nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Приемы сатирического изображения чиновников. Сатирическое изображение действительности в комедии Николая Гоголя “Ревизор”. главной и загадочной

Цель: раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображения чиновников; развивать представление о сущности комического.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-интрига по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе

«К нам едет ревизор».

Тема: Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.

Цель: раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображения чиновников; развивать представление о сущности комического.

Оборудование: портрет писателя, компьютерная презентация, эпиграф (на доске).

Ход урока.

  1. Слово учителя: сообщение типа и темы урока. Обращение к лексическому значению слова «интрига» (выписано на доске),

«интрига» - 1)происки, затаённые действия

2) способ построения сюжета произведения

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России…, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но сквозь смех читатель услышал грусть»

2.Беседа с учащимися (проверка знания текста: 1 действие)

Кто приносит известие о том, что ревизор уже в городе?

Откуда Бобчинский узнал о приезде ревизора, ведь он не присутствовал при чтении письма?

Со слов Бобчинского Пётр Иванович Добчинский узнал об этом от ключницы Авдотьи. Откуда Авдотья узнала о приезде ревизора?

Слово учителя : Известие, которое приносят Бобчинский и Добчинский, приходит на подготовленную почву.

3. Актуализация домашнего задания. Беседа по вопросам:

Почему известие о приезде ревизора так встревожило чиновников уездного городка?

В чём смысл советов городничего и намерений каждого чиновника?

О какой шубе и шали, принадлежащей супруге городничего, упоминает судья? Каково их происхождение?

Какие грешки водятся за городскими чиновниками? В каком состоянии их дела? (индивидуально о каждом) (комментируем «говорящие» фамилии как способ сатирического изображения)

4. Обобщающее слово учителя (проверка знания текста 1 действия):

Чиновник- это человек, состоящий на государственной службе. Значит, он должен служить государству, народу, живущему в этом государстве. Чиновники, изображённые Гоголем, руководят самыми важными государственными учреждениями: больницей, школой, судом (обращение к

эпиграфу).

Справляются ли они со своей службой? (Нет)

Чего они боятся? (Разоблачения)

Ощущение близящейся неотвратимой опасности, невольный страх распространяется на всех присутствующих.

Две недели, как ревизор в городе! Батюшки, сватушки! – в ужасе восклицает городничий, хватаясь за голову. - В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! Поношенье!

С этого момента события начинают очень быстро разворачиваться. Почему городничий обеспокоен больше всех?

Какой способ знакомства с приехавшим ревизором он избирает и почему? (Д.1 Явл.3) (Посмотреть, не терпят ли проезжающие неприятностей в гостинице. Якобы проявляет заботу, служебное рвение)

5. Актуализация литературоведческих понятий:

Чем является с точки зрения композиции инсценированное 1 явление 1 действия? Докажите. (Вспоминают классическую композицию. Уже в экспозиции автор интригует читателя, беспокойство чиновников передаётся нам).

Как называется с точки зрения композиции быстрое развитие событий? (Завязка)

6. Работа с текстом 2 действия.

А) Беседа опережающего характера:

Итак, городничий отправляется в гостиницу на встречу с ревизором.

Что мы узнаём о приехавшем из Петербурга чиновнике Иване Александровиче

Хлестакове из монолога его слуги Осипа? (монологический ответ)

Из диалогов Хлестакова и Осипа? Хлестакова и трактирного слуги? Из монолога Хлестакова?

Б) Слово учителя: Вот так ревизор! На какой-то момент возникает вопрос: а какое отношение имеет этот Хлестаков к завязавшемуся раньше действию? (Реплика Хлестакова: «…в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека ели сёмгу и ещё много кой-чего» - проясняет ситуацию, и мы понимаем, что городские сплетники Бобчинский и Добчинский приняли этого беспечного, глупого, тщеславного, трусливого и пустого человека за «государственного человека», за ревизора). Выходит, ревизор мнимый. Но городничий этого не знает. Посмотрим, как они встретятся. Читая комедию, обращаем внимание на авторские ремарки, они передают внутреннее состояние героев.

В) Чтение по ролям сцены встречи городничего и Хлестакова (8 явление 2 действия. (действующие лица: городничий и Хлестаков)

Г) Беседа по вопросам:

Чего боится Хлестаков?

Чего боится городничий?

Какие отношения между ними? Что нам подсказывают ремарки автора?

Слово учителя : Вот так встреча! Содержание диалога и авторские ремарки говорят о том, что между ними непонимание. На непонимании, несоответствии и строится юмор.

С какого момента городничий начинает внутренне успокаиваться: « и инкогнито сохранено, и благородство проявлено»? (Когда Хлестаков берёт у него деньги)

Слово учителя : Это привычная ситуация для чиновника: давать и брать взятки.

В современной России подобное положение в ведении государственных дел, увы, не изжито. Комедия, написанная в 19 веке, остаётся злободневной, актуальной и в веке 21-ом. Пороки чиновничества, сатирически высмеянные Гоголем, имеют место быть. (обращение к эпиграфу)

9. Домашнее задание: «Познакомимся поближе с петербургским чиновником».

Читаем 2 и 3 действия.

Рассказ о Хлестакове по плану (записан на обратной стороне доски):

1.Что нам известно о прошлом Хлестакова?

2. Каковы жизненные идеалы Хлестакова и чем они определяются?

3. Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

10. Обобщение по уроку:

А) Рефлексия

Б) Оценки за урок.


Тема урока: «Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя»

Эпиграфы урока:

«Ревизор» – это целое море страха».

Ю.Манн

Хлестакову принадлежит главная роль в действии.

Около него вращаются все прочие лица,

как планеты около солнца.

Ю. Манн.

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы : чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, презентация, анализ рисунков художников к пьесе, литературный диктант.

Оборудование: презентация “Ревизор”, рисунки к комедии, табличка с характеристикой Хлестакова.

Ход урока:

Оргмомент.

Учитель:

Какое его произведение мы изучаем?

Прочтите 1-й эпиграф к уроку. слайд

Как вы понимаете слова современного литературоведа Юрия Манн? (море страха – это боязнь наказания, потеря должности)

Прочтите 2-й эпиграф к уроку. Кто же эти планеты? (чиновники) Значение этого эпиграфа в ходе урока мы будем разбирать, будем обращаться к этим высказываниям и не только к этим. (Отсюда наша тема урока: запишите ее и эпиграфы)

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест. Слайд . Демонстрация презентации с вопросами:

- определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».

(драма, потому что герои характеризуются только речью);

- сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики: слайд

Ответы: слайд

  • 1. 1
  • 2. 6
  • 3. 4
  • 4. 2
  • 5. 7
  • 6. 3
  • 7. 5

Литературный диктант: слайд

1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий, Антон Антонович )

2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…» (Осип )

3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего». (Хлестаков )

4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное». (Дочь городничего, Марья Антоновна)

5. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)

6. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)

7. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...» (Городничий )

8. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ )

9. «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.» (Жандарм )

Проверьте себя . Слайд.

2 . Анализ 4 действия комедии: (Обращение ко 2-му эпиграфу)

«Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него вращаются все прочие лица, как планеты около солнца».

Ю. Манн.

Что же представляют собой планеты, которые вращаются вокруг солнца? (планеты – это чиновники, которые вращаются около солнца-Хлестакова, Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)

Посмотрим на имена героев:их фамилии говорят сами за себя.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий.

С чем ассоциируется первая часть фамилии «Сквозник»?
В Толковом словаре русского языка Ожегова «Сквозняк- струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга». Это говорит о том, что городничему свойственна беззаконность, развязность, полная безнаказанность.

Лука Лукич Хлопов

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья. В фамилии раскрыт принцип его отношения к служебным делам «тяп-ляп» и дело готово, а также его душевная неуклюжесть, несообразность, неповоротливость, косноязычность речи.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений. Человек осторожный, хитрый.

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер. Фамилия образована от слова «шпик» - постоянно шпионит, читая чужие письма, бесцеремонный в своем простодушии.

Петр Иванович Бобчинский
Петр Иванович Добчинский

Городские. Заменена лишь одна буква в фамилии, во всем похожи, любопытны, болтливы.

Иван Алексеевич Хлестаков

«Хлест», «ухлестывать», «хлестать – бить, ударять чем-нибудь, гибкий прут»

Христиан Иванович Гибнер

Уездный лекарь. Фамилия ассоциируется со словом «гибнуть».

Степан Ильич Уховертов

Частный пристав. Фамилия образована путем сложения двух основ «ухо вертеть».

Свистунов
Пуговицын
Держиморда

Полицейские. Сами фамилии говорят о действиях этих стражах порядка.

Обратимся теперь к Хлестакову, которого Манн сравнивает с солнцем: (Явление V стр.47, 2ое действие) Как этот монолог х-ет Хлестакова?

Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме городничего. (Стр.162 учебника) Слайд

С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)

Словарная работа. слайд

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть ”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе .) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся )

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий )

Явление 3.стр. 163 учебник (чтение и анализ)

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”, «Ну, все кончено – пропал!пропал!» )

Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх )

Как он даёт взятку?

Кто еще дает взятки? (все)

Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно, волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету )

Это придает комедии пафос

Словарная работа . Слайд.

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет )

Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них – Добчинский - имеет дело к Хлестакову)

Давайте вновь обратимся ко 2 эпиграфу.

Теперь вам понятнее стало как планеты – чиновники вращаются вокруг Хлестакова. Что можете сказать о чиновниках?

Запишем вывод в тетрадь (слайд) : «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».

Явление 12-14. Стр. 168-171 учебник

- Есть ли в комедии любовный сюжет? (Нет ). Почему вы так думаете? (потому что главные слабости Хлестакова - деньги, женщины и вранье. Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность ).

Любовь – это высокое чувство, а здесь этого нет. ОН влюбился к кого-то? (нет . В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно._

А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги .

Слайд. Тетрадь: « В комедии нет любовного сюжета , а есть пародия на любовную интригу.)

Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор ? Стр. 177 учебник

Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем )

Вывод по образу Хлестакова :

- Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)

3. Рисунки к “Ревизору” и их анализ: Слайд.

Дайте коротко характеристику и анализ тому, что изображено.

(При наличии времени: какой эпизод вам понравился? Почему? (Значение немой сцены и чтение по ролям эпизодов по выбору детей)

4. Подведение итогов

Посмотрите на эпиграфы к уроку. Выражение «море страха» - это по-вашему….. (боязнь наказания, потеря должности).

«…как планеты вокруг солнца…» (Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)

А чем по-вашему будет для них «новый» ревизор? У вас есть уверенность, что приехал честный ревизор? И что будет потом? (Возможно то, что и было, и придется снова давать взятки. Или, он не возьмет их и тогда они лишатся своих мест). И то и другое для чиновников страшно.

Комедия устарела?

Вопросы, которые волновали Гоголя 200 лет назад, актуальны?

Чем опасно взяточничество? (Взяточничество считается одним из самых опасных и в то же время одним из самых распространенных проявлений коррупции. Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции – опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления)

5. Оценки за работу на уроке:

(назвать всем оценки, отметить работу каждого)

6. Задание на дом: Слайд. 1. Определите, в чем заключается мастерство Н.В.Гоголя-комедиографа.

2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.

Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя» Хабибуллина Илсояр Ильгизовна Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МБОУ « Новокурмашевская ООШ» Актанышского муниципального района РТ

«Ревизор» – это целое море страха». Ю. Манн «Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него вращаются все прочие лица, как планеты около солнца». Ю. Манн Тема урока: Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя

Определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор» * Драма *Эпос *Лирика Драма

Сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики: 1. Городничий 1. «неглупый по-своему человек» 2. Жена Городничего 2. «умнее своего барина» 3. Хлестаков 3. «очень услужлив и суетлив» 4. Осип 4. «молодой человек, несколько приглуповат » 5. Ляпкин-Тяпкин 5. «простодушный до наивности» 6. Земляника 6. «провинциальная кокетка» 7. Почтмейстер 7. «… прочитавший 5-6 книг»

Проверьте себя 1. Городничий 1. «неглупый по-своему человек» 2. Жена Городничего 6. «провинциальная кокетка» 3. Хлестаков 4. «молодой человек, несколько приглуповат » 4. Осип 2. «умнее своего барина» 5. Ляпкин-Тяпкин 7. «… прочитавший 5-6 книг» 6. Земляника 3. «очень услужлив и суетлив» 7. Почтмейстер 5. «простодушный до наивности»

1.«Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь».

2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой!... профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…»

3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего ».

4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет, лучше я надену цветное».

5.(входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.)Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…»

6. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются… Судья тоже … в присутственных местах держит собак и поведения … самого предосудительного».

7. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран из ума!... Тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...»

8. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит … Нашли важную птицу!»

9. «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице».

9. Жандарм 8. Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ 7. Городничий, Антон Антонович 6. Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений 5. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья 4. Дочь городничего, Марья Антоновна 3. Хлестаков 2. Осип 1. Городничий, Антон Антонович

Словарная работа Взятка –деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий

Словарная работа Пафос –воодушевление, подъем, энтузиазм

Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них дает взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках. Вывод

В тетрадь: В комедии нет любовного сюжета, а есть пародия на любовную интригу

Провинциальный город Письмо Хлестакова Чиновники обсуждают письмо Хлестакова

Торжество Городничего. Разговор с купцами Объяснение в любви

Хлестаков и Земляника Крах Городничего

Немая сцена

1. Определите, в чем заключается мастерство Н.В.Гоголя-комедиографа. 2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии. Домашнее задание

«Ревизор» – комедия, где в сатирической форме показано, как бездействие и безответственность способны привести личность и город в полный упадок. Каждый персонаж описан в произведении ярко и необычно, утрированно и смешно. Сатирическое изображение чиновников в комедии «Ревизор» неслучайно. Очень остро и иронично показан каждый из них, и именно за счет этого достигается эффект, когда комедия поднимает очень важные и глобальные вопросы.

Что такое сатира

Сатира в литературе используется для того, чтобы высмеять те или иные пороки. В комедии сатира призвана с помощью юмора, иронии, сарказма, обличить то, что в жизни является негативным и отрицательным. С помощью юмора читатель понимает, как на самом деле страшно описываемое событие. Острые и яркие образы, которых сложно встретить в настоящей жизни, дают возможность взглянуть на мир иначе. Все пороки, которые в обычном человеке не всегда видны на первый взгляд, здесь очевидны. С помощью сатиры автор подчеркивает и высмеивает явление, которые считает неприемлемыми в реальной жизни. Но, к сожалению, действительность такова, что именно в реальности сатира черпает свои истоки.

Образы чиновников

В «Ревизоре» каждый образ описан очень четко и ярко. Все чиновники представляют собой те или иные пороки, которые в общей сложности складываются в картину полной разрухи города. В любом из них сочетаются гиперболизированные качества. При этом ни один из них не является злым.

Для всех чиновников в «Ревизоре» характерны общие черты. Все они - примерные семьянины. Все они берут взятки, и соответственно, не стесняются и не боятся их давать. Каждый из них лебезит перед вышестоящим начальством. В попытке услужить любой из чиновников забывает и теряет себя. В общем-то каждый из них - добродушный человек, не желающий никому зла. Просто никто их них не несет ответственности за собственную должность и невыполнение своей обязанности. От того, что каждый из них позволяет себе жить и работать именно так, город превращается в свалку, где царит грязь и разруха.

Говорящие фамилии

Примечательно, что в комедии Гоголя каждая фамилия четко описывает своего персонажа, его отношение к работе и к жизни. Например, судья Ляпкин-Тяпкин относится к своей работе «Тяп-ляп», Земляника - такой же круглый и слащавый, как и ягода, фамилия Шпекин происходит от слова «шпик», что в переводе означает «доносчик», «тайный агент». Именно такие фамилии помогают создать сатирический образ каждого из чиновников.

В жизни таких людей, казалось бы, практически невозможно встретить, ведь их образы гиперболизированы. Но на самом деле, если внимательно присмотреться, то каждого из них можно увидеть в реальных людях. Даже сегодня, по прошествии многих лет после написания комедии, все эти пороки существуют в реальной жизни. Люди все также уклоняются от своих обязанностей, перекладывают ответственность на плечи других, лебезят перед начальством, пытаются услужить вышестоящему во время любой проверки. Важно понимать, что только работая согласно чести можно достичь результатов.

Гоголь замечает, что сама система сделала чиновников такими. Но чиновники и сегодня берут взятки, покрывают преступников, избегают ответственности за свои решения и за свое бездействие.

Данная статья поможет написать сочинение «Изображение чиновников в комедии «Ревизор», дать описание сатире и сатирическому описанию каждого из персонажей комедии, сделать выводы и сопоставить образы чиновником с сегодняшним положением.

Тест по произведению

«Ревизор»

"Ревизор". Немного раньше в письме к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, "чисто русский анекдот", обещая, что сделает из него комедию, которая получится "смешнее черта". Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов - анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону. В декабре 1835 г. комедия была закончена, а в следующем году поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге. Она пользовалась необычайным успехом; ее с большим удовольствием посмотрел сам Николай I и заметил, что в пьесе "всем досталось", а больше всего ему.

Что же вызывало смех у зрителей? Прежде всего - персонажи комедии. Гоголь показал невероятно смешные и в то же время чрезвычайно достоверные, узнаваемые типы людей. Перед нами предстают не просто отдельные чиновники некоего провинциального городка, а целые собирательные образы. Каждый из них по-своему смешон и по-своему типичен.

"уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек", прошедший всю служебную лестницу и знающий все порядки, умеющий брать взятки и ловко давать их. Судья Ляпкин-Тяпкин прочел "пять или шесть книг" и потому считается чуть ли вольнодумцем и якобинцем. Попечитель богоугодных заведений Земляника, несмотря на свою толщину и внешнюю неповоротливость, - большой "проныра и плут"; он очень услужлив и суетлив, любит доносить на своих сослуживцев. Почтмейстер Шпекин -"простодушный до наивности человек", обожающий читать чужие письма и наиболее понравившиеся даже оставляет себе на память и читает вслух своим знакомым. Главный персонаж комедии - Хлестаков - молодой человек лет двадцати трех, несколько глуповатый и "без царя в голове". Как мы видим, все без исключения персонажи комедии охарактеризованы автором весьма саркастично. Гоголь широко использует прием "говорящих" имен. Чего стоят только фамилии местных полицейских: Уховертов, Держиморда, Свистунов. А судья Ляпкин-Тяпкин; а доктор Гибнер, явно его фамилия образована от глагола "гибнуть".

дают ему деньги. И это при том, что сам Хлестаков почти до конца действия так и не понимает, за что же ему оказаны такие почести. Он ни своим внешним видом, ни поведением нисколько не напоминает настоящего ревизора. Хлестаков, кажется, ведет себя очень глупо, постоянно проговаривается, выдает свое истинное положение: он на дружеской ноге с "самим" начальником отделения, его даже хотели сделать коллежским асессором; он живет на четвертом этаже в доходном доме, где селились только мелкие чиновники. После обеда опьяненный вином и всеобщим почтением Хлестаков начинает уже хвастать без удержу: он близко знаком с самим Пушкиным; сам пишет; его перу принадлежат известные произведения; его боится государственный совет, скоро его произведут в фельдмаршалы...

"раскусить" Хлестакова; но чиновники настолько испуганы, что принимают его откровенную ложь за чистую монету и ничего не подозревают до самого конца - до чтения хлестаковского письма. Почему так происходит? Потому, что каждый из чиновников чувствует за собой определенные "грешки". Персонажи комедии представляют собой "корпорацию разных служебных воров и грабителей", как написал В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю. Городничий, например, беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Он обложил местных купцов своеобразной данью; получает от них подношения и следит лишь за тем, чтобы каждый получал в соответствии с чином. "Смотри! не по чину берешь!" - распекает он квартального, который вместо положенных "по чину" двух аршин сукна взял у купца намного больше.

"ревизором" Хлестаковым первым делом дать ему взятку и радуется, когда тот берет деньги. Можно сказать, что это уже стало нормой в городе. Но Гоголь не случайно выбирает для действия комедии этот ничем не примечательный уездный город; тем самым он как бы подчеркивал, что подобные нравы распространены по всему государству, и в этом городе, как в капле воды, отразилась вся Россия. Такие городничие, судьи, попечители, почтмейстеры были в каждом малом и великом городе Российской империи; и поэтому смех Гоголя - это горький смех: ему было больно и стыдно видеть все это.

"Ревизоре" Гоголь выступает как драматург-новатор. Он первым так достоверно показал на сцене российскую действительность. Это реалистическая комедия, хотя содержит в себе элементы типичной "комедии нравов" и "комедии положений". Но для писателя было важным не рассмешить зрителя, а высмеять определенные пороки общества. Не случайно писатель взял в качестве эпиграфа к пьесе пословицу "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". И драматургический конфликт в комедии не любовный, как было обычно, а социальный. Гоголь нарушает традиции "классической" комедии и создает новую, реалистическую русскую комедию, получившую развитие в творчестве Островского и Чехова.

Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" примечательна тем, что каждый из созданных там образов хоть и типичен, но в то же время индивидуален. Путем соединения их воедино Гоголь создает в комедии сатирический портрет местного чиновничества, которое существовало в России той эпохи.

Система образов в комедии «Ревизор»

Городничий Антон Антонович Сквозняк-Дмухановский имеет огромный авторитет, поскольку сумел своими силами, хитростью и расчетливостью сделать карьеру. Он считает взяточничество вполне приемлемым явлением, ограничивать которое должен лишь чин и положение конкретного человека.

Он запросто присваевает любые деньги, однако сам себя считает вполне благопорядочным человеком, поскольку регулярно посещает церковь. Следуя его примеру, все чиновники в уезде воспринимают свое положение как возможность наживаться за чужой счет. Однако все они неповторимы в своих характерах:

Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками и стремится вести со всеми вокруг умные политические беседы, поскольку прочитал за всю свою жизнь несколько вольнодумных книг;

Попечитель богоугодных заведений Земляника обворовывает больных, презирает бедный люд. Он стремится угодить ревизору, поэтому рассказывает ему всю правду о положении дел у других чиновников, умалчивая о себе;

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов невежественнен и робок, он смертельно боится начальства;

Почтмейстер Шпекин из любопытства читает чужие письма;

Полицейские, Уховертов, Свистунов и Держиморда, вечно грубы и пьяны, благодаря им в полицейских и тюремных делах царит разруха;

Не слишком отличается от уездных чиновников и главный герой, Хлестаков. Невольно попав в положение ревизора, он пользуется этим - пускает пыль в глаза, лжет и фантазирует о своей столичной жизни. Он радуется возможности получить влиятельное положение хотя бы ненадолго.

Мастерство сатирического изображения действительности

На примере этих персонажей Гоголь показывает, насколько они не подходят для тех должностей, которые занимают. Пороки каждого напрямую препятствуют их службе, но уездных чиновников это не смущает. Это и есть одна из главных сатирических черт комедии.

Помимо чиновников, в комедии есть и другие персонажи, имеющие собственные мелкие грехи: главные сплетники уезда, Добчинский и Бобчинский, которые боятся ревизора, но при этом очень хотят, чтобы о них узнали в высшем свете; обворовывающие покупателей купцы вроде Абдулина, которые приходят жаловаться на городничего; уездные дамы, Анна Андреевна и Мария Антоновна, восхищающиеся всем столичным либо всем французским, также сплетничающие обо всех вокруг.

Все герои этой комедии отрицательные. Собранные вместе, они создают сатирический портрет типичного уездного городка николаевской эпохи: Гоголь стремится показать, что вся Россия живет неправильно, что нужно усовершенствовать нормы. Единственный положительный образ в этой комедии - смех.




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении