nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Как слепить лошадь из глины поэтапно. Детская игрушка из глины «Лошадка» в стиле дымковской расписной игрушки

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств города г. Ялуторовска»

Мастер класс

по лепке:

«Дымковский конь»

преподаватель изобразительного искусства:

Ведерников Александр Андреевич

г. Ялуторовск,

Тюменская область 2016

Описание: мастер класс рассчитан на разновозрастных участников

Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.

Цели:

    Формирование представлений о народной игрушке, приемах ее лепки;

    Развитие фантазии, воображения, укрепление мелких мышц руки, развитие навыков лепки по частям и из цельного куска, развитие чувства пропорции, ритма, пространственного мышления, фантазии, чувства меры;

    Воспитание интереса к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев, воспитание культуры труда.

Задачи:

    Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой «дымковский конь»;

    Обучение лепке фигурки игрушки из целого куска пластилина, передавая особенности формы, пропорций и деталей;

    Закрепление умений использовать приемы лепки (вытягивание, защипывание, кручение, примазывание) для создания выразительного образа игрушки «дымковский конь»;

    Развитие навыка самостоятельности анализа действий;

    Привитие умения вести работу аккуратно и самостоятельно, воспитание чувства уважения и сопереживания к работе участников. Доставить удовольствие себе и окружающим

Оборудование:

наглядный ряд: постановка из дымковских игрушек на столике; набор открыток; таблицы с крупным изображением игрушек, инструкционная карта «Последовательность лепки дымковского коня»;

Инструменты и материалы: скульптурный пластилин koh - i - nor ; пластиковые стеки; деревянные ножички, пилочки; тряпочки для уборки рабочих мест; пластиковые подставки или фанерки.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

Сегодня у нас необыкновенный мастер-класс, мы будем создавать небольшую скульптуру маленького чудо-коня. Работать будем внимательно и аккуратно, чтобы он получился действительно сказочным.

Посмотрите: какие инструменты нам подходят для работы?

(Столы поставлены по кругу; в центре на отдельном столике наглядность – образцы игрушек; на стенде инструкционная карта «Последовательность лепки дымковского коня».)

А сейчас, когда мы уже готовы к лепке, я расскажу историю о том, откуда взялся и откуда прискакал к нам вот этот конек.

Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, рассказать вам одну удивительную историю.

Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки в виде фигурок, близких к природе: кони, птицы, козлы, бараны, а также в виде сказочного существа – полкана. Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозможных «кормильцев» («кормилок»), «водоносок», «птичниц».

Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ города Кирова (бывшая Вятка).

Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины местные мастерицы, игрушки распродавалась на празднике проводов зимы – Масленице. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля игрушками, выпечкой, шум, свист, гармонь и пение.

Игрушки у дымковских мастеров умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.

Все это символизировало приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему веселью взрослых людей.

Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Посмотрите на игрушечного конька; он изящен, ножки упругие, тело подобранное, стройное, головка гордо сидит на шейке, хвостик колечками поднят ближе к спине. А сказочность ему придают яркие плоскости; круги с рюшками; ленты, вплетенные в гриву.

Сегодня мы будем лепить одну из дымковских игрушек. Дымковский конь.

    Практическая часть

Приступаем к работе в нашей скульптурной мастерской.

Краткое описание:

Вместо глины мы используем пластилин. Давайте его согреем.

Берем палочку пластилина и сгибаем его, делаем яичко. Мнем двумя руками, катаем на дощечке.

Вот яичко готово.

Отделяем деревянным ножичком или стекой третью часть яичка – это для головы и груди. Из остальной части делаем полоску с двух сторон колбаску.

Затем разрезаем стекой колбаску с двух сторон на 1/3 длины и загибаем вниз получившиеся две ножки передних и две ножки задних.

Округляем ножки, утончаем копытца.

Сзади прилепляем крученый из двух коротких тонких колбасок хвостик. Туловище готово.

Теперь голова с шеей и грудкой.

Раскатываем колбаску и с одного края утончаем и изгибаем – это голова.

К ней приделываем уши.

С утолщенного края слегка приплющиваем конец и подводим между передними ножками, приглаживаем, придаем гордую посадку голове. Конь гордый, богатырский, он помощник человека и в труде, и в бою. Он должен быть гордым и красивым, как и люди, которым он служит, которые навеки запечатлели его красоту в игрушке и донесли её до нас.

Теперь между ушек, по шее и к началу спины прикрепим гриву; её сделаем их двух жгутиков, скрученных между собой.

Вот и готов наш конь!

Последовательность лепки дымковского коня по частям из пластилина.

Уникальный человеческий инструмент – рука. Пальцы кисти, плоскость ладони и даже ногти помогут вам в изготовлении высокохудожественных изделий. Поэтому в основе пластики лежат простейшие фигуры, которые можно слепить руками. Главная часть любого изобразительного искусства – композиция. Так и при репке из глины нужно разобрать представленную мысленно будущую фигурку в виде совокупности композиционно совмещенных простейших геометрических фигур: шара, цилиндра, параллелепипеда и прочих.

Будущий конь может быть представлен в виде овального туловища и головы, цилиндрической шеи и ног. В ладонях несложно скатать такие фигуры, не забывая соблюдать примерные пропорции. Конечно, в декорировании часто применяются различные несоразмерности, но и они в пределах разумного.

Итак, мы имеем несколько деталей от коня. Это похоже на конструктор, только соединяются детали примазыванием. Соедините последовательно туловище, шею, голову и ноги. Старайтесь примазывать качественно, чтобы не наблюдалось трещин. Следите за чистотой рук – кожа должна чувствовать материал и не оставлять грубой шероховатости. Для этого намочите тряпочку в воде и вытирайте пальцы время от времени.

Уже на этом этапе получился грубый полуфабрикат, напоминающий какого-то животного. Следующим шагом будет более качественное заглаживание и придание более конкретной конечной формы – задание поворота головы, наклона шеи, постановки ног. К голове нужно приделать небольшие ушки. Сделать это можно защипыванием глины головы или примазыванием конических деталей, заготовленных заранее.

Когда заглаживание выполнено, нужно детализировать игрушку. Для начала выполним седло – необходимый для всадника атрибут. Седло изготовим из деформированного шарика, который сначала расплющили в лепешку или таблетку, а затем изогнули, как нам надо. Примазать седло не представляется возможным без его деформации, которая может испортить вид. Воспользуемся нехитрым способом – клеем. Нет, не ПВА. В качестве клея у нас будет вап - жидкая глина. По консистенции как сметана, вап способен приклеивать небольшие детали. Для этого нанесите его небольшое количество на деталь и прижмите к основной фигуре. После высыхания седло прочно приклеится к коню.

Все же конь недостаточно характерно проявился даже с седлом и выглядит лысовато. Для коня гордость – грива, кто-то может со мной не согласится, но мое мнение, что именно развивающаяся грива прекрасно характеризует это статное животное. Гриву выполним в виде перевивающихся тонких жгутиков. Получается веревочка. Приклеить ее тоже нужно на вап.

Коню не хватает еще хвоста. Выполняется он, как и грива и пускается для надежности по одной из ног. Как и гриву, я вывел хвост на правый бок коня, имитируя движение, вызванное дуновением ветерка.

Теперь нужно еще раз просмотреть фигурку со всех сторон, чтобы исправить последние недостатки и дефекты. У меня, например, слегка изогнулось одно копытце в неестественной форме.

Сушить изделие, если делаем его из глины, нужно равномерно, не допуская попадания прямых солнечных лучей и влияния отопительных прибором. При неравномерной сушке возможно коробление и образование трещин.

Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством», 2003 г.

Ведерников А.А. преподаватель изобразительного искусства

МАОУДОД «Детская школа искусств г. Ялуторовска»

0 3. 1 1.2016г.

Работы участников :

Для начала справка из Википедии:

Лошадка из шамота

Вивея решила поучаствовать в каком-то районном школьном конкурсе и сделать лошадку.

Итак, небольшой мастер-класс от семилетней керамистки и её помощницы Маруси, которой 3,5 года. Лепим лошадку. Сначала раскатываем на грубом бельтинге пласт из шамота.

Затем переводим выкройки. Она выбрала выкройку от какой-то плюшевой лошади из интернета.

Теперь вырезаем.

Добавляем.

Снова вырезаем.

Убираем все лишнее.

Из картона делаем кости, чтобы ноги не подломились. Кости я делал.

Подготавливаем шликер и наносим его на места склеивания деталей.

Показываю ей, как поднимать нижний пласт.

Процесс подъема усвоен хорошо.

Выкройка рассчитана на ткань, поэтому приходится делать дополнительные детали по ходу дела.

Они тоже на шликер приклеиваются.

И к передним ногам.

Проминаем швы.

На всех деталях.

Обрезаем лишнее.

Снова понадобилась дополнительная деталь к выкройке. Прямоугольный кусок шамота для гривы-спины-крупа.
Ну, а дальше веселуха с избиением лошадки палкой. Это не для жестокости, а для фактуры.

Глаз. Вырезала с натуры, глядя на Машу) Так что глаза у лошади человеческие.

Тут снова я влез и подставил лошади ведро с овсом под морду, чтоб поела. Ну, и чтоб головой сильно не кивала.
Процесс приклеивания и штампования седла остался за кадром. Там ничего сложного — использовались гипсовые кубики с рельефными цветочками и обычная пластиковая карточка.

Прошло 2 дня. Лошадь высохла и теперь может стоять самостоятельно. За это время сделаны эскизы в цвете.

И начинается покраска черным ангобом.

Вдвоем они быстро все докрасили.

Хвост красится белой глазурью.

Потеки нужно зачистить.

Седло красится красной глазурью.

Немного подсушить перед обжигом.

1200 градусов лошадку немного изменили. Она стала меньше.

Глазурь пошла красивыми сборками.

«Ты к нам возвращайся после выставки».

«Мы полетим с тобой очень быстро!»

В старину в каждом городе и крупном селе нашей необъятной родины был какой-то свой особый промысел, а иногда и несколько. Придумав нечто оригинальное и добившись качественного производства в достаточно крупных объемах, ремесленники хранили секреты своего мастерства втайне и передавали их исключительно по наследству. Некоторые старинные ремесла дошли и до наших дней, к примеру, все знают, как выглядит дымковская игрушка. Как сделать напоминающие настоящие изделия мастеров из села Дымково?

История ремесла

Глина - материал, отличающийся пластичностью в сыром виде и приобретающий достаточно высокую прочность после обжига. Благодаря сочетанию таких характеристик, глиняные изделия пользуются невероятной популярностью с глубокой древности и до наших дней. В старину посуду и фигурки из глины делали практически во всех регионах нашей страны. При этом в каждой местности появлялись собственные формы и авторские традиции росписи и декора. Село Дымково (Кировская область) прославилось на всю страну благодаря своим мастерам, изготавливающим небольшие яркие фигурки, способные издавать разнообразные звуки. Что любопытно, традиционную дымковскую игрушку придумали не на потеху детворе, а для защиты от злых духов. В старину считалось, что нечисть боится громких звуков. Именно поэтому в древности все дымковские игрушки могли греметь или свистеть, изготавливали их традиционно к празднику Свистопляски, во время которого полагалось изгонять злых духов и веселиться всем миром.

Особенности игрушек, изготавливаемых мастерами из Дымково

Чем же отличается от всех прочих как сделать из пластилина максимально похожую фигурку? Сегодня даже в самом селе Дымково делают не только свистульки и погремушки, но и обычные фигурки-статуэтки, не способные издавать громких звуков. Отличительной особенностью этих игрушек можно считать сравнительно небольшой размер. Мастера, верные древним традициям, изготавливают обычно фигурки животных, птиц, барышень, реже - мужчин. Впрочем, достаточно часто встречаются и сложные по форме изделия - женщины, держащие в руках каравай, или добры молодцы верхом на лошади. Простой узор и использование небольшого количества цветов в росписи - это то, чем отличается дымковская игрушка. красивую своими руками в стиле этого народного промысла? Все достаточно просто - форма фигурки должна отличаться простотой, а для росписи готовых изделий используются простые линии и точки. Внимание: в традиционном варианте фон должен быть белым, но сегодня все чаще можно увидеть игрушки, раскрашенные разноцветными красками полностью.

Материалы для домашнего творчества

Создание дымковской игрушки в домашних условиях - это отличная детей в соавторстве с родителями. Самым доступным и недорогим материалом для лепки является пластилин. Для изготовления фигурок в традициях села Дымково логичней было бы использовать белый материал. Но так как пластилин чаще продается наборами, состоящими из разных цветов, можно смешать все вместе и лепить из полученной массы. Готовую фигурку хорошо покрыть грунтовкой, и только после ее высыхания приступать к раскрашиванию. Традиционно в Дымково игрушки не покрывают лаком, оставляя им матовую фактуру. Но если вы используете обычные нестойкие краски, имеет смысл закрепить их дополнительно.

Дымковская игрушка: как сделать из пластилина лошадь своими руками?

Лошадка - одна из самых простых и популярных дымковских игрушек. Предложить слепить такую фигурку можно даже самому маленькому ребенку. Начните лепку с туловища - скатайте «колбаску» для будущего тела, а затем осторожно вытяните один из ее кончиков. У вас должна получиться «морковка», загните тонкий конец дважды так, чтоб получилась шея и голова. Теперь можно приступать к изготовлению ног. Для них нужно вылепить четыре «колбаски» одинаковой длины и размера и приклеить к туловищу. Полезный совет - срежьте верхние части ног под косым углом, в этом случае место соединения получится более ровным и аккуратным. Уже на этой стадии у вас должна получиться узнаваемая дымковская игрушка из пластилина. Как делать лошадь из подобной заготовки? Все достаточно просто - осталось вылепить гриву, острые ушки и хвостик. Все мелкие элементы прикрепляем к фигурке, после чего грунтуем и раскрашиваем по своему вкусу.

Лепим барыню в дымковской технике

Мастера из села Дымково с древности изготавливали фигурки женщин. Есть среди них и настоящие барыни в кокошниках, и простые крестьянки с детьми на руках или ведрами на коромыслах. Несмотря на многообразие вариантов декора, все женские фигурки имеют достаточно простую форму, благодаря которой сразу можно понять, что перед вами дымковская игрушка. Как сделать из пластилина барыню? Для пышной юбки понадобится каркас - удобно взять обрезанное горлышко от пластиковой бутылки. Облепите его тонким слоем пластилина, сохраняя форму. Затем на основе пробки от бутылки сформируйте туловище, прикрепите к нему шарик-голову. Далее можно дать волю своей фантазии - вылепите руки, волосы и головной убор. Можно добавить какой-то еще декор, дать барышне что-то в руки. Готовую фигурку покройте грунтом и раскрасьте.

Если тема вашего сегодняшнего творческого занятия - дымковская игрушка из пластилина, фото готовой фигурки или даже она сама в качестве образца всегда должна быть перед глазами. Особенно важно иметь образец детям, не забывайте о том, что у малышей не такой уж и большой жизненный опыт. Если вы хотите украсить готовую игрушку сложными орнаментами, обязательно попробуйте выполнить их на бумаге. На самом деле комбинируя кружочки и полосы можно добиться разнообразных и интересных эффектов, главное - правильно подобрать цвета. Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый - все это цвета, в которые традиционно окрашивается дымковская игрушка. Как сделать из пластилина такую фигурку в домашних условиях, вы уже знаете. При желании в процессе росписи также можно использовать оранжевую или розовую краску, а отдельные элементы выделить позолотой. Не забудьте о том, что лицо тщательно прорисовывать не нужно, достаточно наметить его схематично.

На первом практическом занятии вы познакомитесь с азами пластики, научитесь выполнять простейшие формы и соединять их в более сложные. Самой первой игрушкой будет для вас глиняный конь, на изготовление которого потратится пятнадцать минут времени и двести грамм глины.

Уникальный человеческий инструмент - рука. Пальцы кисти, плоскость ладони и даже ногти помогут вам в изготовлении высокохудожественных изделий. Поэтому в основе пластики лежат простейшие фигуры, которые можно слепить руками. Главная часть любого изобразительного искусства - композиция. Так и при репке из глины нужно разобрать представленную мысленно будущую фигурку в виде совокупности композиционно совмещенных простейших геометрических фигур: шара, цилиндра, параллелепипеда и прочих.

Будущий конь может быть представлен в виде овального туловища и головы, цилиндрической шеи и ног. В ладонях несложно скатать такие фигуры, не забывая соблюдать примерные пропорции. Конечно, в декорировании часто применяются различные несоразмерности, но и они в пределах разумного.

Итак, мы имеем несколько деталей от коня. Это похоже на конструктор, только соединяются детали примазыванием. Соедините последовательно туловище, шею, голову и ноги. Старайтесь примазывать качественно, чтобы не наблюдалось трещин. Следите за чистотой рук - кожа должна чувствовать материал и не оставлять грубой шероховатости. Для этого намочите тряпочку в воде и вытирайте пальцы время от времени.

Уже на этом этапе получился грубый полуфабрикат, напоминающий какого-то животного. Следующим шагом будет более качественное заглаживание и придание более конкретной конечной формы - задание поворота головы, наклона шеи, постановки ног. К голове нужно приделать небольшие ушки. Сделать это можно защипыванием глины головы или примазыванием конических деталей, заготовленных заранее.

Когда заглаживание выполнено, нужно детализировать игрушку. Для начала выполним седло - необходимый для всадника атрибут. Седло изготовим из деформированного шарика, который сначала расплющили в лепешку или таблетку, а затем изогнули, как нам надо.

Примазать седло не представляется возможным без его деформации, которая может испортить вид. Воспользуемся нехитрым способом - клеем. Нет, не ПВА. В качестве клея у нас будет вап - жидкая глина. По консистенции как сметана, вап способен приклеивать небольшие детали. Для этого нанесите его небольшое количество на деталь и прижмите к основной фигуре. После высыхания седло прочно приклеится к коню.

Все же конь недостаточно характерно проявился даже с седлом и выглядит лысовато. Для коня гордость - грива, кто-то может со мной не согласится, но мое мнение, что именно развивающаяся грива прекрасно характеризует это статное животное. Гриву выполним в виде перевивающихся тонких жгутиков. Получается веревочка. Приклеить ее тоже нужно на вап.

Коню не хватает еще хвоста. Выполняется он, как и грива и пускается для надежности по одной из ног. Как и гриву, я вывел хвост на правый бок коня, имитируя движение, вызванное дуновением ветерка.

Теперь нужно еще раз просмотреть фигурку со всех сторон, чтобы исправить последние недостатки и дефекты. У меня, например, слегка изогнулось одно копытце в неестественной форме.

Сушить изделие нужно равномерно, не допуская попадания прямых солнечных лучей и влияния отопительных прибором. При неравномерной сушке возможно коробление и образование трещин.

Глина – материал, что называется, с историей. Вашему ребенку будет интересно узнать от вас, что раньше игрушки делались исключительно из глины: из нее получались куклы и животные со сказочной росписью, а также разные свистульки. Дымковская игрушка лошадка — это традиционная фигурка из глины, которую легко сделать своими руками.

На занятие вы можете запастись картинками с дымковскими игрушками. К слову сказать, «дымковские» – это обобщенное название. В разных частях нашей страны существовали разные стили таких игрушек, которые, как правило, назывались по месту их изготовления.

Предложите вашему малышу сделать своими руками и для себя такую поделку, ведь прежде всего, дымковская игрушка предназначалась детям и была воплощением ярких сказочных персонажей. Процесс ее изготовления достаточно прост, и у вашего ребенка легко получится такая красивая поделка (например, вот как эта ).

Дымковская игрушка — расписная лошадка

Нам понадобятся обычные материалы для лепки:

  • глина;
  • клеенка;
  • мокрая тряпочка;
  • стеки;
  • краски.
Набор инструментов

Итак, приступаем к лепке нашей поделки – «Лошадка из глины».

Шаг 1. Раскатываем небольшую толстую колбаску длиной 6-7 см. Немного приплющиваем ее к клеенке. Стекой с двух сторон делаем надрезы, как показано на рисунке.

Делаем заготовку для туловища

Шаг 2. Берем колбаску и сгибаем ее в дугу. Разводим концы колбаски – после разреза их получилось по два на каждую сторону колбаски – и ставим колбаску на «ноги». Немного формируем их и выравниваем. Это будет туловище лошадки. Вообще дымковская лошадка изготавливалась из отдельных частей, но у нас детское творчество и поэтому мы упрощаем форму игрушки.

Формируем туловище фигурки

Шаг 3. Раскатываем колбаску такой же примерно длины, как и в Шаге1, только в полтора раза тоньше. Ее прищипывать не нужно. Сгибаем один ее конец перпендикулярно основной части колбаски, формируя голову лошадки.

Делаем шею и голову

Шаг 4. Показываем ребенку прием лепки – «защипывания»: пальцами расплюскиваем одну сторону колбаски, формируя гриву лошадки.

«Защипываем» гриву лошадки

Шаг 5. Прилепляем получившуюся верхнюю часть лошадки к туловищу. Чтобы она не отвалилась после высыхания, обмакиваем пальцы в воду и «примазываем» стыки частей поделки.

Лепим голову к туловищу

Шаг 6. Таким же образом, только без сгибания одного конца колбаски, делаем хвост лошадки.

Делаем хвост «защепами»

Шаг 7. «Примазываем» хвост к лошадке. Вот что у нас получилось:

Фигурка лошадки

Шаг 8. Грунтуем лошадку белой краской Настоящую дымковскую игрушку окрашивали в белый цвет специальной смесью молока и порошка из мела, но в детском мк по лепке мы сделаем это с помощью обыкновенной гуаши. Ждем высыхания игрушки и раскрашиваем ее вместе с малышом. Покажите ему приемы дымковской росписи – точечные нанесения пятен, прямые линии и т.д. Придумывая раскраску дымковской игрушки , Ваш ребенок творчески




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении