nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

История развития гигиены за рубежом презентация. История развития гигиены. Полномочия должностных лиц

Гигие на (от др. -греч. ὑγιεινή «здоровая» , из ὑγίεια «здоровье») - наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия. Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения - факторы среды и реакцию организма человека, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук.

Греция Большая роль в развитии гигиенических знаний принадлежит врачам античной Греции. Основоположник научной медицины Гиппократ, обобщая знания и опыт лечебной медицины, делает попытку определить в трактате «О воздухах, водах и местностях» роль и значение чистого воздуха, воды, почвы для здоровья и деятельности человека. Он пишет, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы исполнять свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает

Рим В Римском государстве осуществлялись такие крупные общественные санитарно-технические мероприятия, как строительство городских водопроводов и канализации. Например, в самом Риме было 14 больших и около 20 мелких водопроводов, доставлявших в город за десятки километров до 1, 5 млн. м 3 горной ключевой воды в год.

В средние века (VI-XIV) вместе с упадком древних государств и древней античной культуры были забыты и многие положения гигиены. Феодализм с его раздробленностью государств, постоянными междоусобицами, войнами и грабежами тормозил развитие науки вообще и гигиенических знаний в частности. Христианская религия, распространившаяся к тому времени в Европе, также не способствовала прогрессу гигиены, так как проповедовала аскетизм и самоотречение, объявляла заботу о теле и здоровье делом второстепенным и даже греховным.

Лишь отдельные очаги науки и культуры продолжали хранить и развивать наследие ученых древности. С IX века в Италии (Салерно) существовал университет, в котором идеи Гиппократа и Галена получили широкое развитие. На Востоке выдающуюся роль в развитии медицины сыграл знаменитый ученый Абу-Али ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценны (980 - 1037). Он разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ, одежды, указал на возможность распространения болезней через почву и воду.

XV и XVI века ознаменовались зарождением капиталистического способа производства, что повлекло за собой развитие наук и искусств, в том числе и современного естествознания. Медицина, преодолевая религиозные, схоластические представления о болезни и ее причинах, о функции и строении организма, становится на научный путь развития. Врач и химик Парацельс (1493 -1541) изучает болезни обмена веществ, профессиональные заболевания горнорабочих, ранения и вопросы медицинской химии. Врач и астроном Джироламо Фракасторо (1478 - 1553) обобщает наблюдения над путями распространения инфекций и пишет трактат "О заразных болезнях" (1546), а врач Бернардино Рамаццини (1633 - 1714) - трактат о болезнях, обусловленных профессиями людей (1700). Прусский пастор Зюссмильх в 1742 г. выпустил свой "Божественный порядок в изменениях человеческого рода", положивший начало медикосанитарной статистике и демографии.

В 1788 году выходит первое капитальное шеститомное сочинение по всем вопросам общественной гигиены Петера Франка (1745 - 1821) "Полная система медицинской полиции", а в 1796 ггоду - "Макробиотика" Х. В. Гуфеланда - - по всем вопросам личной гигиены. В этих двух книгах подводится итог эмпирическому, созерцательному периоду развития гигиены, основанному на житейском опыте.

Дальнейший прогресс науки, общественной жизни и культуры выдвинул новые задачи перед гигиенической наукой и практикой. Для их решения потребовались научно обоснованные положения, базирующиеся на точных исследованиях и эксперименте…

Первыми крупными сочинениями, отвечающими этим требованиям, было руководство по гигиене Мишеля Леви, вышедшее в 1844 году в Париже, и руководство по экспериментальной гигиене английского врача Э. Паркса (1819 - 1876), опубликованное в 1854 году в Лондоне. Дальнейшее развитие экспериментальное направление получило в трудах и практической деятельности выдающегося ученого Макса Петтенкофера (1818 -1901) и созданной им школы гигиенистов. Его многочисленные методические работы по исследованию отдельных элементов внешней среды (воды, воздуха, пищи, почвы) превратили гигиену в точную науку и отвечающую насущным потребностям жизни людей санитарную практику. В 1865 г. на медицинском факультете Мюнхенского университета Петтенкофер организует первую в истории медицины кафедру гигиены.

К этому времени относится деятельность таких крупных ученых микробиологов, физиологов и гигиенистов, как Луи Пастер (18221895), Роберт Кох (1843 -1910), Карл Фойт (1831 -1908), Уилбур Этуотер (1844 -1907), Макс Рубнер (1854 -1932) и других. Их открытия в области микробиологии (Л. Пастер, Р. Кох), исследования качественной и количественной стороны питания, нормирования калорийности пищи (К. Фойт), энергетического обмена и преобразования питательных веществ (У. Этуотер, М. Рубнер) заложили научную основу гигиены как профилактической медицинской дисциплины. В дальнейшем гигиена на Западе развивалась в основном в эпидемиологическом и санитарнотехническом направлениях и во многом потеряла свою общественную значимость.

В России зачатки эмпирических знаний гигиены возникли очень давно - еще в Киевской и Новгородской Руси. В трактате о быте зажиточной русской семьи "Домострое" много внимания уделяется чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами.

Позже, с началом формирования Московского государства, возникла потребность в научных медицинских знаниях и врачебных кадрах. Аптекарский приказ, основанный в начале XVII столетия для медицинского обслуживания московского царя, его семьи и приближенных, начинает распространять свою деятельность на все государство и прежде всего на войско. В 1615 г. вводится должность полкового врача. При Петре I Аптекарский приказ переименован в Медицинскую канцелярию и во главе ее поставлен врач.

Издается ряд указов об охране здоровья населения, в частности, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных условиях на суконных фабриках ("Регламент", 1741), об обязательном извещении в случае заразных болезней ("Наказ губернаторам и воеводам", 1743).

В 1786 году появляется первое русское руководство по военной гигиене военноморского врача А. Бахерахта (1724 - 1806). В этом руководстве сформулированы основные требования к условиям жизни военнослужащих: ". . . добрый покой, добрая пища, свежий и сухой воздух, достаточная одежда, телесным силам соразмерное движение и работа, довольное отдохновение ночью, удаление от пьянства. Поддержание такого порядка должно быть неотлагательное в начатии, усердное и беспрерывное".

В 1797 году на врачей был возложен медико-полицейский надзор за доброкачественностью съестных припасов, состоянием казарменных помещений и общим санитарным состоянием войск. Большое внимание гигиеническим вопросам в армии уделял великий русский полководец А. В. Суворов. Из 7 условий победы, перечисленных в "Науке побеждать", три относятся к состоянию здоровья солдата (чистота, здоровье, опрятность). "Иметь ежевременное попечение о соблюдении паче здоровья здоровых" - приказывал он своим подчиненным.

В 1813 г. издается вторая русская книга по гигиене "Карманная книга по военной гигиене, или замечания о сохранении здоровья русских солдат", написанная доктором медицины и хирургом Медикохирургической академии И. Энегольмом (1764 - 1838). В ней даны подробные указания о сбережении здоровья солдат в мирное и военное время, в том числе и рациональные меры профилактики цинги.

К этому же времени относится деятельность М. Я. Мудрова (1776 -1831), профессора терапии медицинского факультета Московского университета, читавшего курс военной гигиены. В 1809 г. вышла в свет в виде отдельной книги его знаменитая актовая речь под названием "Слово о пользе и предметах военной гигиены или науки о сохранении здоровья военнослужащих". "Военная гигиена говорится в этой книге - полезна каждому, начиная от унтер-офицера до генерала, чтобы беречь свое и своих подчиненных здоровье и учить их сохранять оное". И далее: "Полковых лекарей и дивизионных докторов должность есть не столь лечить, сколько предупреждать болезни, а тем более учить солдат беречь свое здоровье. Сытые и здоровые солдаты суть храбры, в трудах неутомимы и, следовательно, непобедимы". Матвей Мудров считается одним из первых ученых-медиков России, серьезно занимавшихся вопросами гигиены и преподаванием ее в виде отдельного курса в высшей школе.

Большой вклад в практическую часть военной гигиены внес видный организатор медицинской службы русской армии генерал-штаб-доктор Роман Четыркин (1797 - 1865). Им и под его руководством написан ряд наставлений о профилактическом и лечебном обеспечении войск, в том числе "Наставление по части практической военно -медицинской полиции", "Опыт военномедицинской полиции, или правила к сохранению здоровья русских солдат в сухопутной службе". При нем вводятся систематические медицинские осмотры нижних чинов, контроль за размещением войск в казармах, контроль врачей за питанием и водоснабжением.

Однако эти устремления передовых деятелей русской военной медицины и военных начальников не могли дать должного эффекта в условиях царского самодержавия и при существовавшем уровне материальной обеспеченности населения и войск. Заболеваемость цингой, инфекционными и неинфекционными болезнями была очень высока. Потери от болезней во время войн намного превосходили потери от оружия.

Основоположники отечественной клинической медицины прогрессивно мыслящие врачи того времени Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов и другие указывали, что наиболее успешным методом борьбы с такой высокой заболеваемостью является профилактика, базирующаяся на научных гигиенических знаниях. В этот период в Медико-хирургической академии начал обсуждаться вопрос об улучшении профилактической подготовки врачей и об организации в связи с этим самостоятельной кафедры гигиены. Гигиена в виде самостоятельного курса преподавалась с момента организации академии, то есть с 1798 года Этот курс под названием "Медицинская полиция", а с 1835 года - "Медицинская полиция и гигиена" входил в состав так называемой судной науки, впоследствии судебной медицины.

Необходимость учреждения самостоятельной кафедры в академии сознавали многие ее прогрессивные деятели. Еще в 1805 году Петер Франк (в то время начальник академии) в проекте реорганизации академии предусмотрел выделение гигиены в самостоятельную кафедру. Однако это предложение тогда не было реализовано. Вновь вопрос о создании самостоятельной кафедры гигиены был поднят в 1862 году профессорами Я. А. Чистовичем, С. П. Боткиным и Н. Ф. Здекауером. В 1864 году конференция академии поддержала это предложение, а в 1865 году после его утверждения был объявлен конкурс на замещение должности профессора кафедры гигиены. Однако из-за трудности условий конкурса лишь в 1871 году на эту должность был избран приватдоцент академии Алексей Петрович Доброславин (1842 -1889), который в том же году прочитал вступительную лекцию первого самостоятельного курса на кафедре общей, военно-сухопутной и военно-морской гигиены. С этого момента начала существовать кафедра гигиены в академии, первая в России.

Наше время… В настоящее время гигиена тесно взаимосвязана с общей экологией и экологией человека. Часто гигиена и экология человека занимаются общими вопросами (например, вопросы демографии). Но есть существенное различие - экология не изучает отдельного индивидуума и не разрабатывает мероприятия по улучшению его жизни и здоровья. Стоит отметить также, что Российские экологические нормативы - ПДВ и ПДС, в настоящее время рассчитываются исходя из гигиенических нормативов - ПДК.

«Гигиена кожи, одежды» - Состав слюны. Поддержание чистоты всего тела. Руки человека. Гигиена тела. Область медицины. Личная гигиена. Интимный туалет. Гигиена. Зубы. Обувь. Гигиена волос. Одежда.

«Правила личной гигиены для детей» - Обучающиеся. Знакомство с рефератами. Этапы реализации проекта. Формирование проблемы. Направления работы. Критерии оценивания презентации. Чисти зубки каждый день. Критерии оценивания реферата. Создание таблицы под руководством учителя. Приглашаем к сотрудничеству. Правила личной гигиены. Личная гигиена.

«Личная гигиена человека» - Правильное приготовление. Суточное распределение рациона. Болезнетворные микроорганизмы. Рацион. Обеззараживание квартиры. Личная гигиена. Кровяные инфекции. Соблюдение чистоты тела. Чистота. Своевременно изолировать больных. Инфекции дыхательных путей. Гигиена жилища. Инфекция наружных покровов. Вода.

«Личная гигиена школьника» - Мы такие разные. Личная гигиена. Судороги. Скифские женщины, например, мылись порошком из древесины кипариса. Красная глина. Мята. Баня моет, баня греет, хворь, недуги одолеет. Почему не рекомендуется умываться холодной водой. Гигиена школьника. Правила, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

«Гигиена девочки до года» - Наружные половые органы. Причина-повышение уровня ПРЛ, ГР. Стадии развития молочных желез у девочек по таннеру. Анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы девочек. Нагрубание молочных желез (физиологическая мастопатия). После подмывания, купания – выкладывание на спинку на 10-15 мин.

«История гигиены» - Область науки, в частности медицины. Угадай пословицы народов мира. Духи и косметика. Синквейн «Гигиена». Возрождение несомненно внесло свежесть в мысли. Пословицы народов мира. Медицина. История развития гигиены. Блохи, клопы и вши. Гигиена. Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно.

Всего в теме 25 презентаций

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ» ПОДГОТОВИЛА САЛПАГАРОВА М.Д. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ «ГИМНАЗИЯ №9» ГОРОДА ЧЕРКЕССКА

2 слайд

Описание слайда:

Сегодня никто даже не задумывается, нужно ли вымыть руки, придя с улицы, никто не сомневается по поводу необходимости ежедневно мыться, убирать квартиру, устранять пыль и грязь. Однако так было не всегда. Существовали временные периоды, когда люди совершенно не придавали таким вещам значения. Поэтому история развития гигиены как науки имеет длинные корни, уходящие в глубокое прошлое. Вплоть до начала 18-го века человек мог за всю свою жизнь ни разу не погрузиться в воду. Многие люди полагали, что купание - это нездоровая вещь, а «замачивание» своего тела в воде, особенно горячей, позволяет различного рода болезням и инфекциям проникать в организм. Даже если человек всё же решался принять ванну, то он делал это в одежде! Эта традиция сохранялась вплоть до конца 19-го века.

3 слайд

Описание слайда:

История возникновения и развития гигиены Гигиена - медицинская наука (гигиенистика), изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей. В первых научных трудах принадлежащих знаменитому врачу древности Гиппократу (460-377г. до н.э.), таких как "О воде, воздухе и местностях" он писал, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы выполнить свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает.

4 слайд

Описание слайда:

На Востоке выдающуюся роль в развитии медицины и изучении влияния внешней среды на здоровье сыграл знаменитый ученый Абу-Али ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценны. Он разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ, одежды, правильном питании, уходе за детьми и т.п. Он впервые указал на возможность распространения болезней через почву и воду.

5 слайд

Описание слайда:

Периоды развития Период - древний - Египет, Иудея, Греция и Рим. Этот период характеризуется практической направленностью гигиены.

6 слайд

Описание слайда:

В Моисеевом законодательстве уже имеются правила индивидуальной профилактики (режим питания, половая гигиена, изоляция заразных больных и пр.), контроль за выполнением таких правил соответственно возлагался на священников.

7 слайд

Описание слайда:

В Греции упор делали в основном в области физической культуры, укрепления физических сил и красоты, и правил диететики. В это же время в Греции возникают предпосылки к возникновению санитарных мероприятий, которые уже не являются личной гигиеной и преследуют цель оздоровления уже целых групп населения. К примеру, в городах строили санитарно-технические сооружения для водоснабжения, удаления нечистот.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Период средневековья - гигиена приостановила своё развитие. Эпидемии и пандемии чумы, натуральной оспы, сыпного тифа, гриппа, сифилиса опустошавшие страны сводили на нет тогдашние слабо развитые гигиенические достижения. Низкий уровень жизни и быта, социальные неравенства и бесконечные войны способствовали развитию эпидемий и пандемий. Этому способствовал и крайне низкий уровень санитарной культуры и просвещения.

10 слайд

Описание слайда:

В России Пётр I прививает санитарную культуру. Вместо Аптекарского приказа создает Медицинскую канцелярию, издает указы по охране здоровья населения и войск, был организован надзор за санитарным режимом в казармах, за питанием и водоснабжением войск. Адам Олеарий - дипломат и путешественник говорил, что Русские бани потрясли его до глубины души. В этом он, как и многие другие приезжие иностранцы, увидел, впрочем, не тягу русских к чистоплотности, а некий национальный мазохизм. Это же надо: самому залезть в такую жару, позволять себя хлестать там какими-то розгами, а потом прыгать в снег, а то и в прорубь! Явно русские столь жестокосердным образом изгоняют из себя Диавола.

11 слайд

Описание слайда:

У нас школьников тоже есть своя гигиена - гигиены труда детей и подростков.

Департамент Здравоохранения города Москвы Государственная бюджетная профессиональная образовательная организация Медицинскийколледж №6
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ КАК
НАУКИ
работу выполнила
студентка 2С 1 группы
Макарова Алёна
преподаватель – Маликова Наталья Анатольевна

Цель

Познакомиться с историей развития
гигиены как науки

Задачи

Дать определение понятию «Гигиена»
Рассказать об учёных, которые внесли
вклад в развитие гигиены как науки
Проследить основные этапы развития
гигиены как науки

Гигиена

Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности
воздействия на организм факторов окружающей среды с целью
предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей
среды. Она изучает влияние факторов внешней среды на
здоровье человека, его работоспособность и
продолжительность жизни, разрабатывает мероприятия,
направленные на оздоровление населенных мест.

Развитие гигиены как науки можно
разбить на несколько периодов,
отражавших влияние социальных и
экономических условий каждой эпохи.

Первый период -
древняя история
(гигиена Египта, Иудеи,
Греции, Рима, Индии,
Китая). У народов этих
стран наблюдались
попытки создания
благоприятных условий
для здоровья людей. В
древнем мире гигиена
имела
преимущественно
практическое
направление.

Первые дошедшие до
нас гигиенические
трактаты - «О
здоровом образе
жизни», «О воздухах,
водах и местностях» -
принадлежат
основоположнику
античной медицины
Гиппократу (ок. 460 до
н.э. между 377 и 356 до
н.э.). В этих работах
дана опенка
гигиенического влияния
различных факторов на
здоровье.

Второй период - Средние века (VL-XIV вв.) - эпоха забвения
всех гигиенических требований. Примитивная жизнь того
времени, крепостничество, феодализм и беспрерывные войны
давали почву для развития бесконечных эпидемий и пандемий.
Пандемия чумы - «черная смерть» - в XIV в. унесла в Европе
25 млн. жизней.

Отечественная гигиена в значительной мере развивалась
самостоятельным путем. Многие санитарные мероприятия были
осуществлены в России раньше, чем на Западе. Так, уже в XI в.
в Новгороде существовал общественный водопровод, мощение
улиц в Пскове проводилось в XII в., тогда как в Западной Европе
эти новшества появились на 300 лет позднее.

Третий период - эпоха
Возрождения (XV-XVI
вв.) - характеризуется
некоторым оживлением
интереса к гигиене, в
частности, к
профессиональной
гигиене. Научный
трактат итальянского
врача Бернардино
Рамаццини (1633-
1714) «Рассуждения о
болезнях
ремесленников»
является первым
сочинением в этой
области.

М.В. Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.)

Указывает, что плохое
питание является одной
из основных причин
плохого здоровья
населения России,
ставит вопрос о
необходимости
государственного
подхода к организации
правильного питания
населения.

Четвёртый период - вторая половина XIX в. Наибольший
расцвет гигиены начался в этот период. Поводом к этому
послужили рост крупных промышленных городов и
сосредоточение на их территории значительного числа рабочих,
не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных
условиях, вследствие чего намного возросла опасность
эпидемических заболеваний.

Огромную роль в
становлении гигиенической
науки сыграл немецкий
ученый Макс Петтенкофер,
который по праву считается
ее основоположником. Он
основал первую
гигиеническую кафедру при
медицинском факультете
Мюнхенского университета,
ввел в гигиену
экспериментальный метод,
благодаря чему она
превратилась в точную
науку, располагающую
объективными способами
исследования.

В России 60-80-е годы XIX в. были периодом становления и
последующего развития научной гигиены. На особое значение
профилактических мероприятий в предупреждении высокой
заболеваемости указывали многие русские врачи: Н.И. Пирогов,
Г.А. Захарьин, М.Я. Мудров.

Вывод

Таким образом, мы познакомились с
историей развития гигиены как науки,
дали определение понятию «Гигиена»,
рассказали об учёных, которые внесли
вклад в развитие гигиены как науки,
проследили основные этапы развития
гигиены как науки

Список литературы

http://www.bestreferat.ru/referat-282054.html
Гигиена, Малая медицинская энциклопедия. -
М.: Медицинская энциклопедия. 1991-1996.
Гигиена, Первая медицинская помощь. - М.:
Большая Российская Энциклопедия. 1994.
Гигиена, Энциклопедический словарь
медицинских терминов. - М.: Советская
энциклопедия. - 1982-1984.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гигиена

1 слайд

Дисциплина: Гигиена и экология человека Аудиторная нагрузка (48 часов): 18 лекций (36 часов) + 6 практических занятий (12 часов) Самостоятельная работа (24 часа) Итог: дифференцированный зачет по рейтинговой системе Для занятий необходимо: 4 тетради: 1) лекционная 2) практические работы 3) самостоятельная работа 4) контрольные работы (тонкая)

2 слайд

Рейтинговая система Всего можно набрать 100 баллов Оценка от 70 до 80 баллов – 3 (удовлетворительно) от 81 до 90 баллов – 4 (хорошо) от 91 до 100 баллов – 5 (отлично) В оценке учитывается: - присутствие на занятии - наличие конспекта - устные ответы - выполненная домашняя работа - самостоятельная работа - контрольные работы

3 слайд

Учебники: Гигиена и экология человека: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Под ред. Н.А. Матвеевой. - М.:Академия, 2008 Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Общая гигиена с основами экологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001

4 слайд

Дисциплина: Гигиена и экология человека Лекция 1 Тема: Предмет гигиены и экологии человека Преподаватель: к.м.н. Сизова Валентина Владимировна

5 слайд

Источники Гигиена под ред. Н.А.Матвеевой стр.4-28 Гигиена Трушкина Л.Ю. и др. стр.5-40

6 слайд

Факторы окружающей среды делят на 4 группы: химические физические биологические психогенные В процессе жизни организм человека подвергается положительному и отрицательному воздействию множества непрерывно меняющихся факторов окружающей среды.

7 слайд

Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья населения с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения, предупреждение заболеваний и долголетие человека. Под гигиеническим нормативом понимают минимальную или предельную величину количественного показателя, характеризующего отдельный физический, химический, биологический фактор окружающей среды, допустимый для нормальной жизнедеятельности организма.

8 слайд

Гигиена как отрасль профилактической медицины призвана решать следующие актуальные задачи, стоящие перед современным обществом. Мониторинг объектов природной и социальной среды обитания Гигиеническое нормирование Мониторинг здоровья населения динамическое слежение за медико-демографическими показателями первичная диспансеризация населения Утверждение здорового образа жизни каждого человека

9 слайд

Отличие гигиены: в центре внимания гигиены здоровый человек (лечебная медицина – больной человек); гигиена разрабатывает мероприятия, относящиеся к большим коллективам, объединённых общими условиями работы или учёбы (лечебная медицина – помощь индивидуальна). Главная задача всех медработников, а средних особенно – участвовать в проведении санитарного просвещения населения (легче предупредить болезнь, чем вылечить).

10 слайд

К основным методам гигиены можно отнести: метод гигиенического наблюдения метод гигиенического эксперимента В гигиене творчески и широко используют методы других наук: для изучения факторов окружающей среды применяют физические, химические, биологические методы; состояние здоровья оценивают по совокупности физиологических, биохимических и клинических методов, адекватно отражающих реакции организма на воздействие факторов; анализ причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения проводят с помощью методов статистики, математического моделирования.

11 слайд

История гигиены Гигиея - богиня здоровья - проводила мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний и укрепления здоровья. О развитии гигиены в античном мире свидетельствует трактат основоположника научной медицины Гиппократа (460-377 гг. до н. э.) «О воздухах, водах и местностях», в котором излагаются наблюдения и теоретические рассуждения о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека и о связи их с болезнями.

12 слайд

Основатели гигиенической науки в России Алексей Петрович Доброславин (1842-1889) Федор Федорович Эрисман (1842-1915 гг.) Д.З. найти и записать кем они были

13 слайд

С 1999 г. первичная медицинская профилактика регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно закону санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это такое состояние здоровья населения и среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

14 слайд

гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия факторов окружающей среды, а экология человека фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможные влияния на здоровье.

15 слайд

Экология человека это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды). основным объектом изучения экологии человека служит антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека. Оно характеризуется сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения. Д.З. подготовить эссе «Экологическое мировоззрение»

16 слайд

Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы. Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой Основы общей экологии Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем. (Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель.) Д.З. найти и записать кем он был

17 слайд

Структура экологии ЭКОЛОГИЯ ФУНДАМЕТАЛЬНАЯ ПРИКЛАДНАЯ экология человека социальная экология глобальная экология

18 слайд

Разделы фундаментальной экологии, связанные с существованием и деятельностью человека: экология человека – изучает человека как биологический вид, вступающий в разнообразные экологические взаимодействия; социальная экология – изучает взаимодействие человеческого общества и окружающей среды; глобальная экология – изучает наиболее крупномасштабные проблемы экологии человека и социальной экологии.

19 слайд

Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, область существования живого вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и изменённую ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.). Планета Земля Биосфера является одной из геологических оболочек Земли или геосфер.

20 слайд

Антропогенные факторы – это проявления деятельности человеческого общества, изменяющие среду обитания для разнообразных организмов. Деятельность человечества, ничтожного по своей биомассе, оказывает влияние на состав земных океанов и атмосферы.

21 слайд

Виды антропогенного воздействия 1. Разрушительное (деструктивное) - приводит к утрате, часто невосполнимой, богатств и качеств природной среды. а) неосознанное (охота, вырубка и выжигание лесов древним человеком,…) - Сахара вместо леса б) осознанное (хищническое) 2. Стабилизирующее - это воздействие целенаправленное. Ему предшествует осознание экологической угрозы конкретному ландшафту - полю, лесу, пляжу, зеленому наряду городов. Действия направляются на замедление деструкции (разрушения).. 3. Конструктивное (например, рекультивация)- действие целенаправленное, его результатом должно стать восстановление нарушенного ландшафта, например лесовосстановительные работы либо воссоздание искусственного ландшафта на месте безвозвратно утраченного.

22 слайд

Современный экологический кризис характеризуется следующими проявлениями: изменение климата планеты вследствие изменения баланса газов в атмосфере; разрушение биосферного озонового экрана; загрязнение Мирового океана тяжелыми металлами и вод суши; разрыв естественных экологических связей между океаном и водами суши в результате строительства плотин на реках; загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков; опустынивание планеты; деградация почвенного слоя, уменьшение площади плодородных земель;

23 слайд

Современный экологический кризис характеризуется следующими проявлениями: радиоактивное загрязнение отдельных территорий в связи с захоронением радиоактивных отходов; накопление на суше бытового мусора и промышленных отходов; сокращение площадей тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансу газов атмосферы; загрязнение подземного пространства, включая подземные воды; массовое и быстрое, лавинообразное исчезновение видов живого вещества; ухудшение среды жизни в населенных местах, прежде всего урбанизированных территориях; нарушение иерархии экосистем, увеличение системного однообразия на планете.

24 слайд

25 слайд

Экологический риск - это вероятность причинения вреда любым объектам природной среды ради достижения какого-либо эффекта, чаще всего экономического. риск оказывается минимальным, если антропогенное вмешательство в биосферу основано на познании и правильном использовании законов развития природы при сохранении реальной возможности самовоспроизводства использованных природных ресурсов По определению ВОЗ риск - это ожидаемая частота нежелательных эффектов, возникающих от заданного воздействия загрязнителя.




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении