nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Урок литературы старуха изергиль презентация. Презентация М.Горький "Старуха Изергиль" презентация к уроку по литературе на тему. Композиция произведения-рассказ с обрамлением

Тип урока: урок-размышление. Урок был проведён мною 12 декабря 2016 года в 10 классе экономического профиля старшей школы № 2 города Капана. На уроке присутствовали администрация школы и коллеги по работе - учителя иностранных языков (русского, английского и немецкого). Успешному проведению урока и его высокой эффективности способствовало то, что предварительно с ними была проведена дополнительная работа - не по заучиванию «своих слов», а по ознакомлению с писателем, его произведением, героями. Дома ими самостоятельно прослушивалась рекомендованная мною аудиозапись рассказа «Старуха Изергиль». Знакомились они и с другими дополнительными текстовыми материалами из Интернета по теме урока. Поэтому на уроке учащиеся активно выступали, размышляли вслух, дискутировали по проблемным вопросам, подобранным нами для всех групп. Консультации по всем вопросам были организованы мною в основном во внеурочное время по современным видам связи - мобильным телефонам и электронной почте. По мобильному и сетевому телефону, в частности, отрабатывалось правильное произношение учащихся: ведь русский - не их родной язык. На примере Ларры и Данко в течение урока они рассказывали, размышляли, полемизировали на тему гниения и горения. Всеми единодушно было выбрано горение как форма жизни. Надеюсь, что учащимся на всю жизнь запомнится этот урок о самом главном - о смысле жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Тема: «Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль»»

Разработка урока по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»

Составила Асатрян Нарине, учитель русского языка и литературы

ПЛАН УРОКА (подробный)

Тема урока :
Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль».
Тип урока: урок - размышление
Методы : беседа, частично-поисковый
Форма работы:
Оборудование урока:


Приёмы:

Цели уроков:
Обучающая :
- проанализировать легенды о Ларре и Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев
- сопоставить главных героев легенд
Развивающая:
- развить навыки логического мышления
- развить умение сопоставлять образы, сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение.
- развить умение анализировать поступок героя и его нравственный мотив.
- сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.
Воспитательная:
- воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям.
- воспитывать ответственность за свои поступки
- формирование в сознании учащихся понимания истинной ценности человеческой жизни, его смысла и назначения.

ХОД УРОКА

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Слово учителя:

Древнегреческий философ Диоген
(около 400 - около 325 гг. до н.э.),
который жил в бочке, днём ходил по людным местам Афин с зажжённым фонарём.

На все недоумённые вопросы
«зачем ему днём фонарь?»,
отвечал кратко:
«Ищу человека...»
- Так кого же искал Диоген?
- А что имел в виду Диоген,
говоря о поиске человека?

Эпиграф к уроку:
Жизнь – не тающая свеча.
Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.
Бернард Шоу (1856 - 1950),
англ. драматург и публицист.

Над чем заставляют задуматься слова Шоу?

С помощью чего человек может заставить этот факел пылать ярче?

Формулирование темы урока учениками.

Как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем исследовать?
- Что есть человек?
- Каким должен быть человек?

В чём же смысл человеческой жизни?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
- А начнём мы с вами с небольшой разминки на тренажёре SMART Notebook.
(Приложение 2)

Цель работы: используя данные слова, охарактеризовать героев рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (16 слов).
При необходимости прокомментировать.

Свой рассказ великий русский писатель М. Горький написал, когда ему было 27 лет. Его, как человека с активной жизненной позицией, всегда волновал вопрос: каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
В своём романтическом рассказе «Старуха Изергиль», воспевающем красоту подвига, он представил две модели поведения человека,
две философии, две концепции жизни: Ларры и Данко.

2. Прежде чем мы приступим к анализу легенд, давайте послушаем выступления групп и вспомним сюжеты легенд.
Параллельно с этим, слушая пересказ учащихся, представители от групп,
чьи имена написаны на конвертах, попробуют вместе выполнить задания
и постараются прокомментировать свой выбор.

Групповая работа по карточкам:
группа «Ларра» находит и комментирует цитаты, которые относятся к легенде о Данко;
группа «Аналитики» находит и комментирует цитаты, которые относятся к легенде
о Ларре;
группа «Данко» определяет, кому принадлежит цитата и пробует объяснить одну из них.

Пересказ легенды о Ларре.

Пересказ легенды о Данко.

3 . Аналитическая беседа .
Коллективный поиск решения проблемы. Беседа по содержанию.
Сопоставление образов Данко и Ларры.
(В ходе нашего обсуждения группа аналитиков обобщит сказанное вами в виде таблицы.)

Критерии

а) Портрет: Говорят, глаза – зеркало души. Какими были глаза у Ларры и Данко?

б) Отношение к людям;

в) Понимание гордости.
Старуха Изергиль называет обоих «гордыми» - и Ларру, и Данко.
В каком значении употреблён эпитет «гордый»?

г) Поведение героев в момент суда (конфликт героя и толпы)

д) Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?
Включить фрагмент видеоролика («Горящее сердце Данко»)

е) Напрасна ли смерть Данко? Может, зря прожита его жизнь?

ё) Почему осторожный человек не обошёл сердце Данко, а наступил
на него? Чего он испугался?

ж) Как сложилась судьба героев?
Чем обернулось бессмертие для Ларры и Данко?
Во что они превратились?

з) Нужны ли людям подвиги? Почему?

Слушаем выступление аналитиков: Сопоставление образов Данко и Ларры.

СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

СЛАЙД две формы жизни: гниение и горение (по Горькому)

А что предпочитаете вы? Почему?
- Поднимите руки те, кто выбирает гниение (горение). Почему?



РЕФЛЕКСИЯ
Я попросила вас принести фотографии людей, которых вы считаете героями.
Давайте мы прикрепим их фотографии на постер «Вечная слава героям!» (Приложение 3)
- Что объединяет всех этих людей?

Возврат к эпиграфу.

Пусть наша жизнь будет вечным горением, пусть рядом идут литературные герои, которые пробуждают мысль и желание изменяться самому и изменять к лучшему мир вокруг.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (трёхуровневое)
1-й уровень. Изложение по тексту легенды о Данко.
2-й уровень. Сочинение-миниатюра о герое.
3-й уровень. «Данко нашего времени. Кто он?» (сочинение)

ОЦЕНИВАНИЕ:
Формирующее оценивание работы групп.

ПЛАН УРОКА (краткий )

в 10 классе экономического профиля
Асатрян Нарине, учитель русского языка и литературы
старшая школа № 2 г. Капана Сюникской области РА

Тема урока : Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль».

Тип урока:
урок - размышление

Методы
: беседа, частично-поисковый

Форма работы:
индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование урока:
презентация к уроку, SMART Notebook «Ларра и Данко»,
видеоролик «Легенда о Пламенном Сердце», аналитические таблицы, карточки, постер.

Приёмы:
«Говорящий эпиграф», «Аналитические таблицы»

ХОД УРОКА

()

СТАДИЯ ВЫЗОВА
1. Проблемный вопрос (поиск ответа в группе).
2.Приём «Говорящий эпиграф».
3. Формулирование темы урока.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
1. Разминка на тренажёре СМАРТ
2. Пересказ легенд участниками двух групп, представляющих Ларру и Данко
3. Работа с карточками, содержащими цитаты из текста
4. Аналитическая беседа. Сопоставление образов Данко и Ларры
5. Видеофрагмент («Горящее сердце Данко»)
6. Заполнение таблицы и её представление группой аналитиков.

СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Две формы жизни: гниение и горение

РЕФЛЕКСИЯ
Постер с горящим сердцем в руке с фотографиями героев (Приложение 3).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(трёхуровневое)

ОЦЕНИВАНИЕ

Приложения для учителя .

Приложение 1. Распределение учебного времени на уроке.

Разминка на тренажёре в SMART Notebook

Слово учителя

Легенда о Ларре

Легенда о Данко

Опрос «слабых» учащихся

Романтический пафос и суровая правда в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Автор Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Слайд 2

Раннее творчество М. Горького идет под знаком «собирания» истинно человеческого. «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди... убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.

Слайд 3

Личность всегда была интересна писателю. Как правило, его герой в экстремальной ситуации неожиданно проявляет на самом деле истинные – прекрасные – качества («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.).

Слайд 4

В произведениях раннего периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека (Данко, Ларра, Сокол) с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще.

Слайд 5

Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»). Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры.

Слайд 6

В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам. Горький успешно использует элементы фольклора. Он одушевляет природу («Мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море...»).

Слайд 7

Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.

Слайд 8

Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа «Старуха Изергиль» вы можете отметить? Повествование Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых обладает своими особенностями. Композиция рассказа ассоциируется с вертикалью: восхождение от бесчеловечности (Ларра) к Человеку (Данко), от тьмы к свету, от небытия к бессмертию. Три части рассказа соответствуют уровням-ярусам «Мирового Древа» – важнейшего мифологического символа мироздания.

Слайд 9

Из чего «складывается» образ Ларры? Ларра – сын земной женщины и орла. Образ птицы в фольклоре стабильно и однозначно соотносится с миром смерти. Ларра – сын смерти – лишь внешне подобен человеку. Потому он и сеет смерть вокруг себя, противопоставляя себя жизни.

Слайд 10

Из чего «складывается» образ Ларры? Ларра – воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и бессознательно губит неугодных ему: «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула... а мне было нужно ее я один... я не поклонюсь никому в жизни... ибо первый в ней я!». Нарушив закон всеединства бытия: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», Ларра лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть. Чистякова Ольга. Эгоизм

Слайд 11

Из чего «складывается» образ Ларры? Бездумное следование инстинкту, стремление к получению желаемого любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это не только обесценивает и гордость, и дерзость, и красоту, изначально будто присущие Ларре, но и превращает их в противоположность.

Слайд 12

Попытка самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от него, – тень и имя «отверженный»: «он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего».

Слайд 13

В чем привлекательность образа Данко? В отличие от Ларры, Данко – обычный человек, один из многих, его качества исключительно человеческие. Подвиг ему подсказан несовершенством соплеменников, живших без солнца, в болотах, потерявших волю и мужество. От глубокого сострадания погибающим душам и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего путь.

Слайд 14

В чем привлекательность образа Данко? «Горящее сердце» символизирует заключительную фазу подвига Данко. Начинается он с того, что мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня», – потому-то и пошли за ним, что «верили в него».

Слайд 15

В чем привлекательность образа Данко? Горящее сердце Данко призвано пробудить волю, высокое чувство у людей, которым не помогли древние заветы. Изергиль восхищенно рассказывает о сердце Данко, которое пылало: «как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота».

Слайд 16

В чем смысл противопоставления Ларры и Данко? Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя. Когда ему сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», себялюбец ответил, что не сделает этого, так как хочет остаться «целым».

Слайд 17

В чем смысл противопоставления Ларры и Данко? Надменный эгоист, Ларра вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено, дорога только его личная свобода. Но вольные люди отвергли его, осудив на вечное одиночество. «Наказание ему – в нем самом!» – сказал мудрейший из племени.

Слайд 18

В чем смысл противопоставления Ларры и Данко? Индивидуалисту Ларре противопоставлен Данко (антитеза – частый прием в раннем творчестве Горького). Ларра ценил только себя, Данко же решил добыть свободу для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко отдает им всего себя. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Слайд 19

В чем смысл противопоставления Ларры и Данко? Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено подлинное бессмертие человека. Ларра сам отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца, «намекавшие на что-то сказочное».

Cлайд 1

На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.

Cлайд 2

Ранние рассказы Горького относятся к началу 90-х годов XIX века - времени, когда Бунин и Чехов в своих произведениях придерживались предельной реалистичности. Однако Горький считал, что необходимо искать новые пути развития литературы: «Задача литературы - запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его разума и сердца…». «Старуха Изергиль»

Cлайд 3

«Старуха Изергиль» Герои его романтических рассказов - исключительные люди, «с солнцем в крови». Люди, способные противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении человека. Они горды, свободны и, чаще всего, красивы. Та мораль, по которой живет серая людская масса, не для них, она ограничивает, загоняет в рамки этих сверхлюдей.

Cлайд 4

«Старуха Изергиль» Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди, которые пытаются смирить, заставить служить собственным интересам. Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко - искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.

Cлайд 5

Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, впрочем, как и наоборот. Одиночество этого героя - типичное, естественное состояние для него. Герои находят себе равное начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому огромно значение пейзажа: «…И стало тогда в лесу так темно, словно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем, и исчезали так же быстро, как и являлись…» «…Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота…» «Старуха Изергиль»

Cлайд 6

«Старуха Изергиль» Характеры героев показаны на пределе: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнее самопожертвование. Индивидуализм Ларры объяснен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Исключительность Данко Изергиль объясняет его красотой: «…Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы… …В очах его светилось много силы и живого огня…»

Cлайд 7

«Старуха Изергиль» Несмотря на явную противоположность образов, в них есть общее - оба они являются людьми одного и того же мира - мира Изергиль, и оба противопоставлены обществу, один отвергает людей из презрения к ним, другой - сам попадает в положение отвергнутого. Автор и восхищается этими людьми, их силой и красотой, и в то же время он не согласен с их позицией. Изергиль рассказывает легенды, которые обрамляют ее жизнь, с одной стороны представляя высшую любовь к жизни, с другой - высшее презрение. Вся ее жизнь посвящена любви, но Изергиль уже забыла тех, кто еще совсем недавно занимал ее воображение. Романтическая позиция героини при всей ее красоте в молодости и возвышенности отрицается повествователем. Горький понимает, что человек «в отсутствии Бога» страдает или вырождается в животное. Страдание он ненавидел, а животное состояние считал недостойным образа человека. Поэтому на рубеже веков Горький задается целью сначала найти, а затем построить Бога. «Старуха Изергиль»

Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль »

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme , от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в. Возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чём не основанный) оптимизм классицизма (в основе – разочарование в идеях Просвещения).

Романтический герой всегда в конфликте с обществом. Он – изгнанник, скиталец, странник. Одинокий, разочарованный, нередко бросает он вызов несправедливым общественным порядкам, устоявшимся формам жизни, и превращаются в бунтарей, мятежников, протестантов. К другому распространенному типу романтического героя относятся чудаки, фантазёры, мечтатели. Чаще всего это люди, преданные искусству, тоже, разумеется, непонятые и отвергнутые обществом. Романтический герой.

Время начала творчества М.Горького приходится на рубеж веков, период, который в истории принято называть сложным временем. Это период, когда происходит разрушение прежнего и появление нового. Это обновление происходит во всех сферах жизни, в том числе меняется взгляд и представление об общечеловеческих ценностях. Это момент, когда привычное кажется ненужным, устаревшим, возникает необходимость найти «нравственный идеал». Таким идеалом для писателя Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных ситуациях. Почему Горький выбирает романтический тип героя?

г ерой противопоставляется «толпе»; г ерой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени; н еобычный пейзаж (морской, степной), обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям. Характерные признаки романтического произведения:

Рассказ-размышление о смысле жизни Главный герой- исключительная личность «Старуха Изергиль »

1.Состоит из трех самостоятельных частей. 2.Сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования. 3.Первая и третья части- легенды- противоположны по содержанию. 4.Центральная часть – рассказ о старухе Изергиль. Особенности композиции:

Параметры для сравнения Ларра Данко Внешность «красивый и сильный», «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза» красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня» Жизненная позиция -он не похож на других людей- не хочет жить, «как они», хочет быть свободным, т.е. делать, что хочет, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»; «лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке»; Сравнение двух главных героев.

- «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие,- люди наказывают его за гордыню из своего племени- «наказание ему в нем самом» - «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость Итог жизни ОДИНОЧЕСТВО Послесловие от Ларры осталась только тень, бродящая по степи От гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой Вывод крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям альтруист, выражающий высшую степень любви к людям

антиидеал р омантический идеал

Идеал и антиидеал - два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являлась рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра)- альтруизм (Данко). Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования. АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme от лат. alter - другой) - нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) др. людей. ИНДИВИДУАЛИЗМ (от лат. individuum - особь) - понятие, обозначающее признание приоритета интересов индивида над коллективными или институциональными интересами. Старуха Изергиль

гордыня гордость антигерой герой для себя для людей наказание « награда» ОДИНОЧЕСТВО Ларра Данко Изергиль

Слайд 2

Цель урока.

Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль» Проанализировать легенды о Ларре и Данко Сопоставить главных героев легенд. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Слайд 3

«Мы, кажется, снова хотим грез, красивых вымыслов, мечты и странностей, ибо жизнь, созданная нами, бедна красками, тускла, скучна! Действительность, которую мы когда-то так горячо хотели перестроить, сломала и смяла нас... Что же делать? Попробуем, быть может, вымысел и воображение помогут человеку подняться ненадолго над землей и снова посмотреть на ней свое место, потерянное им. …Он не борется больше, а только приспосабливается.» М. Горький

Слайд 4

Пафос

Эмоциональный настрой, страсть,пронизывающая произведение.

Слайд 5

Романтизм

Творческий метод, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Слайд 6

Романтическое произведение

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Композиция произведения-рассказ с обрамлением

    Легенда о Ларре Рассказ о жизни старухи Изергиль Легенда о Данко

    Слайд 11

    Слайд 12

    Карточка №1 Ларра-отверженный, изгнанный

    Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.Высокое мнение о себе. Гордыня – непомер-ная гордость.

    Слайд 13

    Карточка №2

    Индивидуали́зм (фр. individualisme, от лат. individuum - неделимое) - мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значениеличности, личную независимость. Эгои́зм (от лат. ego - «я») - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм

    Слайд 14

    Слайд 15

    « Данко- один из тех молодых людей, молодой красавец»

    Слайд 16

    Слайд 17

    Карточка №3

    Гумани́зм (от лат. humanitas - человечность, лат. humanus - человечный, лат. homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм). Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter - другой), нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека.

    Слайд 18

    Ларра и Данко

    антиидеал индивидуа-листическое мировоззре-ние эгоист романтиче-ский идеал гуманисти-ческое мировоззре-ние альтруист




    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении