nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Порядок применения бланков строгой отчетности учреждениями здравоохранения. Когда при оказании услуг можно применять бланки строгой отчетности Медицинские центры могут работать по бсо

При оказании медицинских услуг государственные и частные клиники могут применять два типа расчетов — наличный и безналичный. До 2008 года при наличном расчете учреждение было обязано предоставить пациенту чек ККМ. Однако постановлением правительства РФ №359 от 6 мая 2008 года порядок расчетов был упрощен. Сегодня медицинские центры и клиники, в том числе стоматологические, могут обойтись без приобретения контрольно-кассовой машины. В этом случае альтернативой чеку является БСО на медицинские услуги.

Где заказать печать бланков?

Типография «БСО-Принт» предлагает услуги по изготовлению бланков строгой отчетности для организаций, оказывающих медицинскую помощь населению. Наша компания специализируется на работе с БСО, поэтому мы досконально знаем требования, которые предъявляются к данному типу документов. Заказывая БСО на медицинские услуги у нас, вы можете быть уверены, что бланк будет соответствовать всем нормативам и не вызовет нареканий со стороны контролирующих органов.

БСО или бланки строгой отчетности – это, в первую очередь, документ, который подтверждает факт получения оплаты за услуги. Причем оплата может проводиться как наличным расчетом, так и безналичным, то есть, с помощью карты. Можно сказать, что БСО успешно заменяют кассовые чеки.

Если вид деятельности ИП относится к услугам, предполагающим пассажирские перевозки, ветеринарную помощь, оформление страховки, а также туризм, услуги ломбардов и др., то предприниматель может использовать формы БСО, которые утверждены Министерством финансов РФ.

Бланки строгой отчетности на медицинские услуги

При оказании медицинских услуг государственные и частные клиники могут применять два типа расчетов — наличный и безналичный. До 2008 года при наличном расчете учреждение было обязано предоставить пациенту чек ККМ. Однако постановлением правительства РФ №359 от 6 мая 2008 года порядок расчетов был упрощен. Сегодня медицинские центры и клиники, в том числе стоматологические, могут обойтись без приобретения контрольно-кассовой машины. В этом случае альтернативой чеку является БСО на медицинские услуги.

Типография «БСО-Принт» предлагает услуги по изготовлению бланков строгой отчетности для организаций, оказывающих медицинскую помощь населению. Наша компания специализируется на работе с БСО, поэтому мы досконально знаем требования, которые предъявляются к данному типу документов. Заказывая БСО на медицинские услуги у нас, вы можете быть уверены, что бланк будет соответствовать всем нормативам и не вызовет нареканий со стороны контролирующих органов.

Применение и образец БСО

Таким образом, новый тип БСО, с одной стороны, использовать проще: не требуется вести их учет, не должна применяться книга БСО, не должен соблюдаться порядок хранения соответствующих бланков и их инвентаризации. С другой стороны, для использования бланков обязательно нужен интернет. Также потребуется закупать автоматизированные системы, регистрировать их и обеспечивать функционирование.

Изучим для начала то, что представляют собой БСО, что такое бланки строгой отчетности. Данные источники являются документами, которые удостоверяют в соответствии с законодательством РФ получение некоторым хозяйствующим субъектом, например ИП или ООО, денежных средств от физического лица за предоставленные ему на платной основе услуги.

Бланк строгой отчетности

Обязательные реквизиты, которые должны быть указаны в БСО перечислены в статье 3 Положения. Обратите внимание, что бланки, изготовленные типографским способом, также должны обязательно содержать реквизиты, указанные в статье 4 этого же Положения. Однако бланки, изготавливаемые автоматизированными системами не требуют этих реквизитов.

БСО может применяться только при услугах населению. Согласно мнению Минфина РФ, которое неоднократно формулировалось в его письмах до октября 2012 года, к таковым услугам относятся виды услуг, перечисленные в ОКУН. Несмотря на то, что часть этих услуг с точки зрения Гражданского кодекса является работами, по ним все равно применяются бланки строгой отчетности. В октябре 2012 года Минфин поменял свое мнение: в соответствии с письмом от 8 октября 2012 г. № 03-01-15/8-213 применять БСО можно при оказании любых услуг, а не только поименованных в ОКУН.

Бланки строгой отчетности для индивидуальных предпринимателей

Происходит приемка в присутствии назначенной комиссии в день получения документов на предприятие. Проверка документации производится посредством фактической оценки числа бланков и сверки номеров и серий предоставленных бумаг с сопроводительным документом . По итогам инспекции доверенное лицо пишет акт приема БСО. Лишь после его подписи владельцем ИП допускается использование полученных бланков.

Каждый из бланков должен оформляться однозначно, без всяких ошибок или поправок. В случае возникновения опечаток или надобности внесения исправлений, нужно перечеркнуть неправильно заполненный или полностью испорченный документ. Он заносится в Книгу учета бланков за соответствующую порче дату, а затем происходит заполнение нового БСО. Неудачный бланк не выбрасывают! Некоторые вместе с ним даже прикладывают объяснительную, которая объясняет причины порчи документа .

Бланки строгой отчетности

«Потребитель вправе расторгнуть договор на оказание услуги в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о расторжении договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги».

Заявки на бронирование мест по телеграммам, телефонным звонкам, письмам регистрируются в специальном журнале «П» по форме, установленной Приказом Минфина Российской Федерации от 13 декабря 1993 года №121 «Об утверждении форм документов строгой отчетности», содержащей следующие реквизиты:

Бланки строгой отчетности для ООО

Автоматизированная система — устройство, имеющее внешнее сходство с кассовым аппаратом, но с несколько иным набором функций. Система фиксирует, идентифицирует и хранит сведения по всем проведенным с бланками операциям не менее пяти лет, включая серию и уникальный номер БСО.

В нашем сегодняшнем материале мы рассмотрим такие актуальные вопросы, как изготовление БСО для ООО, их применение, хранение и учет до 1 июля 2019 года, а также какие изменения произойдут с июля 2019 года. В нижней части страницы размещена кнопка, по которой читатель может скачать образец бланка строгой отчетности для ООО 2019 года.

Образец бланка строгой отчетности для ООО 2019-2019

  • Согласно ст. 1.1 закона № 54-ФЗ в ред. закона № 290-ФЗ бланки должны формироваться с использованием автоматизированной системы для БСО.
  • Пункт 1 указанной статьи относит данную технику к ККТ.
  • В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 4 закона № 54-ФЗ применять автоматизированные системы возможно только при расчетах за услуги.

«Бланк строгой отчетности для ООО 2019-2019 образец » — как правило, такой интернет-запрос вводят предприниматели и руководители ООО, которые ищут законную альтернативу использованию кассового аппарата. О правилах заполнения бланков строгой отчетности, их учете и хранении расскажем в настоящей статье.

Журнал учета бланков строгой отчетности

Применение в работе БСО должно основываться на Положении №359 от 06.05.2008г. об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без использования ККМ контрольно-кассовой техники. В нем можно найти основную информацию о таких бланках.

Все организации, оказывающие услуги населению, должны использовать в своей работе ККМ или бланки строгой отчетности. Указание на это имеется в ФЗ от 22.05.03 г. №55-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно ему, руководитель фирмы может самостоятельно выбрать наиболее удобный для него способ расчетов с потребителями.

Как использовать бланки строгой отчетности для ИП и ООО

  • их хранить должны в сейфах, в металлических шкафах или в специально отведенных для этого помещениях, и в условиях, которые исключают кражу и порчу бланков;
  • с лицом, на которого возложена обязанность по получению, учету, хранению и по выдаче БСО и по приему наличных средств, должен быть заключен договор о материальной ответственности;
  • в случае не правильного заполнения или порчи БСО при заполнении его не выкидывают, а перечеркивают и прикладывают к Книге учета бланков за тот день, в котором в указанных бланках производились записи;
  • все движение бланков по предприятию – их выдача и поступление – должны фиксироваться в специальной Книге по учету бланков строгой отчетности, в которой должно быть указано кому, в каком количестве, каких номеров и серий и когда были выданы БСО.

В случае самостоятельной разработки бланков следует учесть, что они на основании п. 3 Постановления №359 должны иметь обязательные реквизиты . В таком бланке может быть и больше реквизитов, если это необходимо для отражения специфики оказываемой услуги, но не меньше утвержденного их обязательного перечня:

30 Июл 2018 221

Наша компания (УСН) оказывает медицинские услуги, (только медуслуги) и выписываем квитанции БСО. Хотела бы уточнить бумажные БСО до 1 июля 2018 года компании, оказывающие медицинские услуги населению, смогут ли применять в прежнем порядке, то есть бланки заполнять от руки.

Ответ

До 1 июля 2018 года организации и предприниматели на УСН при оказании услуг населению вправе оформлять БСО по старым правилам:

Заполнять от руки типографские бланки;

Распечатывать БСО из автоматизированной системы.

Распечатывать БСО можно лишь в автоматизированных системах с защитой от несанкционированного доступа. Такие специализированные системы присваивают бланкам уникальный номер и серию (письмо Минфина России от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303).

Изготовить бланки самостоятельно с помощью компьютера и принтера нельзя (п. 3 письма ФНС от 10.09.2012 № АС-4-2/14961@ и п. 3 Письма УФНС по г. Москве от 21.09.2007 № 22-12/091498). Поэтому сейчас самый удобный и дешевый способ получить БСО -- заказать бланки в типографии или купить готовые формы в магазине.

К 1 июля 2018 года вам придется перейти на новые правила (п. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). После этой даты вам разрешено выдавать клиентам только электронные БСО. Это означает, что оформлять бланки придется через специальную автоматизированную систему, которая отправит данные о наличных расчетах в режиме онлайн в налоговую службу. По новым правилам нельзя заполнять БСО от руки на типографских бланках.

Применять БСО разрешается по видам деятельности из Общероссийского классификатора услуг населению

С 2017 года классификатор ОКУН прекратит действовать. Нужно применять новые классификаторы видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и продукции (ОКПД2). Отдельного классификатора услуг не будет.

Утвержденной формы БСО для мед.услуг нет.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение о расчетах наличными без использования ККТ.

Так, документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов без ККТ, в случае оказания услуг населению оформляются на бланках строгой отчетности.

Реквизиты, которые должен содержать соответствующий документ, приведены в п. 3 Положения.

Проверьте, чтобы бланк включал все обязательные реквизиты из пункта 3 Положения № 359

Обязательные реквизиты БСО

Обязательные реквизиты

Наименование документа

Шестизначный номер и серия БСО

Наименование и организационно-правовая форма для организации или ФИО для предпринимателя, выдавших бланк

Юридический адрес организации или ИП, выдавших БСО

ИНН фирмы, предпринимателя

Вид и стоимость услуги населению

Сумма оплаты в рублях

Дата, когда фирма или бизнесмен выдали БСО

Должность и ФИО того, кто принял деньги, подпись

Сокращенное наименование, адрес, ИНН типографии

Номер заказа, когда его типография выполнила, тираж БСО

Как работать с бланками строгой отчетности

Когда вы получаете бланки из типографии, составляйте акт приемки. Попросите расписаться в акте руководителя фирмы или предпринимателя, а также членов комиссии по приемке бланков строгой отчетности (п. 15 Положения № 359).

Затем руководитель организации, предприниматель выбирают ответственного за учет БСО работника, например, кассира. С ним нужно заключить договор о полной материальной ответственности (п. 14 Положения № 359 и ст. 244 ТК РФ).

Как вести бухучет БСО. Стоимость, которую вы заплатили типографии или магазину за бланки строгой отчетности, списывайте в бухучете на расходы (п. 5, 8, 16 ПБУ 10/99). Сделайте следующие проводки:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Бланки строгой отчетности» Кредит 60 (76)

Отражено поступление бланков строгой отчетности;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10 субсчет «Бланки строгой отчетности»

Списаны бланки строгой отчетности в расходы.

Чтобы контролировать остатки БСО, не выданные населению, отразите все бланки за балансом. Для этого сделайте запись по дебету счета 006 «Бланки строгой отчетности». Оцените бланки по условной оценке, например, по 1 руб. за каждый БСО.

БСО, которые кассир выдал населению, отразите по кредиту счета 006.

Операции с бланками необходимо также отражать Книге по учету документов строгой отчетности. Это требование пункта 13 Положения № 359. Обязательной формы такой Книги нет. За основу можете взять образец Книги учета бланков строгой отчетности, приведенную в приказе Минфина России от 30.03.2015 № 52н форма ОКУД 0504045.

Книгу нужно пронумеровать, прошить и подписать у руководителя предприятия и главного бухгалтера, предпринимателя. В налоговой документ не заверяйте. Но инспекторы вправе запросить Книгу во время проверки.

Как выдавать БСО населению. Кассир заполняет бланки, получая от клиентов наличные. Затем кассир выдает бланк покупателю, а себе оставляет копию (корешок, отрывную часть). В конце смены кассир предъявляет эти копии (корешки, отрывные части) старшему кассиру или в бухгалтерию одновременно со сдачей выручки (п. 18 и 20 Положения № 359).

Бланк заполняют четко и разборчиво, исправления в нем не допускаются (п. 10 Положения № 359). Испорченный или неправильно заполненный БСО перечеркивают, но не выбрасывают, а прилагают к книге учета бланков документов за тот день, в котором он заполнялся.

Как хранить БСО. Ответственный за учет БСО работник хранит бланки в металлических шкафах, сейфах или специально оборудованных комнатах, которые ежедневно опечатывают или опломбируют (п. 14 и 16 Положения № 359). Копии и корешки использованных, испорченных бланков нужно упаковывать в опечатанные мешки. Хранить отрывную часть БСО нужно минимум 5 лет со дня использования.

Как уничтожить БСО

После того, как закончится пятилетний срок хранения корешков бланков, уничтожьте их. Но прежде дождитесь, когда истечет месяц со дня последней инвентаризации. Поясним сроки на примере.

Чтобы уничтожить БСО, соберите комиссию и составьте акт об уничтожении бланков. Форму такого акта разработайте самостоятельно (п. 17 и 19 Положения № 359).

Акт об уничтожении

бланков строгой отчетности

от 03.02.2016 № 1

Место составления акта: г. Иркутск

Материально ответственное лицо: кассир Носова О.Р.

На основании приказа ООО «Радуга» от 03.02.2016 № 145 комиссия в составе:

председателя комиссии коммерческого директора Круглова П.Т.

членов комиссии: секретаря Синицыной Н.Т.

бухгалтера Лимоновой А.П.

составила настоящий акт о том, что в соответствии с пунктом 19 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359, за период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 года подлежат уничтожению следующие бланки строгой отчетности:

Наименование бланков строгой отчетности

Единица измерения

Количество

Условная оценка 1 ед., руб.

Общая стоимость, руб.

Причина списания

Испорчен при выписке

Квитанция на оплату ветеринарных услуг

Залиты чернилами

Всего бланков строгой отчетности в количестве шесть штук общей стоимостью по условной оценке шесть руб.

Все перечисленные в настоящем акте бланки строгой отчетности уничтожены 03 февраля 2016 г. в присутствии комиссии путем сжигания.

председателя комиссии: коммерческий директор Круглов Круглов П.Т.

члены комиссии: секретарь Синицына Синицына Н.Т.

бухгалтер Лимонова Лимонова А.П.

Материально ответственное лицо кассир Носова Носова О.Р.

Избавиться от корешков БСО можете следующими способами: порвать вручную, измельчить в шредере, сжечь или передать специализированной организации для уничтожения. В этом же порядке уничтожайте испорченные бланки (п. 19 Положения № 359).

Что это такое

Организации и ИП, оказывающие услуги населению , независимо от выбранной системы налогообложения , имеют право не применять кассовый аппарат , а вместо кассовых чеков выдавать своим клиентам бланки строгой отчетности.

Обратите внимание , выписывать БСО можно только за оказание услуг физлицам и индивидуальным предпринимателям. При расчетах с организациями необходимо выдавать кассовые чеки.

БСО и ОКВЭД2, ОКПД2

Ранее, перед заказом БСО, необходимо было убедиться, что коды вашей деятельности есть в ОКУН (общероссийском классификаторе услуг населению). Но, с 1 января 2017 года на смену этому справочнику введены в действие новые классификаторы – ОКВЭД2 (029-2014) и ОКПД2 (ОК-034-2014) .

В том случае, если нет однозначного понимания, можно ли использовать БСО или нет, лучше всего обратиться в местную налоговую инспекцию и уточнить данный вопрос.

Формы БСО (что к ним относится)

В зависимости от вида оказываемых услуг бланки строгой отчетности могут называться по-разному: квитанции, билеты, путевки, абонементы и т.д. Разными могут быть и формы БСО.

За использование бланков строгой отчетности в предпринимательской деятельности отвечает Постановление Правительства от 06.05.2008 г. № 359 . До принятия этого закона бизнесмены имели право применять только формы БСО, утвержденные Минфином РФ.

На данный момент (2018 год) организации и ИП могут сами разрабатывать ту форму бланка строгой отчетности, которую им будет удобно использовать в деятельности, но при условии, что она будет содержать перечень обязательных реквизитов .

Перечень обязательных реквизитов бланка БСО

  • наименование, серия и шестизначный номер документа;
  • наименование организации или ФИО ИП;
  • местонахождение исполнительного органа юридического лица (для организаций);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации или ИП;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета и составления документа;
  • должность и ФИО лица, ответственного за оформление БСО, его личная подпись, печать организации (ИП);
  • иные реквизиты, характеризующие специфику оказываемой услуги, которыми вправе дополнить БСО организация (ИП).

Для некоторых видов деятельности существуют формы БСО, разработанные государством. В этих случаях собственные бланки применять нельзя :

  • билеты (железнодорожные, авиа, общественный транспорт);
  • услуги предоставления парковок;
  • туристские и экскурсионные путевки;
  • абонементы и квитанции на оплату ветеринарных услуг;
  • залоговые билеты и сохранные квитанции для услуг ломбардов.

Обратите внимание , с 1 июля 2019 года большинству ООО и ИП придется перейти к использованию БСО в новом, электронном формате. Для этого потребуется приобрести специальное автоматизированное оборудование, а именно ККТ, предназначенную для формирования бланков БСО и печати их на бумажных носителях. Новые БСО в электронном виде будут передаваться в налоговую и направляться на электронную почту покупателю (либо в виде смс).

Где купить (заказать печать) БСО

Изготовить бланки строгой отчетности можно двумя способами:

Способ 1. Заказать в типографии (наделенной правом выпускать БСО)

Стоимость БСО в типографии составляет примерно 3 руб. за шт. (но она может быть другой в зависимости от региона, вида бланка и объема тиража). Как правило, в типографиях для каждого вида услуг уже есть разработанные шаблоны БСО (стоимость макета – примерно 100 рублей).

Если ни одна из готовых форм вам не подойдёт, то можно найти бесплатный шаблон в Интернете и принести в типографию свой разработанный бланк.

В дальнейшем вам потребуется вести строгий учет распечатанных бланков. Поэтому перед их изготовлением проверьте, чтобы каждый БСО имел свой уникальный идентификатор, состоящий из серии и шестизначного номера (например, «АА-000001» ).

Для более простого учета, делайте в типографии для каждой новой партии БСО свою серию (она может быть произвольной «АА» , «АБ» и т.д.). Номером бланка будет его порядковый номер в заказе.

Способ 2. Распечатать при помощи автоматизированной системы

Под автоматизированной системой подразумевается устройство внешне похожее на кассовый аппарат, но с несколько другим функционалом.

Такие устройства должны обеспечивать защиту бланков от несанкционированного доступа, а также идентифицировать, фиксировать и сохранять информацию по всем операциям с бланками в течение не менее 5 лет (в том числе уникальный номер и серию).

Купить автоматизированную систему можно примерно за 5 000 рублей в специализированных магазинах, где продают кассовые аппараты. Устройства для печати БСО не относятся к контрольно-кассовой технике, поэтому ставить их на учет в ФНС не нужно.

Обратите внимание , БСО – это документы строгой отчетности, поэтому их нельзя распечатывать на обычном принтере. Также не стоит пользоваться услугами сайтов, предлагающих подготовить «особые» формы бланков, которые можно просто распечатать в домашних условиях.

Преимущества и недостатки БСО

Используя в деятельности бланки строгой отчетности, вы получаете следующие преимущества :

  • не нужно покупать кассовый аппарат (стоимость ККМ от 8 000 рублей);
  • не нужно проводить ежегодное техобслуживание кассового аппарата (стоимость от 10 000 рублей);
  • БСО в отличие от ККМ не нужно регистрировать в налоговой инспекции;
  • при выездной деятельности (фотосессии, свадебные прически и т.д.) проще выписать БСО, чем возить с собой ККМ.

В свою очередь, у бланков строгой отчетности есть свои недостатки :

  • бланки можно использовать только при оказании услуг населению;
  • БСО, напечатанные в типографии, заполнятся вручную, что достаточно неудобно, при большом потоке клиентов;
  • необходимо осуществлять строгий учет БСО и хранить их копии (корешки) в течение 5 лет;
  • периодически необходимо заказывать новые партии бланков.

Учет, хранение, выдача и списание БСО

Одним из важных условий использования БСО является обеспечение их сохранности и ведение правильного учета.

В зависимости от способа изготовления бланки необходимо учитывать по-разному:

Учет бланков изготовленных типографским способом

Бланки, изготовленные в типографии, должен принять работник, ответственный за их хранение, учет и выдачу (либо сам руководитель или ИП). С этим работником должен быть заключен договор о материальной ответственности.

Во время принятия БСО необходимо проверить соответствие фактического количества бланков, а также их серий и номеров с данными, указанными в сопроводительных документах из типографии. После этого нужно составить акт приемки БСО .

Акт должен быть подписан руководителем организации (ИП) и членами комиссии по приемке бланков строгой отчетности. Состав комиссии утверждается соответствующим приказом.

Хранить бланки необходимо в металлических шкафах, сейфах или в специально оборудованных помещениях в условиях исключающих их порчу и хищение.

Контроль над использованием БСО

Контроль над соблюдением правил использования бланков строгой отчетности осуществляют работники Федеральной Налоговой службы. В случае проверки вам необходимо будет предоставить инспекторам на проверку книгу учета БСО или информацию из автоматизированной системы о количестве выпущенных бланков.

Штрафы за невыдачу БСО

За выявление нарушений, связанных с использованием бланков строгой отчетности, а также за невыдачу БСО клиентам предусмотрен штраф по статье 14.5 КОАП РФ:

Также, за несоблюдение порядка и сроков хранения бланков строгой отчетности, для ИП и должностных лиц организаций предусмотрен штраф в размере от 2 000 до 3 000 рублей (статья 15.11 КОАП РФ).

Кроме этого, за отсутствие БСО (как первичного документа) предусмотрена ответственность по статье 120 НК РФ.

"Бухучет в здравоохранении", 2012, N 5

В настоящее время многие учреждения здравоохранения оказывают платные услуги населению. При этом возникает значительное число вопросов о порядке расчетов с населением за оказанные услуги. В данной статье рассмотрен порядок применения бланков строгой отчетности, оформляемых учреждениями здравоохранения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению.

Учреждения здравоохранения предоставляют населению платные медицинские услуги в соответствии с нормами действующего законодательства в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости утверждается руководителем учреждения здравоохранения.

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются учреждениями здравоохранения с применением контрольно-кассовых машин либо бланков строгой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями, в том числе учреждениями здравоохранения, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применяется контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр .

Вместе с тем п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ определено, что организации могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности .

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение N 359), которое устанавливает:

  • порядок осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку;
  • порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности .

Виды документов, оформляемых на бланках строгой отчетности

На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания учреждениями здравоохранения услуг населению следующие документы:

  • квитанции;
  • билеты;
  • проездные документы;
  • талоны;
  • путевки;
  • абонементы;
  • другие документы, приравненные к кассовым чекам.

Реквизиты документов, оформляемых на бланках строгой отчетности

Документы, оформляемые на бланках строгой отчетности, должны содержать следующие реквизиты:

а) наименование документа, шестизначный номер и серию;

б) наименование и организационно-правовую форму организации;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дату осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации;

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация.

В соответствии с Письмами Минфина России от 04.07.2011 N 03-01-15/5-94, от 16.12.2011 N 03-01-15/8-204, разъясняющими Положение N 359, учреждения здравоохранения для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться указанные выше реквизиты . Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минфином России, не требуется.

Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 173н) утверждены типовые формы бланков строгой отчетности, применяемых учреждениями здравоохранения при осуществлении кассовых операций без применения контрольно-кассовой техники .

В Приложении N 1 к Приказу N 173н учетные документы учреждения разделены на две группы по соответствующим классам Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299 (далее - ОКУД) .

Типовые формы документов класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления" ОКУД, применяемых учреждениями здравоохранения при осуществлении кассовых операций без применения контрольно-кассовой техники, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Типовые формы документов, применяемых учреждениями здравоохранения при осуществлении кассовых операций без применения контрольно-кассовой техники

Вид документа Наименование
документа
Порядок применения документа
Первичный
учетный
документ
1. Квитанция (код
формы 0504510)
Квитанция является типовой формой
бланка строгой отчетности и
применяется для оформления приема
наличных денежных средств
уполномоченными учреждениями в
установленном законодательством
порядке лицами от физических лиц
без применения контрольно-кассовых
машин. В случае приема наличных
денежных средств уполномоченное лицо
ежедневно сдает в кассу учреждения
полученные денежные средства при
составлении реестра сдачи документов
с приложением копий квитанций
Регистр
бухгалтерского
учета
2. Книга учета
бланков строгой
отчетности (код
формы 0504045)
В книге учета бланков строгой
отчетности ведется аналитический
учет бланков строгой отчетности
(квитанционных книжек и т.п.) по
видам, сериям и номерам с
указанием даты получения (выдачи)
бланков строгой отчетности, условной
цены, количества, а также подписи
получившего их лица. На основании
данных по приходу и расходу бланков
строгой отчетности выводится остаток
на конец периода
Первичный
учетный
документ
3. Акт о списании
бланков строгой
отчетности (код
формы 0504816)
Акт о списании бланков строгой
отчетности применяется для
оформления решения комиссии
учреждения по поступлению и выбытию
активов о списании бланков строгой
отчетности; для оформления решения о
списании испорченных бланков строгой
отчетности (в том числе при их
заполнении). Акт формируется на
основании Ведомости расхождений по
результатам инвентаризации (форма
0504092), служит основанием для
отражения в бухгалтерском учете
учреждения выбытия бланков строгой
отчетности. Акт подписывается
членами комиссии и утверждается
руководителем учреждения
Регистр
бухгалтерского
учета
4. Ведомость
расхождений по
результатам
инвентаризации (код
формы 0504092)
В процессе инвентаризации бланков
документов составляется ведомость
расхождений по результатам
инвентаризации, в которой
фиксируются установленные
расхождения с данными бухгалтерского
учета: недостачи или излишки по
каждому объекту учета в
количественном и стоимостном
выражении. Ведомость расхождений по
результатам инвентаризации является
основанием для составления Акта о
результатах инвентаризации (форма
0504835)
Первичный
учетный
документ
5. Акт о результатах
инвентаризации (код
формы 0504835)
Акт о результатах инвентаризации
составляется комиссией, назначенной
приказом (распоряжением)
руководителя учреждения. Основанием
для составления акта является
Ведомость расхождений по результатам
инвентаризации (форма 0504092). Акт
подписывается членами комиссии и
утверждается руководителем
учреждения
Регистр
бухгалтерского
учета
6. Инвентаризационная
опись (сличительная
ведомость) бланков
строгой отчетности и
денежных документов
(код формы 0504086)
Инвентаризационная опись
(сличительная ведомость) бланков
строгой отчетности и денежных
документов применяется для отражения
результатов инвентаризации бланков
строгой отчетности и денежных
документов, проведенной в
учреждении. В инвентаризационной
описи путем сопоставления
фактического наличия объекта учета с
данными бухгалтерского учета
выявляются расхождения.
Инвентаризационная опись
составляется комиссией учреждения по
видам документов и материально
ответственным лицам с указанием
места проведения инвентаризации,
распиской материально ответственного
лица. В ней отражаются: наименование
и код бланков строгой отчетности,
единица измерения; сведения о
фактическом наличии (цена,
количество); сведения по данным
бухгалтерского учета (количество,
сумма); сведения о результатах
инвентаризации (по недостаче и по
излишкам - количество и сумма).
Инвентаризационная опись
подписывается председателем и всеми
членами комиссии учреждения,
осуществляющей инвентаризацию

Учреждения здравоохранения могут изготавливать бланки строгой отчетности типографским способом или формировать их с использованием автоматизированных систем (табл. 2).

Таблица 2

Способы изготовления бланков строгой отчетности

Изготовление бланков документов
типографским способом
Формирование бланков документов с
использованием автоматизированной
системы
Изготовленный типографским способом
бланк документа должен содержать
сведения об изготовителе бланка
документа (сокращенное наименование,
идентификационный номер
налогоплательщика, место нахождения,
номер заказа и год его выполнения,
тираж).
Бланк документа должен заполняться
четко и разборчиво, исправления не
допускаются.
Испорченный или неправильно
заполненный бланк документа
перечеркивается и прилагается к
книге учета бланков документов за
тот день, в котором они заполнялись.
Дублирование серии и номера на
бланке документа не допускается, за
исключением серии и номера,
наносимых на копию (отрывные части)
бланка документа
Для одновременного заполнения бланка
документа и выпуска документа должно
обеспечиваться выполнение следующих
требований:
а) автоматизированная система должна
иметь защиту от несанкционированного
доступа, идентифицировать,
фиксировать и сохранять все операции
с бланком документа в течение не
менее 5 лет;
б) при заполнении бланка документа и
выпуске документа автоматизированной
системой сохраняются уникальный
номер и серия его бланка.
Организации по требованию налоговых
органов обязаны представлять
информацию из автоматизированных
систем о выпущенных документах

Автоматизированные системы, формирующие бланки строгой отчетности, не являются контрольно-кассовой техникой, в связи с чем регистрация их в налоговых органах не требуется. Это отмечается в Письмах Минфина России от 06.03.2009 N 03-01-15/2-96, от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285 .

Вместе с тем в Письме Минфина от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43 указано, что по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, то есть обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа . В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утверждает технические характеристики и параметры функционирования контрольно-кассовой техники, которые содержат качественные и количественные нормы, определяющие технические свойства и технические условия функционирования контрольно-кассовой техники . Соответствие автоматизированной системы, формирующей бланки документов, данным требованиям должно подтверждаться технической документацией по формированию, заполнению и печати бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. Поскольку в Положении N 359 речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может.

Следует отметить, что в случае использования автоматизированной системы печатать чистые бланки строгой отчетности (про запас) нельзя. Автоматизированная система должна обеспечить одновременное формирование бланка и выход документа. В заполненном бланке остается поставить подпись лица, ответственного за заполнение документа, и печать медицинского учреждения.

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, за исключением следующих случаев:

  • нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти установлен иной порядок заполнения бланка документа;
  • все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа;
  • все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.

Обеспечение сохранности бланков строгой отчетности

Согласно п. 14 Положения N 359 руководитель учреждения здравоохранения создает условия, обеспечивающие сохранность бланков документов. Для этого он заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, договор о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как правило, операции по приему, учету, выдаче и хранению бланков строгой отчетности осуществляет бухгалтер-кассир.

Порядок документального учета бланков строгой отчетности

В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" учреждение здравоохранения обязано обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности .

Приемка изготовленных в типографии бланков строгой отчетности производится по накладной и счету типографии представителем заказчика по доверенности.

Бланки строгой отчетности, поступившие в учреждение здравоохранения, принимаются материально ответственным за них работником в присутствии комиссии, образованной руководителем организации. Приемка производится в день поступления бланков документов. При приемке проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляется акт приемки бланков строгой отчетности (п. 15 Положения N 359). Приказом N 173н форма данного акта не утверждена. Поэтому акт приемки бланков строгой отчетности разрабатывается учреждением здравоохранения самостоятельно, утверждается руководителем организации и является основанием для принятия бланков документов на учет.

На основании п. 13 Положения N 359 учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков строгой отчетности (код формы 0504045). Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) учреждения здравоохранения, а также скреплены печатью (штампом).

В книге учета регистрации бланков строгой отчетности отражается только движение типографских бланков. Испорченный или неправильно заполненный типографский бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором он заполнялся.

Согласно п. 337 Инструкции N 157н внутренние перемещения бланков строгой отчетности в учреждении здравоохранения отражаются на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и (или) места хранения. В качестве такого оправдательного документа может выступать:

  • Акт передачи бланков строгой отчетности (разрабатываемый учреждением здравоохранения самостоятельно);
  • Требование-накладная (код формы 0315006, класс документа 03 "Унифицированная система первичной учетной документации" по ОКУД). Данная типовая межотраслевая форма N М-11 утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" .

Выбытие бланков строгой отчетности при их оформлении (выдаче), передаче иному юридическому лицу, ответственному за их оформление (выдачу), а также в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи, принятием решения об их списании (уничтожении) производится на основании акта (акта приема-передачи, акта о списании) по стоимости, по которой бланки строгой отчетности были ранее приняты к учету (п. 337 Инструкции N 157н). Приказом N 173н утверждена форма Акта о списании бланков строгой отчетности (код формы 0504816).

Порядок осуществления учреждениями здравоохранения наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники

Оплата услуг учреждения здравоохранения может осуществляться населением наличными денежными средствами, с использованием платежной карты, путем смешанной оплаты. Порядок применения учреждениями здравоохранения бланков строгой отчетности при осуществлении расчетов без использования контрольно-кассовой техники представлен в табл. 3.

Таблица 3

Порядок применения бланков строгой отчетности при осуществлении расчетов без использования контрольно-кассовой техники

Оплата услуг наличными денежными
средствами
Оплата услуг с использованием
платежной карты
При оплате услуг наличными денежными
средствами уполномоченное лицо
учреждения здравоохранения:
1) заполняет бланк документа, за

2) получает от клиента денежные
средства;
3) называет сумму полученных
денежных средств и помещает их
отдельно на виду у клиента;

места для личной подписи);
5) называет сумму сдачи и выдает ее
клиенту вместе с документом, при
этом бумажные купюры и разменная
монета выдаются одновременно
При оплате услуг с использованием
платежной карты уполномоченное лицо
учреждения здравоохранения:
1) получает от клиента платежную
карту;
2) заполняет бланк документа, за
исключением места для личной подписи
(при наличии такого реквизита);
3) вставляет платежную карту в
устройство для считывания информации
с платежных карт и получает
подтверждение оплаты по платежной
карте;
4) подписывает документ (при наличии
места для личной подписи);
5) возвращает клиенту платежную
карту вместе с документом и
документом, подтверждающим
совершение операции с использованием
платежной карты

При осуществлении смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты, выдача документа и сдачи, а также возврат платежной карты производятся одновременно.

Бланки строгой отчетности следует выдавать непосредственно в момент осуществления денежных расчетов (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по делу N 17АП-12789/2009-АК). Это положение справедливо и для предоплаты .

Порядок формирования учетной политики учреждения здравоохранения в части бланков строгой отчетности

Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее - Инструкция N 157н) .

С 2011 г. государственные (муниципальные) учреждения при организации бухгалтерского учета применяют способы и правила, установленные Инструкцией N 157н. Согласно п. 6 Инструкции N 157н государственные (муниципальные) учреждения должны формировать учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

О необходимости самостоятельного формирования учетной политики организации говорится и в ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) . Следует отметить, что указанный документ утрачивает силу с 01.02.2013 в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), в котором учетной политике организации посвящена отдельная статья . В соответствии со ст. 8 Закона N 402-ФЗ экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с п. 6 Инструкции N 157н актами государственного (муниципального) учреждения, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Статьей 120 ГК РФ определено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера . В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" такие учреждения признаются государственными, муниципальными учреждениями (далее - Закон N 7-ФЗ) . Типами государственных, муниципальных учреждений являются автономные, бюджетные и казенные.

Медицинские учреждения могут быть созданы как автономные, бюджетные и казенные. Однако следует учитывать, что в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть созданы в виде казенных учреждений .

На основе Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции N 157н сформированы отдельные планы счетов и инструкции для каждой организационно-правовой формы государственных, муниципальных бюджетных учреждений:

  • Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н) - применяется казенными учреждениями здравоохранения ;
  • Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н) - для бюджетных учреждений здравоохранения ;
  • Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 183н) - для автономных учреждений здравоохранения .

В соответствии с указанными в данном разделе статьи документами, в рамках формирования учетной политики для целей организации и ведения бухгалтерского учета учреждение здравоохранения в разделе "Организация бухгалтерского учета" учетной политики может утвердить:

  • перечень бланков строгой отчетности;
  • перечень лиц, ответственных за хранение бланков строгой отчетности и имеющих право на их использование.

В рамках формирования учетной политики учреждение самостоятельно выбирает один из следующих методов оценки бланков строгой отчетности (п. 337 Инструкции N 157н):

  • в условной оценке: один бланк - один рубль;
  • по стоимости приобретения бланков.

Порядок учета бланков строгой отчетности на счетах бухгалтерского учета

Согласно п. 337 Инструкции N 157н для учета находящихся на хранении и выдаваемых в рамках хозяйственной деятельности учреждения бланков строгой отчетности предназначен забалансовый счет 03 "Бланки строгой отчетности". Использование отдельного счета способствует обеспечению контроля за сохранностью бланков строгой отчетности, своевременному оформлению документов на их поступление и выбытие, а также получению полной информации о наличии таких бланков.

Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения в условной оценке: один бланк - один рубль, а в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики, - по стоимости приобретения бланков.

Внутренние перемещения бланков строгой отчетности в учреждении отражаются по забалансовому счету 03 "Бланки строгой отчетности" на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и (или) места хранения.

Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков строгой отчетности в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц и мест хранения в Книге учета бланков строгой отчетности (код формы 0504045).

К счету 03 "Бланки строгой отчетности" для учета расчетов с населением за оказанные платные услуги без использования контрольно-кассовой техники рабочим планом счетов учреждения здравоохранения можно предусмотреть открытие следующих счетов:

  • 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе";
  • 03-2 "Бланки строгой отчетности в кассе".

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, оплата договоров на приобретение и изготовление бланков строгой отчетности осуществляется по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (Классификации операций сектора государственного управления) . Для того чтобы принять произведенные расходы к учету и доказать факт их оплаты, учреждение здравоохранения должно иметь документ, подтверждающий факт оплаты товара, а именно: кассовый чек, или квитанцию к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.

В табл. 4 приведена корреспонденция счетов по учету бланков строгой отчетности в бухгалтерском учете казенных, бюджетных и автономных учреждений здравоохранения в соответствии с Инструкциями N 162н, N 174н, N 183н.

Таблица 4

Корреспонденция счетов по учету бланков строгой отчетности в бухгалтерском учете казенных, бюджетных и автономных учреждений здравоохранения

Наименование
операции
Казенные учреждения
здравоохранения
Бюджетные учреждения
здравоохранения
Автономные учреждения
здравоохранения
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
Перечислены
авансовые
платежи за
изготовление
бланков
строгой
отчетности
2 206 26 560 2 201 11 610
2 201 21 610
2 206 26 560 2 201 11 610 2 206 26 000 2 201 21 000
2 201 11 000
Отражены
затраты по
приобретению
бланков
строгой
отчетности
2 109 61 226 2 302 26 730 2 109 60 226 2 302 26 730 2 109 60 226 2 302 26 000
Получены
бланки
строгой
отчетности на
склад
03-1 03-1 03-1
Зачет
авансовых
платежей за
изготовление
бланков
строгой
отчетности
2 302 26 830 2 206 26 660 2 302 26 830 2 206 26 660 2 302 26 000 2 206 26 000
Произведен
окончательный
расчет с
поставщиком
за
изготовление
бланков
строгой
отчетности
2 302 26 830 2 201 11 610
2 201 21 610
2 302 26 830 2 201 11 610 2 302 26 000 2 201 21 000
2 201 11 000
Передача
бланков
строгой
отчетности со
склада в
кассу
03-2 03-1 03-2 03-1 03-2 03-1
Поступили
денежные
средства от
населения за
реализованные
услуги
2 201 34 510 2 205 31 660 2 201 34 510 2 205 31 660 2 201 34 000 2 205 30 000
Списаны с
забалансового
учета
выданные
населению из
кассы бланки
строгой
отчетности
03-2 03-2 03-2
Списаны
испорченные,
уничтоженные
бланки
строгой
отчетности
03-2 03-2 03-2

Порядок хранения бланков строгой отчетности в учреждении здравоохранения

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" учреждения здравоохранения обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .

Пунктом 16 Положения N 359 установлено, что бланки строгой отчетности хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опломбировывается.

Упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), хранятся в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки документов (ст. 19 Положения N 359).

Инвентаризация бланков строгой отчетности

Инструкцией N 157н установлено, что все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах государственного (муниципального) учреждения, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

Инвентаризация бланков документов строгой отчетности осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 . Пунктом 3.41 данных Методических указаний определено, что проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Согласно п. 17 Положения N 359 инвентаризация бланков строгой отчетности осуществляется в учреждениях здравоохранения в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств.

При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков документов проверяется наличие печати организации и подписи главного бухгалтера (бухгалтера) на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных книжек с квитанциями (сброшюрованных бланков), а также наличие копий документов (корешков документов), отсутствие в них исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях (корешках документов), суммам, отраженным в кассовой книге.

В процессе инвентаризации бланков строгой отчетности составляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (код формы 0504092), на основании которой составляется Акт о результатах инвентаризации (код формы 0504835).

Ответственность за неприменение бланков строгой отчетности при осуществлении учреждениями здравоохранения кассовых операций

Если учреждение здравоохранения оказывает услуги населению и, принимая оплату, не использует ККТ, то оно обязано в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ выдавать покупателям документ, оформленный на бланке строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку. В случае невыдачи указанных документов учреждение здравоохранения могут оштрафовать за наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, то есть за нарушение кассовой дисциплины.

За невыдачу бланка строгой отчетности учреждение здравоохранения несет ответственность по п. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ . Так, неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влекут предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.;
  • на юридических лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

В заключение отметим, что при оказании платных услуг населению учреждения здравоохранения в соответствии с действующим законодательством могут не использовать контрольно-кассовую технику при условии выдачи бланков строгой отчетности. Для обеспечения правильности ведения бухгалтерского учета учреждениям здравоохранения необходимо соблюдать порядок применения бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  3. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43.
  4. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.03.2009 N 03-01-15/2-96.
  5. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285.
  6. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 04.07.2011 N 03-01-15/5-94.
  7. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2011 N 03-01-15/8-204.
  8. Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями".
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
  11. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по делу N 17АП-12789/2009-АК.
  12. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
  13. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
  14. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
  15. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
  16. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
  17. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
  18. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
  19. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  20. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
  21. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
  22. Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
  23. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
  24. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
  25. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

О.В.Мироненко

кафедры бухгалтерского учета

Костромского государственного

технологического университета

О.Ю.Быстрова

кафедры маркетинга

Костромского государственного

технологического университета




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении