nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Толстый и тонкий разоблачение лицемерия. Сочинение на тему: Лицемерие в рассказе Толстый и Тонкий, Чехов. Обратимся к рассказу…

Чехов , в этом рассказе, высмеивает один из пороков человечества – лицемерие или, другими словами, двуличие. ­

На железнодорожном вокзале случайно встречаются два старых школьных друга, которые не виделись много лет. Автор называет их толстый и тонкий . Тонкий, который только что вышел из вагона с женой, сыном и многочисленными котомками, и толстый, который оказался на вокзале случайно.

Они искренне радуются встрече - обнимаются, целуются, хлопают друг друга по плечу. Тонкий ведёт себя так, как ведёт себя обычный человек в такой ситуации – начинает рассказывать о своей жизни, представляет жену и сына, вспоминает разные истории из детства, связанные с толстым другом.

А дальше, происходит неожиданное – его толстый друг оказывается большим человеком – тайным советником, что в те времена был очень большой чин. А тонкий, всего лишь небольшой чиновник, которому не хватает денег на жизнь, что даже приходится подрабатывать не только ему самому, но и жене.

Вот тут и проявляется лицемерие – тонкий весь сжимается, начинает говорить заискивающе, по раболепски. Чин толстого начинает на него давить, и он становится лицемером. Даже его жена и сын преображаются после узнавания чина толстого – жена также сгорбливается в услужливую позу, а сын выпрямляется и застёгивает все пуговицы мундира.

Толстый пытается их образумить, но они уже ничего не слышат. Всё это выглядит так противно, что он даже отворачивается от них и уходит.

Технологическая карта урока

Предмет литература Класс 6 Автор УМК: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.

Тема урока - «Разоблачение лицемерия в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий». (Слово лицемерие закрыть)

Тип урока - урок «открытия» нового знания.

Проанализировать систему образов рассказа, раскрыть природу смешного в рассказах А. П. Чехова; уделить внимание развитию творческих способностей.

Задачи

Образовательные: 1) показать чеховскую художественную деталь как источник юмора.

2) отработать навыки выразительного чтения литературного чтения по ролям (инсценировка).

Развивающие: 1)Осуществление системно–деятельностного подхода. 2)Развитие критического мышления. 3)Развитие внимания. 4)Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных.) 5)Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения.6)Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. 7)Развивать умение применять новые знания. 8)Развитие творческих, речевых способностей учащихся. 9)Формирование логических умений. 10) Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт. 11) Развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные: 1) Заставить учащихся глубоко и серьёзно задуматься над тем, что их окружает.

2) Ставить перед собой главные, существенные вопросы жизни.

3) Развитие коммуникативных УУД.

УУД

Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Работать в парах.

Познавательные: Формировать умение работать с юмористическим текстом. Понимать и интегрировать в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач. Извлекать нужную информацию.

Основные понятия:

Комическое.

Межпредметные связи

История.

Ресурсы

Форма урока

Урок ознакомления с новым материалом.

Технология

Развитие критического мышления через чтение, исследовательской деятельности, технология сотрудничества, технология игровой деятельности.

1.Мотивация к деятельности

Технология игровой деятельности .

Эпиграф к уроку: «Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой». Н. В. Гоголь.

Словарная работа. На доске записаны слова:

Херес - сорт крепкого виноградного вина.

Флёрдоранж - белые цветы.

Облобызаться (шутл.) - поцеловаться.

Щёголь - любящий наряжаться человек.

Лютеранка - женщина, исповедующая лютеранство (вероисповедание, направленное против католичества и римского папы).

Колежский асессор - в царской России: гражданский чин 8 класса, мелкий чиновник.

Статский (устар.) - в царской России гражданский чин.

Тайный советник - в царской России высший гражданский чин, штатский генерал.

Департамент - в России: отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Портсигар - карманная коробка для папирос.

Добрый день! Ребята, наш урок я хотела бы начать с повторения изученного, а для этого предлагаю игру «Найди пару».

«Свинья под Дубом» А. С. Пушкин

«Дубровский» Н. А. Некрасов

«Бежин луг» А. П. Чехов

«Дедушка» И. А. Крылов

«Левша» И. С. Тургенев

«Толстый и тонкий» Н. С. Лесков

Молодцы, пары собрали.

Ребята, мы с вами рассматривали все эти произведения?

А какое не проходили?

Ответ уч-ся: «Нет».

«Толстый и тонкий» А. П. Чехова.

Л - смыслообразование,

П - общеучебные универсальные действия.

Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

2. Выход на тему урока

Значит какая сегодня тема урока?

Попробуем вместе сформулировать цели урока.

Запишите лексическое значение слова лицемерие.

А. П. Чехов «Толстый и тонкий».

Цели: 1.Познакомиться с рассказом А.П. Чехова.2.Проанализировать это произведение.3.Уметь выразительно читать.

Лицемерие - это поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Р - самостоятельное формулирование познавательных целей, умение принимать и сохранять учебную задачу.

3.Актуализация и пробное учебное действие.

Технология критического мышления через чтение.

Рассказ учителя.

Ребята, обратимся к рассказу «Толстый и тонкий». Он был написан в 1883 году, когда Чехов был ещё студентом-медиком. Особенность рассказа - небольшой объём (чуть больше листа). Но чеховская краткость необычайно содержательна. Короткий рассказик приобрёл у писателя свойство широкого эпического повествования.

Ребята, основной вопрос, я бы даже сказала проблемный, который мы должны разрешить к концу урока: « Могут ли быть человеческие отношения между людьми разных должностей?»

Чтение рассказа с остановками, нахождение деталей.

Работа с термином «художественная деталь».

(Деталь-значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения).

1.Почему А. П. Чехов назвал свой рассказ «Толстый и тонкий», а не по именам, хотя в рассказе даны их имена?

Итак, читаем 1-ый абзац. На какие детали обращает наше внимание А. П. Чехов?

Умницы, правильно. Действительно, писатель не описывает подробно внешности того и другого, а даёт всего несколько деталей, и в нашем представлении возникает облик «толстого» и «тонкого».

Начинается первый момент встречи. Перед нами диалог. Ищем детали.

1..Рассказ начинается так:

На вокзале …встретились 2 приятеля? Почему на вокзале ? Да потому что вокзал - место встречи людей разных сословий.

2. У толстого…губы…

лоснились - вкусно, много и плотно поел.

3.Тонкий… навьючен – нагружен. Здесь уничижительное сравнение с животным. Появляются неприятные ощущения. Герой выглядит жалким.

4.Пахло… кофейной гущей – не кофе, значит, человек среднего достатка.

5….женщина с длинным

подбородком - вероятно, завистливая, раздражительная, «сухая», экономная.

6. Тонкий, худенькая, высокий - всё семейство «тонкое».

7. …воскликнул толстый: « Сколько зим, сколько лет !»- встреча неожиданная, люди давно не виделись.

8.В этом отрывке 4 восклицательных знака - эти двое рады друг другу от души.

9.Приятели… облобызались …- здесь скрытый юмор.

10.Оба … ошеломлены - крайне удивлены, обрадованы .

К – развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

4.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Технология исследовательской деятетельности .

Диалог развёртывается.

Исследовательская работа с текстом (в парах). По ходу чтения выпишите из текста реплики, в которых проявляются особенности внутреннего облика героев. Какова речь героев?

1 вариант. Толстый.

2 вариант. Тонкий.

В гимназии толстого дразнили Геростратом, а тонкого Эфиальтом. Загляните в Большой словарь крылатых слов русского языка и прочтите, кто это такие.

Случайно ли Чехов рассказал нам об этом?

Как характеризуют героев рассказа их прозвища?

Определите художественный приём в предложении: « Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились…

Какие 2 выразительные детали дополняют картину?

Дочитываем диалог до конца.

Какое слово находит толстый, чтобы устыдить тонкого?

Почему тонкий так ведёт себя?

Над кем и над чем смеётся автор?

Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл?

Понял ли это тонкий?

Проблемный вопрос: « Можно ли назвать дружбой отношения тонкого и толстого?

Как заканчивается рассказ?

Итак, какой человеческий порок разоблачает Чехов?

Откроем в теме слово, которое у нас было закрыто.

В каком герое оно явственно?

Ребята, каково ваше мнение по основному вопросу, поставленному в начале урока?

Приложение №1

Герострат - имя жителя г. Эфеса, который из честолюбия, чтобы сделать своё имя знаменитым и бессмертным, сжёг храм Артемиды Эфесской, считавшийся в древнем мире одним из «чудес света». Суд приговорил Герострата к смерти, а имя его запретили произносить.

Эфиальт- грек, предал спартанцев. По одной из версий родился калекой.

11.Тонкий… окаменел… - чувство страха сковало его.

12. …лицо.. искривилось …широчайшей улыбкой…- не хотел улыбаться, выдавил улыбку(кривую).

Олицетворение.

Подбородок жены и сын Нафанаил.

Чинопочитание.

Всякий генерал для него божество, а перед божеством можно только преклоняться.

Над тонким, который, утратив чувство уважения к себе, приобщает к чинопочитанию жену Луизу, урождённую Ванценбах, и сына Нафанаила, ученика 3- его класса гимназии.

Не может понять причин превращения бывшего друга в подхалима.

Нет.

В откровенно сатирическом тоне, так как тонкий пресмыкается перед приятелем.

Лицемерие.

В тонком. Это чувство гадливости не оставляет нас до сих пор.

Л - выделение морального содержания ситуации.

П - поиск и выделение необходимой информации.

П - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

П - умение объяснять, доказывать результаты.

П - умение проводить исследование.

К - умение доказывать свою точку зрения

5. Самостоятельная работа.

Технология сотрудничества .

Инсценируйте диалог 2- х друзей. Постарайтесь при чтении передать ваше отношение к персонажам.

Итог творчества: « Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, как вы плохо и скучно живёте.

Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь.»

А. П. Чехов.

Инсценировка.

К- совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание на выбор.

Оценивание.

Продолжите фразу:

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

1.Чтение юмористических рассказов Чехова и разные виды пересказов.

2.Составление викторины на знание текста рассказов.

Ресурсы, о борудование и материалы

На доске - портрет А. П. Чехова.

Список учебной и дополнительной литературы

1.Н. В. Егорова, Б. А. Макарова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. М. «Вако» 2009.

2.Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М. «Вако» 2004.

3. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной 5-9 кл. М. «Просвещение» 2016.

4. Тесты. Н. Н. Коршунова, Е. Ю. Липина. Литература. Классы 5-8. М. Издательский дом «Дрофа» 1998.

5.С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

6. В.П.Берков, В. М. Мокиенко, С. Г. Шулежкова. Большой словарь крылатых слов русского языка. М. АСТ. 2005.

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технологии: игровая технология, исследовательской деятельности, развитие критического мышления через чтение, технология сотрудничества.

Метод. приёмы: анализ рассказа, беседа, чтение с остановками, приём одной детали.

Методы: метод проблемного обучения, самостоятельная работа

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Интернет плавающий, поэтому использовать проблематично

Дополнительная необходимая информация

Приложение №1.

Батюшки! Миша! Друг детства! - сердечность, простота, непринужденность.

А это моя жена, урожденная Ванценбах…лютеранка (2 раза) – гордость своими достижениями.

Ах ты, господи! Ну что же ты? Богат? Женат? – говорливость, общительность.

Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с – угодливость, подобострастие, лесть, приспособленчество. Тонкий смешон.

Хи-хи-с – отсутствие чувства собственного достоинства.

Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги – лицемерие.

    Ты ли это? Голубчик мой! – естественность, сердечность.

    Ну, как живешь, друг? – восторженность.

    Служишь где? – степенность, немногословие.

    Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства… - искренность.

Разоблачение лицемерия, роль детали в рассказе А. П. Чехова " Толстый и тонкий " Материалы к уроку литературы в 6 классе Учитель Бережко А.Д.








Страничка внимательного читателя Заглавие рассказа Композиция (построение) Форма изложения Портрет героев Речевая характеристика Смешное и грустное в рассказе Краткое, простое Завязка-кульминация-развязка Диалог Краток (художественная деталь) «Словоерсы»- С (сокращённое «сударь») – прибавляется к слову в знак почтительности и даже приниженности по отношению к собеседнику. ??????


Обратимся к рассказу … Толстый Тонкий Толстый «только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем». «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».




Литературоведческий словарь Антитеза Гротеск Гипербола - противопоставление образов, картин, слов. - одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, - намеренное преувеличение с целью усиления выразительности






Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.» - художественная деталь Почему он делает портсигары? Он таким образом получает дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде


Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора? « съежился, сгорбился, сузился … Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности) В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой …


Класс Гражданские чины I Канцлер Действительный тайный советник 1-го класса IIДействительный тайный советник IIIТайный советник IVДействительный статский советник VСтатский советник VIКоллежский советник VIIНадворный советник VIIIКоллежский асессор IXТитулярный советник XКоллежский секретарь XIКорабельный секретарь XIIГубернский секретарь XIIIПровинциальный секретарь XIVКоллежский регистратор Табель о рангах Российской империи





17





Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Роль художественной детали.

2 слайд

Описание слайда:

Антон Павлович Чехов не был злым человеком. Его ранние рассказы, подписанные псевдонимом «Антоша Чехонте», проникнуты открытым, задорным, искрящимся юмором жизнелюбивого человека, который, сталкиваясь с несовершенством окружающего мира, весело смеется над ним. Чехов считал, что «тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству писателя, а также к его знаменитым рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Ионыч», «О любви», «Человек в футляре», «Попрыгунья», «Крыжовник». Эти небольшие по объему рассказы интересно, а вы сочинения вообще читаете - настоящая энциклопедия современной писателю жизни, на которую он смотрит то отстраненно, то с мудрой иронией, то с едкой сатирой. При этом за горьким смехом писателя легко угадываются его мучительные размышления над важнейшими нравственными и общественно-социальными проблемами времени.

3 слайд

Описание слайда:

Рассказ "Толстый и тонкий" был написан Чеховым в 1883 г. и в том же году впервые опубликован в журнале "Осколки". С некоторыми изменениями рассказ был напечатан в 1886 г. Версия текста от 1886 г. считается окончательной.

4 слайд

Описание слайда:

"Энциклопедия русского быта XIX век": "Известный рассказ Чехова «Толстый и тонкий» повествует о случайной встрече на вокзале двух друзей детства. Тонкий, достигший чина коллежского асессора, узнает, что Толстый уже до тайного дослужился, то есть обогнал его на пять классов. Тут Тонкий мгновенно меняет тон и начинает лебезить и пресмыкаться перед былым школьным товарищем. Так табель о рангах уродовала нормальные человеческие отношения." ("Энциклопедия русского быта XIX века (что непонятно у классиков литературы)", статья "Тайный советник", Ю. А. Федосюк. 1989 г.)

5 слайд

Описание слайда:

С. Паперный: "В рассказе «Толстый и тонкий» (1883) показана встреча двух людей, друзей детства. Как только выясняется, что встретились коллежский регистратор, небольшой чин, с тайным советником, чиновным тузом, - незримая пропасть разделила двух людей. Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом. <...> Персонажи Антоши Чехонте всецело принадлежали породившей их действительности - казенной и обывательской. Все эти «толстые», «тонкие», «хамелеоны», «свистуны», «господа обыватели», «женихи и папеньки», «интеллигенты-кабатчики» и не пытаются противопоставить себя окружающей среде."

6 слайд

Описание слайда:

"Словарь культуры XX века": "...первый писатель ХХ в. Чехов впервые четко проартикулировал свое отношение к телу; говоря о том, что все в человеке должно быть прекрасно, он подчеркнул, что это не только душа, но и одежда. Характерно также, что "толстый" Чехову приятней "тонкого", потому что толстый более здоровый, более эстетичный, нежели тонкий в его униженной антиэстетической позе. В этом Чехов порывает с классической традицией ХIХ в., которая жалела "тонкого" маленького человека и обличала "толстого"."

7 слайд

Описание слайда:

Почему это произведение вызвало у вас смех? Над кем и над чем смеется автор? Каков смысл названия рассказа? С помощью каких приемов создается комический эффект в рассказе? Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (Тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?

8 слайд

Описание слайда:

Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

9 слайд

Описание слайда:

ТОЛСТЫЙ ТОНКИЙ Толстый только что пообдал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.

10 слайд

Описание слайда:

Главными героями рассказа "Толстый и тонкий" являются два господина, два друга детства, которые не виделись много лет. Встретившись случайно на вокзале, "толстый" и "тонкий" рассказывают друг другу о себе. Что общего и в чем различия "толстого" и "тонкого"? Для начала рассмотрим их общие черты. Во-первых, оба героя, судя по всему, являются мужчинами средних лет. О семейном положении "толстого" ничего не известно, а "тонкий" господин женат и имеет сына-подростка: "...его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын." (о "тонком") Во-вторых, "толстый" и "тонкий" оба получили одинаковое начальное образование, так как вместе учились в гимназии: "В гимназии вместе учились!"

11 слайд

Описание слайда:

В-третьих, "толстый" и "тонкий" оба служат чиновниками. Однако на службе у друзей все складывается по-разному. Так, "толстый" успел дослужиться до чина тайного советника, а "тонкий" носит гораздо более низкий чин - чин коллежского асессора: "Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился..." "Коллежским асессором уже второй год..." Еще одним различием героев является количество орденов. У "толстого" господина есть два ордена, в у "тонкого" - один, Орден Святого Станислава (самый младший по старшинству среди государственных наград): "Две звезды имею." ("толстый" о себе) « ... и Станислава имею." ("тонкий" о себе) "Такой же душонок и щеголь!" (о "толстом")

12 слайд

Описание слайда:

Одно из ключевых различий "толстого" и "тонкого" заключается в их отношении к чинам и дружбе. "Тонкий" господин с особым почтением относится к людям, которые выше его по чину. "Тонкий" не скрывает своего чинопочитания даже перед своим другом детства ("толстым"): "Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с." ("тонкий" о высоком чине друга) "Толстый" господин, напротив, считает, что чины не должны влиять на старинную дружбу. Ему неприятно чинопочитание и рабское благоговение, которое показывает его друг. В конце концов "толстый" не выдерживает этого лицемерия и уходит: "Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку."

13 слайд

Описание слайда:

Короткое вступление. Нет подробного описания пейзажа, портрета. Яркие художественные детали. Основа рассказа – диалог.




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении