента.

15. Аппликация человечка.

Систематизации и обобщения знаний и умений

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом. Формирование умения делать отбор необходимых трафаретов по выбранной картинке.

Групповая. Планирование порядка сборки, кол-ва и вида геометрических фигур по заданной схеме орнамента. Презентация по вопросам.

Картинки фигур,

16. Дом моей мечты.

Систематизации и обобщения знаний и умений

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Умения выполнять работу

Индивидуальная. Эскиз, вид и кол-во геометрических фигур, порядок сборки, рефлексия, презентация.

Трафареты,

http://nachalka.seminfo.ru/

17-18. Зона отдыха в парке.

Комплексного применения знаний и умений

  1. Закрепление умения планировать(комплексное планирование). Распределения работы в группе в ситуации большой комплексной работы.
  2. Формирование умения предъявлять результат работы, рефлексия групповой работы и использованных видов планирования.

Групповая. Комплексное планирование, рефлексия, презентация.

Трафареты, Картинки животных план работы группы, основа изделия.

http://nachalka.seminfo.ru/

19-20. Поезд.

Усвоения новых знаний.

  1. Введение понятий «Планирование по времени», «оптимальный план»; декодирование. Формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.
  2. Формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

Групповая. Составление оптимального плана с помощью учителя.

Трафареты, план работы группы, основа изделия.

21. Стол и стул.

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения составлять план по операциям и выполнять работу в соответствии с планом; Формирование умения планировать с учётом времени и составлять оптимальный план; декодирование.

Групповая. Самостоятельное оптимальное планирование.

Трафареты, план работы группы.

22. Стол.

Комплексного применения знаний и умений

Работа в парах. Самостоятельное оптимальное планирование.

Трафареты, план работы группы.

23. Машина.

Контроля знаний и умений.

Закрепление умения составлять план по операциям и выполнять работу в соответствии с планом; Формирование умения планировать с учётом времени и составлять оптимальный план; декодирование.

Работа в парах. Парное планирование

Трафареты, план работы группы.

24. Чайник.

Усвоения новых знаний.

Введение понятий «Ситуация», «проблема», «условия», «возможные действия»; закрепление умения составлять план как последовательность действий; введения кодирования и с использования его при записи плана.

Индивидуальная. Запись плана в виде инструкции.

Рабочая тетрадь.

25. Набрать воды из реки.

Усвоения новых знаний.

Введение понятий «Ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, формулирование проблемы в виде вопроса, формулирование цели как ожидаемого результата; развитие умения планировать при составлении плана-инструкции.

Рабочая тетрадь.

26. Винегрет.

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения анализировать и формулировать проблемную ситуацию, проблему и цель; определение состава действий и последовательности их выполнения для решения проблемы; Введение понятий «рецепт», «план-инструкция в рецепте».

Групповая при выполнении планирования; индивидуальная. Запись плана в виде инструкции.

Рабочая тетрадь.

27. Куст сирени под окном.

Контроля знаний и умений.

Работа с понятиями «ситуация», «проблема», «цель»; Формирование умения формулировать проблему в виде вопроса; закрепление умения составлять план-инструкцию; запись плана с помощью сокращённых обозначений.

Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы.

Рабочая тетрадь.

28. Гирлянда.

Усвоения новых знаний.

Формирование умения анализировать и формулировать проблемную ситуацию, проблему и цель; определение состава действий и последовательности их выполнения для решения проблемы; составление инструкции и её выполнение; Введение понятия «повторение в инструкции».

Групповая. Запись инструкции в виде схемы. Инструкция с циклом.

Трафареты, план работы группы.

29. Безопасный переход улицы.

Комплексного применения знаний и умений

Работа с понятиями «ситуация», «проблема» и «цель»; формирование умения формулировать кратко ситуацию и проблему; закрепление умения составлять план действий, план, как инструкцию; введение понятия «правило».

Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. Правило-инструкция с условием.

Рабочая тетрадь.

30. Безопасный переход улицы-2.

Систематизации и обобщения знаний и умений

Закрепление понятий «ситуация», «проблема», «цель» в их взаимосвязи; ; Введение понятий «алгоритм», «алгоритм с условием»; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью; составлять план-инструкцию.

Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. Алгоритм с 2-мя условиями.

Рабочая тетрадь.

31. Фальшивая монета.

Систематизации и обобщения знаний и умений

Закрепление понятий «ситуация», «проблема», «цель» в их взаимосвязи; Введение понятий «алгоритм», «алгоритм с условием»; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью; составлять план-инструкцию, алгоритм с условием и алгоритм внутри алгоритма. Введение понятий «алгоритм внутри алгоритма»

Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. Алгоритм в алгоритме.

Рабочая тетрадь.

32-34. Резервные уроки.

На усмотрение учителя

На усмотрение учителя.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

Тема урока

Кол-во часов, даты

Тип урока

Элементы содержания

Виды деятельности уч-ся

Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов

1. Грибы в лукошке.

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая. Планирование по кол-ву и расположению деталей.

Трафареты, план работы группы, основа изделия.

2-3. Мебель для куклы: кровать и тумбочка.

Комплексного применения знаний и умений

4-5. Мебель для куклы: круглый стол и стул.

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; определять цель и пути решения в виде задач, выполнять сетевое планирование, выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая. Сетевое планирование с использованием кодирования.

Трафареты, план работы группы, карточки учащихся.

6. Вода.

Усвоения новых знаний.

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой познавательные задачи(найти способ приобретения новых знаний); представлять ход и результат проделанной работы.

Групповая. Работа над проблемой и задачами.

Индивидуальная. Исследовательский проект.

Рабочая тетрадь.

http://nachalka.seminfo.ru/

7-8. Домашнее животное.

Усвоения новых знаний.

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой познавательные задачи(найти способ приобретения новых знаний); представлять ход и результат проделанной работы. Формирование умения обобщения результатов работы в форме меморандума.

Групповая.

1-Формулирование задачи на исследование, описание и инструкция по уходу за животным.

2-Презентация и меморандум.

Рабочая тетрадь.

http://nachalka.seminfo.ru/

9-10. Здоровый образ жизни.

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи. Самоанализ и сравнение. Презентация.

Групповая.

1- Работа над проблемой и задачами.

2- Индивидуальная. Презентация в виде отчёта.

Рабочая тетрадь.

http://nachalka.seminfo.ru/

11. Безопасный переход улицы.

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой задачи. Закрепление умения составлять план по действиям, план как инструкцию, правило.

Индивидуальная. Составление инструкции, алгоритма.

Рабочая тетрадь.

12. Маршрут.

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой задачи. Введение составления плана как схемы и инструкции.

Групповая. Составление схемы.

Карта-схема

http://nachalka.seminfo.ru/

13. Рукавицы для Незнайки.

Усвоения новых знаний.

Вычленять проблему и цель, формулировать ожидаемый результат-план действий, алгоритм

Индивидуальная. Работа с условием-разветвлённый алгоритм.

Рабочая тетрадь.

14. Новогодний праздник.

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат, составлять план.

Групповая. Планирование мероприятия: программа праздника и план его подготовки.

Рабочая тетрадь.

15. Пригласительный билет.

Усвоения новых знаний.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат, составлять план и записывать его в виде макета.

Групповая. Презентация.

Макет пригласитель-ного билета

16. Рефлексия-1.

Контроля знаний и умений.

Формирование методологической базы проектных уроков, закрепление знаний, умений и навыков процесса проектирования; введение понятия «рефлексия»

Индивидуальная.

Рабочая тетрадь

17-18. Коврик.

Усвоения новых знаний.

Формирование умения определять состав действий и операций, составлять план по кол-ву действий и операций, распределять работу в группе и выполнять её в соответствии с планом.

Групповая.

1-Определение состава действий.

2- Презентация.

План, основа коврика.

19. Детская площадка.

Систематизации и обобщения знаний и умений.

Групповая.

1-Схема, кодирование, эскиз, инструкция.

2- Презентация.

Зона для площадки, карточки с сооружениями.

http://nachalka.seminfo.ru/

20-21. Ленивые вареники.

Усвоения новых знаний.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять состав действий и операций, составлять проект.

Групповая.

1-Планирование технологического процесса, эскиз.

2- Презентация.

Инструкция к презентации и оцениванию.

22-23. Школьное экскурсионное бюро.

Усвоения новых знаний.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять задачи по составлению проекта; фиксировать проект в виде схемы, буклета.

Групповая.

1-Маршрутный лист с разработкой экскурсии по школе.

2-Буклет, презентация.

Таблица для экскурсионного маршрута.

http://nachalka.seminfo.ru/

24-25. Сухарики.

Усвоения новых знаний.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; формулировать проблему и цель; определять задачи для достижения цели. Представить ход и результата проделанной работы.

Групповая.

1-Постановка задач, составление бизнес-плана.

2-Презентация макета упаковки

Расчётный лист.

26. Рефлексия-2.

Контроля знаний и умений.

Выявление степени сформированности: умения построить план выступления на презентации, представления об этапах проектирования; развитие умения решать проблемы.

Индивидуальная.

Рабочая тетрадь

27-28. Фитодизайн класса.

Систематизации и обобщения знаний и умений.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; формулировать проблему и цель; определять задачи для достижения цели; участвовать в коллективной презентации с демонстрацией плаката.

Групповая.

Исследование информации о растениях, составление инструкции. Составление таблицы с занесением сведений об уходе за растениями; использование плаката в презентации.

Набор листов и карточек с информацией о растении, основа плаката А3.

http://nachalka.seminfo.ru/

29-30. Профессии наших родителей.

Контроля знаний и умений.

Контроль и закрепление проектных умений. Формирование представления о проектировании социологического опроса.

Коллективная. Фронтальная работа по повторению методологии проектирования.

Индивидуальная. Самостоятельная.

Рабочая тетрадь

http://nachalka.seminfo.ru/

31-32 Викторина.

Усвоения новых знаний.

Формирование о комплексном распределении работы между группами класса с последующим соединением результатов в единое целое(презентация-мозаика)

Групповая. Распределение работы, презентация-мозаика.

Набор карточек

http://nachalka.seminfo.ru/

33. рефлексия-3.

Контроля знаний и умений.

выявление степени сформированности представлений о проектировании.

Индивидуальная.

Рабочая тетрадь

34. Резервный урок.

На усмотрение учителя

На усмотрение учителя

На усмотрение учителя

Календарно тематическое планирование 4 класс.

1. Аквариум.

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения постановки задачи на планирование групповой работы; распределение и выполнение работы в группе в соответствии с планом; введение рефлексивной готовности

Групповая. Комплексное планирование. Рефлексия этапов работы, хода планирования, обсуждения и принятия решения

Трафареты рыб, основа изделия, план работы группы.

2-3. Волшебный сундучок.

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения составлять оптимальный план. Презентация с рефлексией проделанной работы. Введение понятия «оптимизация по количеству передач

Групповая.

1-Сетевое планирование. Анализ плана на наличие передачи деталей в процессе работы.

2-Составление оптимального плана и его осуществление.

Трафареты сундучка, таблицы для плана работы группы.

4. Волшебный сундучок.

Систематизации и обобщения знаний и умений.

Формирование умения составлять оптимальный план. Анализ хода составления плана, его оптимальности по кол-ву передач в процессе его выполнения.

Работа в парах

Индивидуальная. Составление оптимального плана.

План.

5-6. Туесок.

Комплексного применения знаний и умений

Групповая.

1- Сетевое планирование.

2- Презентация.

Трафареты туеска,

план работы группы.

7-8. Вазочка.

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения составлять оптимальный план с разными факторами оптимизации. Использование кодирования. Формирование рефлексивного умения- анализа работы по плану.

Групповая.

1- Сетевое планирование.

2- Презентация и рефлексия хода работы группы.

Трафареты вазы,

план работы группы.

9-10. Конвейер.

Усвоения новых знаний.

Формирование умения составлять оптимальный план бригады и конвейера; Формирование умения рефлексивного анализа работы бригады по плану. Презентация с плакатом.

Групповая.

1- Сетевое планирование.

2- Презентация с плакатом. Имитация работы бригады (ролевая игра)

К арточки для учителя, листок для плана.

http://nachalka.seminfo.ru/

11-12. Стройка.

Усвоения новых знаний.

Формирование умения составлять план- график работы бригады с учётом времени подвоза деталей; Формирование умения рефлексивного анализа работы по плану. Презентация с макетом.

Групповая.

Оптимальное планирование

Трафареты деталей дома, лист для графика постройки дома.

13-14. Карнавал.

Усвоения новых знаний.

Формирование умения составлять план как результат проектирования; Формирование умения рефлексивного анализа работы группы по обсуждению и выбору; ввод критериального оценивания.

Групповая.

1-Проектирование подготовки маски-персонажа, выступление на конкурсе, осуществление проекта.

2-Рефлексия и самооценка.

Лист экспертной оценки презентации масок, трафарет типовой полумаски, лист самооценки презентации маски.

15-16. Рефлексия-1,Мороженое.

Контроля знаний и умений.

Теоретическое и практическое освоение рефлексивных умений

2- Индивидуальная. Самостоятельная

1-К арточки для учителя

2- трафареты рожка и шариков.

17-18.Информация печатных источников.

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения проектировать; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки.

Индивидуальная.

Самооценка по критериям; составление каталожной карточки.

Карточки учителя, библиотечная карточка

19-20. Настольная игра.

Комплексного применения знаний и умений

Групповая. Проектирование игры.

Самооценка по критериям; презентация.

Трафарет развёртки кубика, трафарет фишки, лист оценки с критериями

http://nachalka.seminfo.ru/

21-22. Школьный автобус.

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки.

Групповая. Проектирование решения проблемы составления оптимального маршрута, осуществление проекта

Схема дорог (улиц), маршрутный лист автобуса

23-24. Школьная спартакиада.

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки.

Групповая.

2- самооценка, презентация.

Лист формата А3 и А4

25-26. Кем быть?

Систематизации и обобщения знаний и умений.

Формирование умения проектировать выбор профессии, Формирование умения рефлексивного анализа своих способностей; Формирование умения составлять план действий по подготовке к профессии.

Индивидуальная.

1- Самостоятельное проектирование.

2- самооценка, презентация.

Анкета

http://nachalka.seminfo.ru/

27. Исследование.

Усвоения новых знаний.

Знакомство с методологией исследования, проведение опытов, записи наблюдений; Формирование умения ставить и проводить исследования; введение понятия «гипотеза».

Групповая.

Исследовательская деятельность.

Оснащение для опыта: вода, песок, соль, столовая ложка, стакан.

28-29. Кислотные дожди.

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения проектировать; Формирование умения ставить и проводить исследования в рамках проектирования.

Индивидуальная.

Сравнение проектирования и исследования, постановка исследовательского проекты. Проведение инструментального эксперимента и его описание.

Оснащение для опыта: стаканы, ра-р лимонной кислоты, индикатор метилоранж, пипетка.

30-31. Наш класс.

Контроля знаний и умений.

Закрепление умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки.

Групповая.

Выполнение проектирования в условиях самостоятельного группового взаимодействия.

Листы ватмана.

http://nachalka.seminfo.ru/

32. Рефлексия-2.

Контроля знаний и умений.

Формирование рефлексивных умений; выявление степени сформированности представлений о проектировании.

Индивидуальная.

Практическое освоение рефлексивных действий.

Рабочая тетрадь

33-34. Резервные уроки.

На усмотрение учителя

На усмотрение учителя

На усмотрение учителя


«Проектная деятельность учащихся» - Результаты. Основной (Практический) Сентябрь 2009-2011 гг. Создать отдельную страницу школьного сайта в рамках проектной деятельности. Обобщающий 2010-2011 гг. Учебный процесс. Несоотвествие уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся новому качеству образования. Ожидаемые результаты: Формирование системы специальных знаний и умений учащихся.

«Проектирование образовательной деятельности» - Мартовский предметный мониторинг. Субъектное владение предметом. Проектирование деятельности. Цифры первого множителя. Мартовский день. Профиль учащегося. Задания. Площадь и периметр квадрата. Математика. Подходы к выстраиванию мониторинга. Подбери длины сторон. Задачи Григория Остера. Проверочные работы.

«Проектирование педагогической деятельности» - Деятельностный характер. Инструментарий для оценки стартовых возможностей. Новые результаты. Контрольно-оценочная самостоятельность. Оценка (экспертиза) условий реализации ООП. Действия подростка. Основные элементы системы. Индивидуальные учебные достижения. Формирующее оценивание. Действия ребенка.

«Технология проектной деятельности» - Умения и навыки позиции «коммуникация». Содержание портфолио проекта. Умения и навыки позиции «Презентация». Преимущества. Информационный проект. Презентация проекта. Развитие умений самообразования. Этапы учебного проекта. Умения и навыки позиции «управление». Вступление. Проектная технология. Творческий проект.

«Значение проектной деятельности» - Обсуждение плана работы учащихся. Традиционное обучение. Значение проектной технологии. Основы проектной деятельности. Формы классно-урочной системы образования. Подготовка презентаций по отчёту о проделанной работе. Приобщение учащихся к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности. Формирование групп для проведения исследований.

«Организация проектной деятельности школьников» - Исследовательские проекты. Организация проектной деятельности школьников. Семейная культура. Изучение теории. Доминирующий в проекте вид деятельности. Творческие проекты. Деятельность человека в природе. Проектная деятельность. Виды проектной деятельности. Английский язык. Информационные проекты. Специфические черты.

Всего в теме 13 презентаций

Использование проектного метода на уроках музыки

Одним из направлений моей педагогической деятельности является использование проектного метода в процессе обучения.

Свою деятельность по внедрению проектного метода я начала в 2009 г., с изучения теоретической литературы:

    Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта»,

в пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе.

    И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся»

в книге изложены подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др.

С помощью проектного метода я развиваю познавательный интерес учащихся, формирую умения самостоятельно конструировать свои знания, развиваю критическое мышление. Из носителя готовых знаний я превращаюсь в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Организованная мною проектная деятельность выходит за рамки простого урока.

Практика показала, что метод проектов применим для уроков музыки, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развить творческие способности каждого ребенка.

Как один из аспектов моей методической работы в 2009 -2010 учебном году был разработан совместно с детьми творческий проект «В чем заключается преобразующая сила музыки?»

Проектная деятельность была направлена на исследовательскую работу творческих групп учащихся:

- 1 группа «Историки» - целью их работы было выяснить историю возникновения музыки и ее роль в жизни человека.

Отчет предоставили в виде докладов: «Возникновение музыки» и «Роль музыки в жизни человека».

- 2 группа «Музыковеды» - цель работы: узнать какими средствами музыкальной выразительности рассказывает музыка. В чем сила преобразующей музыки.

Отчеты представили в виде презентаций: «Средства музыкальной выразительности» и «Преобразующая сила музыки».

В соответствии с проектной технологией, были разработаны этапы проекта:

    Подготовительный:

    определение темы, идеи проекта

    формирование рабочих групп и распределение работы по группам

    поиск информации, посещение библиотеки, наблюдение, опрос

    обработка информации и анализ полученных результатов

    темы исследований: история возникновения музыки; роль музыки в жизни человека; средства музыкальной выразительности; преобразующая сила музыки

    Завершающий этап:

    работа по созданию УМП «Преобразующая сила музыки»

    итоговая беседа с использованием УМП

    рефлексия

Проект «В чем заключается преобразующая сила музыки?» был представлен на районном конкурсе «Информационные технологии в руках учителя» в номинации «Учебно – методический проект». Работа заняла  место.

В 2010 -2011 учебном году был реализован следующий исследовательский проект: «История возникновения и изготовления музыкальных инструментов»

Цель работы : изучить, как происходило развитие музыкальных инструментов в истории музыкального искусства, и изготовить несколько инструментов самостоятельно.
Задачи :



Актуальность работы в том, что она предполагает востребованность знаний из физики и прочих областей естествознания. В тесной межпредметной связи таких наук как музыка, физика, технология и заключается новизна исследовательской работы.
Исследование «В мастерской музыкальных инструментов», помогло ребятам расширить знания в области истории музыки (зарождение музыкального искусства, отношение к музыке в разные эпохи и в разных культурах), в области физики (свойства и характеристики звука), в области технологии (практическое изготовление музыкальных инструментов).
В ходе работы учащиеся выдвинули гипотезу - учитывая, что первые музыкальные инструменты были выполнены в далёком прошлом людьми без специальной подготовки, узнав из каких подручных материалов были сделаны эти музыкальные инструменты, изучив физические свойства звуков, мы можем изготовить несколько музыкальных инструментов самостоятельно.

Гипотеза о том, что возможно изготовить самостоятельно несколько музыкальных инструментов полностью подтвердилась.

Практическим результатом работы стали сделанные учащимися музыкальные инструменты.

Для их изготовления ребята использовали различные подручные материалы.

Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:

    показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

    реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

    продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

Организуя работу над проектом я стараюсь выполнять следующие условия:

    тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

    проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

    необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Учитель: Паленая Е.В.

Исследовательский проект: «История возникновения и изготовления музыкальных инструментов».

Относительно первых музыкальных инструментов так же, как и относительно истоков музыки, существует множество гипотез, основанных на археологических находках и результатах исследований современных человеческих племён, находящихся на низких стадиях общественного развития.
Так, камень, тетива, раковина и тростинка могли стать родоначальниками всех существующих музыкальных инструментов, которые самой природой звучания разделены на основные группы: ударные - от камня и дуплистого дерева, струнные - от поющей тетивы, медные духовые - от морской раковины и деревянные духовые - от тростинки.
Неоспоримо лишь одно: вся эволюция и совершенствование музыкальных инструментов органично сплетается с эволюцией человечества, его культуры и, в частности,- музыкальной культуры.
Цель работы: изучить, как происходило развитие музыкальных инструментов в истории музыкального искусства, и изготовить несколько инструментов самостоятельно.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения первых музыкальных инструментов.
2. Изучить характеристики и свойства звука, провести опыты.
3. Найти связь между музыкальным искусством, физикой и технологией.
4. Придумать и изготовить музыкальные инструменты из природных материалов и предметов быта.
Гипотеза: учитывая, что первые музыкальные инструменты были выполнены в далёком прошлом людьми без специальной подготовки, узнав из каких подручных материалов были сделаны эти музыкальные инструменты, изучив физические свойства звуков, я смогу изготовить несколько музыкальных инструментов самостоятельно или с помощью взрослых.
Актуальность работы в том, что она предполагает исследование области науки, интегрирующей знания, полученные в школе на уроках музыки, музыкальной литературы, литературы, истории; она также предполагает востребованность знаний из физики и прочих областей естествознания. В тесной межпредметной связи таких наук как музыка, физика, технология и заключается новизна исследовательской работы.
Исследование «В лаборатории музыкальных инструментов», помогло мне расширить знания в области истории музыки (зарождение музыкального искусства, отношение к музыке в разные эпохи и в разных культурах), в области физики (свойства и характеристики звука), в области инструментоведения (эволюция и классификация музыкальных инструментов), в области технологии (практическое изготовление музыкальных инструментов).
Гипотеза о том, что возможно изготовить самостоятельно несколько музыкальных инструментов полностью подтвердилась. Практическим результатом работы стали сделанные нами музыкальные инструменты: трещотка, тамбурин, маракас, шейкер, «шум дождя», бамбуковая флейта. Для их изготовления мы использовали различные материалы: жестяные баночки, бутылки, стебли бамбука, пластиковые декоративные тарелочки, кокосовые орехи и много другое. Большой простор для фантазии понадобился на этапе художественного оформления готовых инструментов.
Мастера, изготавливающие музыкальные инструменты, вкладывают душу и весь опыт, накопленный годами, в свои творения. И мы можем только восхищаться, как они превращают обыкновенные воздушные волны в прекрасную музыку!




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении