nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Русское деревянное зодчество Гладков С.А. Мирсановская СОШ. Деревянное зодчество руси-презентация по мхк Деревянное зодчество россии презентация

2 слайд Прекрасный строительный материал

    Благодаря своей доступности, прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобству обработки дерево является прекрасным строительным материалом. Поэтому в местностях, богатых лесом, деревянное зодчество - один из древнейших видов архитектурно-строительной деятельности человека. Особенно расцветало деревянное зодчество в северных районах нашей страны.

    Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири - урманом. Опушка леса - это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности - мяндач. А на сухой возвышенности - бор. И сама сосна в бору - конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства - и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго - 350 лет и более. С реками и болотами тоже не все просто. Пойменные леса на берегах рек - уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья - колки. Лес на невысокой длинной возвышенности - грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса - дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится - калтусы. И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес.

3 слайд Деревянная красота

Связь архитектуры с природой – одна из самых главных особенностей всего русского народного зодчества. Собственно, талант строителей, их безупречный вкус и тонкое художественное чутьё проявляются ещё до того, как срублено первое дерево и заложен первый камень в фундамент.

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длинною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли "Северным краем". Да и леса здесь, где искони жили "поганые народы", были густые. Кстати, слово "поганые" вовсе не ругательство. Просто по латыни paganus - идолопоклонничество. И значит, "погаными народами" называли язычников.

В Северном краю издавна укравались несогласные с мнением властей - сначала княжеской, потом царской. Здесь крепко хранилось свое, древнее, неофициальное. Потому и сохранились здесь до сих пор уникальные образцы искусства древнерусских зодчих.

На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

4 слайд Изба в Париже

Для всемирной выставки в Париже в конце 19 века срубили русские плотники бревенчатую избу. И поставили ее без единого гвоздя. На удивленные вопросы – как это возможно? – отвечали «Хорошая вязка скрепчивее всех гвоздей».

5 слайд Бревенчатый сруб

Основу деревянной постройки на Руси составлял"сруб". Это скрепленные ("связанные") между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли "венцом". Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - "ряж", который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен "в обло", при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова "оболонь" ("облонь"), означающего наружные слои дерева (ср. "облекать, обволакивать, оболочка"). Еще в начале XX в. говорили: "рубить избу в оболонь", если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - "выскабливались в лас" (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин "обло" относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.

Сами ряды бревен /венцы/ связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырехугольника /"четверик"/, либо в виде восьмиугольника /"восьмерик"/. Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

6 слайд Конструкция рубленной избы

И дом, и храм строили одинаково - и то, и другое - дом (человека и бога). Поэтому самой простой и древней формой деревянного храма, как и дома, была "клетская". Так строились церкви и часовни. Это два или три сруба, соединенные друг с другом с запада на восток. В церкви полагалось три сруба (трапезная, храм и алтарный прируб), в часовне - два (трапезная и храм). Над простой двухскатной кровлей ставили скромную главку.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - "самцовую".

Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

Самым же дорогим покрытием считался "тес" (доски). Само слово "тес" хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.

7 слайд Бочка, образующая кубоватое покрытие

Кровля - самая важная часть деревянной постройки. "Была бы крыша над головой", - говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его "верх".

Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые - все это названо по завершению храма, по его верху.

Бочка в архитектуре крыша, имеющая форму полуцилиндра с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон. Бочка встречаеся в церковном и гражданском зодчестве 17-18 вв., чаще в деревянном. Пересечение двух бочек образует кубоватое покрытие.

С применением показанных выше приемов строительства возведены шедевры деревянного зодчества деревянного зодчества

8 слайд . Дворец в с. Коломенском под Москвой. 1667-68, 1681 .

В постройке дворца четко просматривается принцип бочки в строительстве крыш и куполов. Потолок устраивали не всегда. При топке печей "по-черному" он не нужен - дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке "по-белому" (через трубу в печи).

При этом, доски потолка укладывались на толстые балки - "матицы". В церкви же вместо плоского потолка устраивали "небо" - многоугольный выпуклый потолок, часто весь заполненный неприхотливой иконописью.

9 слайд Вознесенская кубоватая церковь

На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.

10-13 слайды От избы к храму

Пожары и сравнительная недолговечность дерева обусловили почти полное исчезновение ранних памятников Деревянной архитектуры. В связи с этим трудно проследить развитие деревянного зодчества, пути и сроки трансформации примитивных 4-угольных клетей с двускатными крышами и скупым декором в сложнейшие дворцовые комплексы со сказочным великолепием деталей и переход от одноверхих срубных церквей к многоярусным и многоглавым храмам. Сохранившиеся сооружения (в основном 17-19 веков)

14 слайд Часовня Трех Святителей, XVII в

Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над большими каменными крестами, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали. Такие неприхотливые службы, проходившие как и у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси "часами". Отсюда и само сооружение получило свое название. На такие часовни и государство и церковь смотрели пренебрежительно. Потому и могли строители здесь дать волю своей фантазии. Потому и поражают сегодня современного горожанина эти скромные часовенки своей крайней простотой, изысканностью и особой атмосферой русского уединения

15 слайд Музей-заповедник под открытым небом «Кижи».

Одним из памятников искусства древних мастеров является уникальный музей-заповедник под открытым небом «Кижи». КИЖИ - остров на Онежском оз., в Карелии Он состоит из нескольких церквей и соборов, а также старинных крестьянских домов и построек. Уникальность всех этих сооружений не только в их великолепии, но и в том, что при строительстве не было использовано не единого гвоздя и шурупа. Аналогов этому музею на Земле не существует

15 -16 слайды

Музей-заповедник «Кижи» в 1990 году был включен в список Всемирного наследия ЮHЕСКО. Совершим небольшое путешествие по памятникам деревянного зодчества

17 слайд. Колокольня-звонница Кулика Драковенова

Колокольни начинают появляться на Руси предположительно в XV веке. Однако и тогда колокола были необычайно дороги и ими могли обзавестись лишь самые богатые монастыри и центральные храмы. Везде же прихожан призывали в храм ударами в "било". Самый древний тип колокольни - звонница - возник в Северо-Западной Руси, на землях Новгорода и Пскова. Сначала это невысокая стенка над крыльцом храма с одним-двумя просветами для набольших колоколов. И только позже стали строить звонницу отдельно от церкви с тремя-пятью пролетами для колоколов.

18 слайд. Георгиевская церковь XVII в

К концу XVII века население городов на Руси едва ли составляло 3%. Тогда четко различали три типа не городских поселений - деревню, село и погост. Отличительным признаком деревни было отсутствие в ней церкви. Впрочем, часовни в деревнях были практически повсеместно.

Селом стали называли большое поселение, состоящее иногда из нескольких деревень, и обязательно имеющее церковь. При благоприятных условиях деревни росли, развивались, строили свои церкви и превращались в села.

19 -20 слайд Церковь Покрова Богородицы 1694-1764 гг.

21 слайд Колокольня Кижского погоста

22 -23 слайды Церковь Преображения Господня

Тысячи, а может быть и миллионы туристов со всех концов света устремляются по водным просторам Онежского озера, для того, чтобы узреть одно из чудес света - Преображенскую церковь, построенную без единого гвоздя.

Сложена в народе легенда о строителе этой церкви: "Закончив свой труд, он бросил топор в Онежское озеро со словами: "Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой".

Очень трудно поверить, что топор, который бросил Нестер в воды Онеги, был единственным инструментом древних мастеров. Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Все эти луковицы, сердцеобразные бочки, восьмерики, богатая резьба, чешуйки лемеха, которым покрыты бочки и главки, ажурные причелины – всё сделано топором да долотом.

24-25 слайды Кижский погост

Церковь Преображения Господня, Колокольня, Церковь Покрова Богородицы образуют неповторимый по своей красоте архитектурный ансамбль музея – Кижский погост.

Ансамбль этот создавался 160 лет. Поиски единства и красоты были мучительны. В 1714 году поставили Преображенскую церковь. Лет через пятьдесят срубили клетскую Покровскую. Однако рядом с чудом деревянной архитектуры - Преображенской церковью - небольшая клеть Покровской выглядела убого и ее вскоре заменили шатровой. Но и шатер не удовлетворил зодчих. В 1764 году они создают на Покровской церкви девятиглавие. И лишь через 110 лет ансамбль завершила новая колокольня, поставленная на месте прежней, обветшавшей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Постройка из брёвен превосходна. Нет ни гвоздей, ни крючьев, но всё так хорошо отделано, что нечего похулить, хотя у строителей все орудия состоят в одних топорах…» Жан Соваж Дьеппский французский путешественник

3 слайд

Описание слайда:

В старину плотники на Руси строили дома без единого гвоздя: дороги они были в те далекие времена, да к тому же быстро ржавели и разрушали древесину. На протяжении многих столетий крепостные стены и башни, дома и дворцы, храмы и мосты – все строили из дерева. Деревом отапливали и освещали жилище. Из него мастерили домашнюю утварь – мебель, посуду, орудия труда, делали сани, телеги и лодки. Из прутьев плели корзины, из коры – лапти и короба. Дерево заменяло бумагу – на бересте писали.

4 слайд

Описание слайда:

1.Русская земля всегда была богата лесами. 2.Строительный материал был очень дешёвым 3.Легко поддается обработке, 4.Строительство идет очень быстро. (Жилой дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день). 5.Деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. .

5 слайд

Описание слайда:

6. По общему признанию, деревянное жилище более гигиенично. (Оно "дышит«). 7.В нем всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. (Установлено, что в сорокаградусный мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же для этого должны быть в три раза толще.) 8. Дерево близко и понятно человеку. (Его поверхность, чуть шероховатая и теплая на ощупь, сродни человеческой коже. Нам приятен смолистый запах деревянных изделий. Мы с интересом разглядываем замысловатый рисунок деревянных волокон. Любая деревянная поделка сохраняет память о тенистом, ароматном лесе)

6 слайд

Описание слайда:

Огонь Очень многие деревянные сооружения прошлого погибли в огне пожарищ. Летописи XII-XVI вв. отмечают более тридцати крупных пожаров в Москве. Статистика бесстрастна: в 1331 г. сгорел Кремль; в 1365 – "великий пожар" снова уничтожил Кремль, посад и Замоскворечье; в 1457 – огонь выжег треть города; в 1547 г. погорел Кремль, Китай-город, посады. За каждым из этих скупых фактов истории – трагедия тысяч людей, лишившихся крова, имущества, а нередко и жизни.

7 слайд

Описание слайда:

Влага, Микроорганизмы, Жучки-древоточцы Вот почему среди сохранившихся деревянных построек нет ни одной крестьянской избы старше XIX в., очень редки храмы, поставленные раньше XVII в.

8 слайд

Описание слайда:

Лучший материал для строительства – хвойные породы деревьев: лиственница, сосна, ель. Лиственница, редкий ныне обитатель лесов Европейской части России, особенно устойчива к сырости. Из лиственничных бревен старались сложить если не весь дом, то хотя бы нижние венцы, лежащие на земле.

9 слайд

Описание слайда:

Сосна ценится за свою удивительную прямизну. Недаром во времена парусного флота лучшие корабельные мачты делали из сосны. Ель хуже сопротивляется влаге, поэтому ее охотнее используют для внутренней отделки. Все хвойные деревья смолисты, мало подвержены гниению. В них почти не бывает дупел, они легко расщепляются на доски.

10 слайд

Описание слайда:

В строительном деле используется немало и лиственных пород. Дуб, как известно, обладает очень прочной древесиной. Не случайно именно его выбрали в качестве строительного материала для сооружения в XIV в. новых стен и башен Московского Кремля.

11 слайд

Описание слайда:

Давно замечено, что при намокании осина набухает, уплотняется и хорошо "держит" воду. Лучший лемех – фигурные дощечки для кровли – делали из осины. Кроме того, осиновый лемех очень красив. Со временем он приобретает металлический отлив. Кровли, крытые осиновым лемехом, в зависимости от времени суток меняют свою окраску: в солнечный полдень они серебрятся, а на закате отливают золотом.

12 слайд

Описание слайда:

До недавнего времени практически каждый крестьянин владел искусством плотника и мог срубить избу. Глагол "срубить" не случайно заменяет привычные ныне"построить", если речь идет о деревянном строительстве. Раньше основным и чуть ли не единственным инструментом плотника был топор. Им и рубили деревья, и очищали их от сучьев, и обтесывали, и расщепляли на доски.

13 слайд

Описание слайда:

Пилой не работали, хотя она известна с незапамятных времен. Широкое распространение пила получила лишь во второй половине XIX в. Объяснение простое: при распиливании концы бревен махрятся, а значит, будут быстро впитывать влагу, гнить. При обработке же топором деревянные волокна уплотняются и не пропускают воду.

14 слайд

Описание слайда:

Несколько "секретов" из многовекового опыта деревянного строительства: чем суше дерево, тем долговечнее будет постройка. Поэтому заготовку леса обычно делали поздней осенью или зимой, когда древесина суше. Не случайно славяне называли январь – "сечень". Бревна складывали в штабеля, а весной с них снимали кору, выравнивали поверхность, собирали в небольшие срубы и оставляли сушиться до осени, а то и до следующей весны. Только после этого приступали к строительству. На постройку добротного дома уходило 150-170 бревен.

15 слайд

Описание слайда:

По принципу колодца строили дома и древние мастера. Чуть отступив от конца бревна, они вырубали округлые углубления. В них вставляли концы поперечных бревен. Так постепенно возводились стены сруба или "клети" – коробки будущей избы.

16 слайд

Описание слайда:

Горизонтальный ряд бревен сруба называется "венец". Для того чтобы бревна плотнее прилегали друг к другу, в каждом из них плотник вырубал продольный желобок и закладывал для теплоизоляции мох. Желобки делались в нижней части бревна, чтобы не затекала вода. Вот так возводились стены без гвоздей. На Руси крыши были высокими, с крутыми скатами: ни снег, ни вода на них не задерживались.

17 слайд

Описание слайда:

Над торцовыми стенами дома возводили треугольные бревенчатые фронтоны. Параллельно боковым стенам плотник врубал в них "слеги" – бревна, поддерживающие всю кровлю. Концы прикрывали специальной доской – причелиной. Поперек слег врезали "курицы" – тонкие стволы молодых елей с вертикально отходящим на конце корневищем. Его обычно оформляли в виде головы птицы – вот и пошло название "курица". На эту "курицу" укладывали водотечник – выдолбленное бревно для стока воды с крыши.

18 слайд

Описание слайда:

Саму кровлю делали из теса – отесанных топором досок. Нижним концом они упирались в водотечник, а верхний прижимался тяжёлым бревном – охлупнем. Плотник обычно придавал концу охлупня форму конской головы, отсюда и его название – "конек". Такая конструкция деревянной крыши позволяла полностью обходиться без гвоздей.

19 слайд

Описание слайда:

В старые времена под деревянными домами фундаментов не делали. Нижние венцы клали прямо на землю. Иногда, под углы дома подкладывали большие камни или пни крупных деревьев. Но зато русская изба имела подклет – высокое подполье. В нем держали скот, птицу, хранили съестные припасы.

20 слайд

Описание слайда:

Средние века на Руси – это бесконечная череда войн и кровавых столкновений: набеги печенегов и половцев, агрессия ливонских и шведских рыцарей, монголо-татарское нашествие, княжеские усобицы. Только за надежными стенами городов люди могли найти спасение. А возводились они из дерева. Древнейшие укрепления Киева, Новгорода, Москвы были деревянными. В 1238 г. татары семь недель не могли взять штурмом деревянные стены Козельска. Даже в XVII в., когда каменное строительство стало теснить деревянное, в Сибири продолжали строить остроги – деревянные крепости.

21 слайд

Описание слайда:

Основу крепостной стены – "города" – составлял деревянный сруб – "городня", заполненный землей и камнями. Мастеров, сооружавших крепости, называли городниками. Они ставили городни вплотную друг к другу, образуя стену. Поверх нее проходил боевой ход, защищенный снаружи "забралом" – деревянной оградой с бойницами. Крепость окружал глубокий ров, часто заполненный водой. Из земли, добытой при рытье рва, насыпали вал. На нем-то и возводили городни. Крепостные стены дополняли деревянные башни. Внутри каждая из них была разделена на несколько этажей – боевых ярусов – с бойницами для стрельбы. Самые высокие башни надстраивали дозорными вышками.

22 слайд

Описание слайда:

Коломенское слыло любимой загородной резиденцией царя Алексея Михайловича. Новый дворец был заложен здесь в мае 1667 г. Он состоял из семи хором: для царя, царицы, царевича и четырех царевен. К осени плотники вчерне закончили постройку. Всего один год шли отделочные работы. Наконец, взору очевидцев предстало невиданное зрелище: трех- и четырехэтажные хоромы, увенчанные шатровыми, луковичными, бочкообразными кровлями. Один из шатров украшал флюгер в виде двуглавого орла. Галереи и переходы соединяли хоромы в живописную композицию. 3 000 окон дворца обрамляли нарядные наличники. Каждый вход украшало резное крыльцо.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Силуэт почти 40-метровой пирамиды, составленной из 22 луковичных глав. Основу сооружения составляет восьмерик с четырьмя пристройками по сторонам – прирубами. На них друг над другом в несколько ярусов располагается большая часть глав. Если внимательно присмотреться, становится заметно, что их размеры различаются по ярусам, а венчает композицию самая большая, центральная глава.

26 слайд

Описание слайда:

У каждой главки своя "шея", поставленная на бочкообразную кровлю. Все главки и сама кровля покрыты серебристым осиновым лемехом. На украшение верхов храма пошло 30 тыс. таких лемешин. С трех сторон Преображенская церковь окружена просторной галереей-гульбищем. Двумя рукавами поднимаются к ней нарядные лестницы крыльца. Предание гласит: неизвестный мастер, закончив работу, забросил свой топор далеко в озеро со словами: "Не было, нет и не будет такой". И слова его оказались пророческими.

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

Из сохранившихся памятников русского деревянного зодчества самый древний – церковь Святого Лазаря, установленная ныне в Кижах. Некоторые ученые считают, что она была построена в конце XIV в. В летописях есть упоминание и о значительно более ранних деревянных храмах. Например, еще в 989 г. в Новгороде из дуба была сооружена Софийская церковь "о тринадцати верхах". Конечно, она не сохранилась. Древние памятники русского деревянного зодчества уцелели в основном на севере, в окрестностях Онежского озера. Войны и пожары счастливо миновали эти места, а талантливых мастеров работало здесь немало.

Деревянное зодчество Древней Руси. Работа выполнена ученицей 6 «Б» класса Коммунарского лицея. Казаковой Екатериной год.


Суздальский храм. Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках.


История изучения. История зодчества Древней Руси - молодая наука. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Сам термин свидетельствует, что памятники эти отличали от построек античного и нового времени, но не отделяли от архитектуры других стран, не видели национальной специфики русского зодчества. Средневековые памятники в продолжение всего XVIII в. считали варварскими, памятниками дурного вкуса, недо­ стойными изучения.


Часовня Михаила Архангела, XVII-XVIII в. Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Кроме того, как и многие другие часовни, она была самым красивым строением деревни и дарила жителям немало светлых, праздничных минут.


Вознесенская кубоватая церковь, 1669 г. На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.




Часовня Трех Святителей, XVII в. На самом высоком холме лесистой местности в Кондопожском районе Карелии когда-то располагалась деревня Кавгора. Здесь, окруженная кольцом валунов, в соседстве с елями-великанами высилась часовня Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.


Дом Сергеевой из деревни Липовицы, конец XIX - начало XX вв. Типичный заонежский дом, построенный на рубеже веков, в котором старинные конструктивные приемы сочетаются с новыми тенденциями деревянного зодчества. Прекрасный образец народного строительного искусства.


Архитектурный ансамбль Спасского Кижского погоста, XVII в. "Погост Спасский на Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы" (из писцовой книги московского дьяка Андрея Плещеева о заонежских погостах гг.)


Фрагмент веранды Один из наиболее распространенных в Заонежье домов- комплексов, получивших название "кошель". Под одной крышей объединены избы, кладовые, сараи, скотные дворы с хлевом и сеновалы. Нарядная часть дома, обращенная к озеру, отводилась под жилье.

Слайд 2

На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси.

Слайд 3

Памятники деревянного зодчества - весьма хрупкая часть историко-культурного наследия. Расцвет их приходится на XVII-XVIII вв. и их можно, вероятно, отнести к своеобразному «русскому барокко». Десятки музеев деревянного зодчества возникли на территории Российской Федерации. Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений.

Слайд 4

Слайд 5

  • В лесной зоне Европейской территории России осталось множество заброшенных храмов, часовен, колоколен, да и за Уралом, в Сибири, сохранились уникальные объекты деревянного зодчества. Долгое время трудности пути закрывали к ним доступ, позволяя им медленно стареть и дряхлеть.
  • Но не только время разрушало памятники деревянного зодчества, но и удары молний поджигали горделиво возвышающиеся над окружающим ландшафтом колокольни, огромные избы со взвозами. Беззащитны были они и от бродяг, находивших временный приют под их крышами, а позже, и от туристов, забывших погасить костер.
  • Слайд 6

    Вознесенская церковь. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г.

    Слайд 7

    ТИПЫ ХРАМОВ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА 17 века

    • Типы храмов
    • КЛЕТСКИЕ храмы, представляющие собой прямоугольный сруб (клеть), покрытый двусторонней кровлей, увенчанной маковкой с крестом
    • ШАТРОВЫЕ храмы, основу конструкций которых составляли восьмерик на крестообразном основании или четверик, покрытый шатром
    • ЯРУСНЫЕ храмы – особый тип высотной композиции, представляющий собой нарастание уменьшающихся четвериков и восьмериков
    • МНОГОГЛАВЫЕ храмы, состоящие из двух и более глав
  • Слайд 8

    Клетские церкви и часовни

    Лазаревская церковь Муромского монастыря-самый древний из всех сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного зодчества. Построена она шестьсот лет назад, в конце XIV века, и относится к простейшему типу клетских церквей, существовавших на Руси с незапамятных времен вплоть до начала XIX века. Размеры 9х3,5 м.

    Слайд 9

    Спасо-Преображенская церковь села Спас-Вежи

    Двухскатная с высоким, крутым подъемом – «клинчатая» крыша

    Слайд 10

    Шатровые храмы

    В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола - необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями.

  • Слайд 11

    • Воскресенская церковь
    • село Потакино
    • (Музей деревянного зодчества в Суздале).
    • 1776 год.
  • Слайд 12

    Ярусные церкви

    • Ярусные деревянные церкви появились в конце XVII в.
    • Их основа – 4-угольный сруб, на котором крепится сложная конструкция, увенчанная одной или несколькими главами. Таких церквей сохранилось немного.
    • Церковь Иоанна Богослова в селе Богослов Ярославской области
  • Слайд 13

    • Деревянная церковь Иоанна Предтечи Богослова
    • в Широкове. 1697 г.
  • Слайд 14

    Кубоватые церкви

    • Такие храмы строились с середины XVII до конца XVIII века, район их постройки ограничивался Поонежьем и поморским побережьем Белого моря. Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше нижней.
    • Вознесенская церковь.
    • Село Кушерка.
    • Архангельская область. 1669 г.
  • Слайд 15

    Многоглавые храмы

    • Многоглавые храмы являются лебединой песней древнерусского деревянного зодчества.
    • Многоглавие использовалось еще в XVII в., как прием организации верха и приобрело каноническое воплощение в виде девятиглавия, символизирующие девять чинов ангельских или девять чинов святых угодников.
    • Девятиглавие реализовывалось следующим образом: четыре главы ставились по углам четверика, пятиглавие на крещатой бочке или кубе, завершавшем храм.
    • Преображенская церковь.
    • Погост Кижи. Карелия. 1714 г.
  • Слайд 2

    В качестве строительного материала дерево использовалось с давних времен. Деревянная архитектура на Руси воплотила в себе удачное сочетание пользы и красоты. Многие строительные и художественные приемы, которые полностью отвечали условиям быта и культуры народа, вырабатывались русскими зодчими в течение тысячелетий.

    Слайд 3

    Деревянное зодчество Древней Руси зародилось в северных районах страны. Именно там находились богатейшие хвойные и лиственные леса. На берегах Печоры, Онеги, Северной Двины до сих пор сохранились уникальные памятники Древней Руси. Династии русских зодчих тысячелетиями оттачивали свое мастерство, бережно хранили профессиональные хитрости и передавали их своим сыновьям.

    Слайд 4

    Северный край, издавна славившийся своими лесами, вырастил на своей земле талантливейших зодчих, произведениями которых мы имеем возможность любоваться до сих пор. Дерево для постройки рубили не всякое. Заранее выбирали сосну, которая отвечала всем требованиям мастеров, и делали на стволе затесы – узкими полосами снимали кору, оставляя полосы для сохранения сокодвижения. После этого дерево оставляли в покое лет на пять. За это время она активно выделяла смолу, которая обильно пропитывала ствол. Лишь после этого, холодной осенью, ее рубили. Позже рубить старые мастера не советовали – гнить начнет. Осину и другие лиственные деревья заготавливали весной, во время сокодвижения. В это время со ствола легко снималась кора, а бревно, высушенное на солнце, становилось крепким, как кость.

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Деревянное зодчество Древней Руси уникально еще и тем, что, как правило, единственным орудием мастера был топор. Несмотря на то что пилы уже были известны с десятого века, их применяли только в столярном деле. Считалось, что пила рвет древесные волокна и оставляет их открытыми для воды. Более того, старались не использовать гвозди – вокруг них дерево начинает быстрее портиться. В случае необходимости применяли деревянные костыли.

    Слайд 9

    Слайд 10

    Основой деревянной постройки на Руси являлся сруб – скрепленные в четырехугольник выдержанные бревна. Ряд бревен уважительно называли «венцом». Самый нижний венец часто устанавливали на каменное основание – ряж, изготовленный из мощных валунов. Таким образом, дом становился теплее и меньше гнил. Зодчество Древней Руси отличалось от европейского тем, что не существовало различий в строительстве дома и храма. Самой древней и простой формой была «клетская». Таким образом, строились храмы и часовни. Это три сруба, которые соединены между собой и расположены с запада на восток. Деревянное зодчество Древней Руси начинает стремительно развиваться в пятнадцатом веке, когда появляются первые деревянные колокольни. Самые древние звонницы были построены на Новгородских и Псковских землях.

    Слайд 11

    Посмотреть все слайды




    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении