nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Сценарий развлечения «Русские посиделки» — «Вечеринки с родителями. Посиделки в русской избе материал (старшая группа) на тему Сибирские посиделки сценарий в доу

Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи:

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Взрослые:

· Ведущая

· Хозяйка

· Домовой Кузя

Дети:

· Колобок

· Медведь

· Машенька

Атрибуты :

· Четыре клубка пряжи

· Лисья рукавичка

· Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· 8 деревянных ложек

· Короб, пирожки

Анализ : На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель - воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..

/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая : На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

/ Входят дети подготовительной группы /

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть - ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду - поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла - на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить - не лукошко шить!

3) Домом жить - не развеся уши ходить!

4) Домом жить - обо всём не тужить!

5) Дом вести - не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Ведущая : Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.

/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /

Хозяйка:

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки - сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится - хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /

Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Работать-то Вы - мастера, а плясать-то умеете».

Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Хозяйка: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая - ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя : Ну…так и быть - слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой -

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады -

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/

Вечеринки с родителями помогают детям, родителям и педагогам хорошо узнать друг друга, сблизить детей и взрослых и успешно сотрудничать друг с другом.

Цель таких мероприятий – укрепление семейных отношений, общение со сверстниками своего ребёнка и другими родителями. Обмен опыта между

друг другом.

В детских садах проходят тематические недели, которые позволяют «погрузиться» в ту или иную тему более глубоко. Например, на национальной недели можно организовать настоящие русские посиделки. На них родители предоставляют русскую кухню, беседуют о русской культуре, вспоминают русские пословицы и поговорки. Также исполняют русские песни и частушки.

Сценарий развлечения «Русские посиделки» .

Задачи мероприятия:

  1. Формировать элементарные представления о быте, традициях русского народа.
  2. Учить развивать познавательный интерес к истории Родины.
  3. Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре.

Предварительная работа:

Разучивание с детьми и родителями поговорок, частушек, русских народных песен, изготовление блюд к столу.

Действующие лица: Скоморох, Русская девица.

В зал входят Скоморох и Русская девица.

Девица: Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Скоморох: Рады видеть вас у себя в гостях! Здесь для вас, для гостей дорогих – вечеринка, по обычаю по старинному «посиделками» называется.

Девица: Пригласили мы вас, красны девицы и добры молодцы, чтобы рассказать об обычаях старинных, поговорить, о русских забавах. В старые времена был на Руси обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на посиделках, чтобы вечера долгие скоротать, на людей посмотреть да себя показать. После работы парни и девушки водили хороводы, играли в весёлые народные игры, пели песни, рассказывали небылицы. Веселились от души.

Скоморох: Вот вам предлагаем сегодня повеселится от души.

Ну, гармошка, заиграй – ка,
Веселее заиграй – ка,
Ты играй и не ломайся,
Для гостей ты постарайся!

Позабудем мы усталость,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!

Девица: Гости наши, выходите, с нами вместе попляшите! Ребята, приглашайте мам и пап на весёлую пляску!

Дети и родители исполняют пляску под русскую народную песню «Калинка» .

Девица: Русские люди не только играют и пляшут, они очень любят петь. А песни какие на Руси – распевные, протяжные, ведь русская душа широка, как раздольные песни и поля…

Исполнение русской народной песни по выбору.

Скоморох: Сидели люди после трудовой работы за столами, песни пели, а хозяйки потчевали гостей.

Девица предлагает родителям представить свои блюда. Родители по очереди представляют блюда, угощают присутствующих.

Девица: Угощайтесь, гости дорогие, а мы вас повеселим – споём весёлую песню!

Девица и Скоморох исполняют русскую народную песню по выбору.

Скоморох: Делу – время, потехе – час. Кто хочет поиграть?

Скоморох помогает присутствующим разделиться на две команды, каждой команде выбрать известную сказку и показывать её при помощи жестов. Команды по очереди выполняют задание.

Девица: А какие же посиделки без чая самоварного, горячего, бодрящего!

Скоморох:

Рады всех мы пригласить,
Чаем вволю напоить!
Наливайте чаёк,
Не стесняйтесь.

А пока чаёк все пьём,
Мы пословицы прочтём.

Дети и родители рассказывают пословицы о труде, отдыхе, самоваре.

Скоморох:

Кто сказал – частушки вроде
В наши дни уже не в моде?
Да и разве дело в моде,
Если любят их в народе!

Девица:

Мы за чаем не скучаем,
Мы частушки распеваем.
Сейчас частушки пропоём,
Потом ещё чайку попьём!

Досуг «Русские посиделки»

Подготовительная группа

Цель:

Формировать умение организованно и интересно проводить досуг;

Вызвать интерес к русским традициям;

Оформление: убранство зала стилизовано под деревенскую избу: столы, лавки, печь, самовар, деревянная и глиняная посуда.

Ход досуга:

  1. Вступительная часть.

Ведущая.

Посиделки - это вечер отдыха, который можно приурочить к православным праздникам, к выходным дням. На посиделки сходятся для увеселений. Здесь поют и пляшут. Посиделки- это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен. Посиделки необходимы и для поддержания и продолжения фольклорных традиций, для культуры общения.

Культуре праздничного общения надо учиться. Русские люди должны уметь отдыхать, используя традиции своих предков.

На посиделки собираются в установленное время. Помещение украшают предметами старины.

  1. Посиделки.

Под звуки баяна выходит Хозяйка посиделок.

Хозяйка.

Собрались сегодня мы,

Хвори - нет и не тоски.

Начинаем с хлеба-соли,

А букет наш - колоски.

Ставит букет - снопик из колосьев в глиняной вазе на стол. Выходят три девочки в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.

1-ая девочка

Мы начинаем посиделки,

Несем вам хлеб и соль

На этой расписной тарелке.

2-ая девочка

Живы традиции на Руси,

Какого б не было пути,

От старины нельзя нам отступать,

Традиции нам надо соблюдать.

3-я девочка

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке,

Из наших рук вам хлеб и соль!

Ешь на здоровье, хочешь сколь!

Кланяются на четыре стороны и вручают хлеб самому старшему. Тарелку двигают по кругу, каждый участник отщипывает кусочек от каравая, макает в соль и съедает.

3. Программа «Пельмени».

Хозяйка.

Русские пельмени,

Пельмени-пельмешки.

Ешь - не хочу,

Сто штук проглочу!

Звучит русская народная музыка. Девочки вносят на тарелках горячие пельмени, ставят перед гостями на стол. Гости, отведав пельменей, слушают хозяйку.

Хозяйка . Бежали овечки по калинову мосту, увидели огонь, кинулись в воду. О чем идет речь?

Дети. О пельменях.

Хозяйка. Правильно! По-фински пельмени - «пельняни». На вогульском языке пельмени называют так: пель - ухо, нянь - хлеб. Получается - «ушки из хлеба».

Дети. Давайте поиграем.

Хозяйка. Хорошо! А в какую игру?

Мальчик . В ушки.

Хозяйка. Итак, игра «В ушки».

Двое играющих становятся друг против друга поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням другого. В такт песне они ударяют в ладоши друг другу:

Мама била, била, била

И все папе доложила,

Папа бил, бил, бил

И все бабе доложил.

Баба била, била, била

И все деду доложила.

Дед бил, бил, бил

И все сестрам доложил.

Сестры били, били, били

И все братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки -

Закрывай скорее ушки!

Произнося последнюю строчку, играющие быстро прикрывают ладонями уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Девочка. Если это ушки, то причем тут пельмешки?

Хозяйка. Потому что пельмешки похожи на детские ушки.

Дети обращают внимание на уши соседа и убеждаются, что пельмени напоминают форму детского уха.

  1. Игры, забавы.

Игра «Лень».

Один из играющих изображает лень. Он садится на землю. Дети его спрашивают:

Тепло ли тебе, Лень?

Холодно ли молодому?

Лень. Не тепло!

Дети (поют).

Не одеть ли нам его?

Не обуть ли нам его?

Как с молодца кафтан,

Со старушки сарафан,

С молодицы- то платок,

С красной девицы венок.

Дети изображают, как они одевают лень.

Дети . Что ты, лень, сидишь?

Лень. Пить, есть хочу!

Дети. Что тебе надобно?

Лень. Яства боярские, напитки государские!

Дети (поют хором под русскую народную мелодию).

Кто спину не гнет,

Тому ложка не в рот,

А где гнулась спина -

Там рожь густа,

Густа и колосиста,

Колосиста, ядриста:

С зерна-то пирог,

С колоска - весь мешок.

Поскачи-попляши лень,

Тогда дадим пить-есть!

Лень (встает)

Я работать буду,

Про лень позабуду.

А сейчас я попляшу,

Вас, друзья, повеселю!

Игра "Пугало» (под р.н.музыку «Во саду ли»).

Во саду ли, в огороде, Пугало стояло.

Оно старою метлою птичек разгоняло.

Во саду ли, в огороде фрукты наливались,

Но их птицы не клевали, Пугала боялись.

«Пугало» (взрослый) просит детей помочь ему охранять огород, сделать загородки - плетень. Дети встают в четыре шеренги вдоль стег зала, соединив руки в «плетень». Каждая шеренга получает «свой номер».

На слова «Во саду ли в огороде пугало стояло» идут навстречу друг другу 1 и 3 шеренги в конце фразы кланяются друг другу. На словах «Оно старою метлой птичек разгоняло» 1 и 3 шеренги отходят назад.

Под пение следующий двух строк то же самое делают дети из 2 и 4 шеренг. Далее под музыкальное сопровождение дети двигаются бегом врассыпную. По окончании музыки дети останавливаются в разных местах. «Пугало» дает сигнал (например, стучит метлой об пол), дети бегут на свои места и «заплетают плетень». Педагог отмечает победителей.

Игра «Челнок»

Выбирают двух ведущих. Один из них - челнок, другой - нитка. Остальные участники встают парами в круг, берут друг друга за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Челнок встает у одной пары, нить - у другой. Все поют:

Челнок бежит,

Земля дрожит,

Шьет-пошивает,

Дале посылает.

Со словами «дале посылает» челнок начинает бегать змейкой, пробегая через каждые ворота, а нить его догоняет. Если нить догоняет челнок прежде, чем он успеет обежать круг, то она становится челноком, а нитью выбирается новый игрок.

Хозяйка.

У кого хороший вкус,

Начинаем перекус.

Входят три девочки, выносят на тарелках жареный картофель с соленым огурчиком.

Девочки.

Русская картошка,

Каждому по плошке.

На масле поджаренная,

С мяском, да с кваском!

Всем по плошке - нет лучше картошки!

К картошке подают по кружке кваса.

Хозяйка.

Говорилки - прибаутки -

Это русские шутки.

Говорить - шутить мы будем,

Про веселье не забудем.

Выбегает Тит с ведром «смолы».

Дети. Куда, Тит, идешь со смолой?

Тит. Лодку смолить?

Дети. На что лодка?

Тит . Рыбу ловить?

Дети . На что рыба?

Тит . Ковалечка (кузнеца) кормить.

Дети . На что ковалечек?

Тит. Ковать топорочек.

Дети . На что топорочек?

Тит. Рубить лесочек.

Дети. Что в тот лесочке?

Тит. Дубовая бочка.

Дети. Что в той бочке?

Тит . Маковое зерно.

Дети. А где зерно?

Тит. Куры склевали, в поле побежали.

Дети. А где поле?

Тит. Цветами заросло?

Дети. А где цветы?

Тит . Дети пощипали.

Дети. А где дети?

Тит. На войну побежали.

Дети . А где война?

Тит . Посреди двора!

Хозяйка.

Кто шутку расскажет,

Тот свой ум покажет!

Мальчик.

Вот приехали два брата

Во деревню из села,

Одного зовут Ерема,

А другого звать Фома.

Вот Ерема купил лодку,

А Фома купил челнок.

У Еремы лодка с дыркой,

У Фомы челнок без дна.

Вот Ерема стал тонуть.

Фому за ноги тянуть,

Вот Фома пошел на дно,

А Ерема там давно.

Девочка.

Это, дети, да не чудо ли?

Бегала дубинка с мальчиком в руках,

А за ним тулупчик с бабой на плечах.

Кнут схватил собаку парить мужика,

А мужик со страху влез на ворота.

Деревня закричала: «Озеро горит!»

Сено со дровами тушить пожар спешит.

Дети водят хоровод.

Хозяйка.

Собирайся народ,

Становись в хоровод,

Будем бойко плясать,

Каблуки ломать!

Дети становятся в круг, поют и пляшут.

Уж топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне Ванюша,

Попляши-ка со мной!

Дроби бей, дроби бей,

Под ногой воробей!

Под другой - серый гусь,

Я плясать-то не боюсь!

Бабка Оля пляшет,

Платочком белым машет,

Песни новые поет,

В пляске спуска не дает!

Эх, топни нога,

Топни правенькая!

Я плясать пошла,

Хоть и маленькая!

Пойду плясать

По соломушке.

Раздайся народ

По сторонушке!

Встал наш В аня на носок,

А потом на пятку

Стал он русскую плясать,

А потом вприсядку!
Топ-топ топочок.

Приударь-ка, башмачок!

Так и этак,

Так и сяк!

Вот и этак!

Вот и так!

Ух, ух, во весь дух!

Попляши, Игнат,

За двух!

Мы частушек много знаем,

И хороших и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких!

  1. Заключительная часть.

Выходит хозяйка с девочками, которые обслуживали гостей, и со скоморохами.

Хозяйка.

До свиданья, посиделки,

Посиделкам каждый рад,

Делу - время, а потехе -

Удели счастливый час!

Девочки.

Посиделки, вечеринки,

Наши яркие картинки.

Это русские картинки,

Жизни нашей на Руси!

Скоморохи.

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светелке,

До свиданья, ждем еще,

Любим вас - и это все!

Посиделки окончены.

«Капустные посиделки».

Цель : Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи. 1. Развивать интерес к русскому народному творчеству, фольклору.

2. Развивать у детей любовь к русским традициям;

3. Воспитывать чувство патриотизма.

Зал декорирован под русскую избу: печка, лавки, расставлены столы с поделками из капусты, небольшие столики, на которых лежат доски с кусочками капусты, другие овощи.

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник. Без гостей праздник – не праздник. Ох, и много праздников раньше было на Руси. Самые веселые и щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму. Один из осенних праздников Воздвиженье – 27 сентября. С Воздвиженья начало капустникам, вечерам, которые длились две недели. Хозяйки приглашали подруг на вечерки – помочь нарубить на зиму капусты.

(Входят две хозяйки)

ХОЗЯЙКА 1:(обращаясь к зрителям). - Здравствуй, народ честной!

Айда к нам домой

Будем петь и шутить

Да капустку рубить.

ХОЗЯЙКА 2: -Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ.

За дверью раздается пение. Дети в рус. нар. костюмах с песней_"Чей то двор" входят в зал.

ХОЗЯЙКА 1: (приглашает всех) Здравствуйте, гости дорогие! Просим в избу! Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке.

ХОЗЯЙКА 2: Красному гостю – красное место (предлагает сесть на лавки) . Рассаживайтесь. Где потеснее, там веселее.

ХОЗЯЙКА1: В старые времена на Руси был обычай заготавливать по осени капусту. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Молодежь собиралась вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту в корытах и квасили ее в бочках. Так они помогали друг-другу. Помощь такая была очень нужна, капусты-то заготавливали много-много, на всю зиму.

ХОЗЯЙКА 2: Капуста - богатый витаминами овощ. Её надо есть и старым, и малым, а также тем, у кого слабое здоровье.

Хозяйка 1: Видов капусты очень много, и все они объединяются под одним видом - «капуста огородная». Как вы думаете почему? (Потому что она растёт на огороде.)

ХОЗЯЙКА2: Ой, какие молодцы! А какие сорта капусты вы знаете? (Кочанная (белокочанная и краснокочанная, цветная, брокколи, пекинская капуста, китайская капуста, брюссельская капуста, савойская капуста, кольраби).

ХОЗЯЙКА1: Молодцы, красны девицы и добры молодцы. Но ведь чтобы что-то при готовить из капусты, её надо было порубить.

ХОЗЯЙКА 2: Эй, подружки, выходите да капусту порубите.

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка её мне усолить!

Выходят красные девицы к столу, имитируют рубку капусты.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту мнём, мнём

Да в кадушечку кладём.

ХОЗЯЙКА 2: Кончил дело - гуляй смело. А кто знает пословицы про капусту?

ДЕТИ: «Для чего огород городить, коли капусту не садить?»

«Ни один рот без капусты не живёт»

«Сентябрь пахнет яблоками, октябрь-капустой»

«Без капусты щи не густы!»

«Капуста не пуста, сама лезет в уста»

ХОЗЯЙКА 1: Хлеб да капуста лихого не допустят.

ХОЗЯЙКА2: Ай да молодцы! Как солёны огурцы!

ХОЗЯЙКА 1: Вот и кончилась работа.

Веселиться вам охота?

Тогда быстренько вставайте,

Песню громко запевайте.

Песня р. н. п. «Я капустицу полола»

Что за славный денёк! Собирайся, народ, в хоровод!

Хоровод заведём,

дружно все запоём.

Хоровод р. н. п. "На горе то калина"

ХОЗЯЙКА: Вижу я, что вы мастера петь да хороводы водить. А загадки отгадывать умеете? Вот послушайте:

Загадывает загадки, за правильную отгадку вручается приз – соответствующий овощ.

1. Растет она на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

и крупной соли пол мешка.

(капуста)

2. Не шит, не кроен,

а весь в рубцах.

Без счету одежек –

И все без застежек.

(кочан капусты)

3. Лоскуток на лоскуток –

Зеленые заплатки,

Целый день–деньской она

Нежится на грядке.

(капуста)

РОДИТЕЛИ: Да, хорошо вы отгадываете загадки. А ну-ка попробуйте отгадать другие загадки – не про капусту, а про те продукты, которые в нее добавляли, когда квасили, чтобы капуста получилась вкусной.

4. За кудрявый хохолок

лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

(Морковь)

5. Я красна, я кисла.

На болоте я росла,

Созревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

6. Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду пока матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко)

Правильно, это морковь, клюква и яблоки. Именно их добавляли в капусту, чтобы она стала не только вкусной, но и красивой.

ХОЗЯЙКА: А какой же капустник без шуток и прибауток! Молодцы хотят повеселить вас, да позабавить.

Мальчики инсценируют русскую народную песню «Где был Иванушка?"

ХОЗЯЙКА: Вот так весельчаки-балагуры, всех насмешили, позабавили.

ДЕВОЧКА: Эй девчонки – хохотушки,

Не пора-ли спеть частушки

МАЛЬЧИК: А мальчишки тоже встанут

от девчонок не отстанут!

Дети поют ЧАСТУШКИ

1. Выходи скорей, подружка

Мы на публике блеснем,

И задорные частушки

Про капусту пропоем.

2. Хороша моя капуста,

Ну, а я-то чем плоха?

Вот сижу теперь на грядке,

Поджидаю жениха

3. В огород козла пустил,

Чтоб капусту сторожил.

Несознательный козел

Съел капусту

И ушел.

4. За капусту мы боролись

Каждый день и каждый час.

Только гусеницы все же

Победить сумели нас.

5. Я капустицу полола,

Все боялась не успеть.

Ни травы и ни капусты –

Любо-дорого смотреть!

6. Я соседского мальчишку

К себе быстро присушу.

Каждый день по кочерыжке

На свидание ношу.

7. Положу-ка я в кадушку

Всю капусту поскорей.

Буду петь я ей частушки,

Чтоб хрустела веселей.

8. Я мальчишка складненький

Тонкая фигурочка,

Неужели не полюбит

никакая Шурочка?

9. Всю неделю не пилось,

Не пилось не елось,

В этом зале спеть частушку,

Очень уж хотелось. (родитель)

10. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялась

Как гармошка заиграла,

Я не удержалась. (родитель)

11. Капуста моя,

все четыре кочана.

Никогда я не плясала,

Только нынче начала! (родитель)

ХОЗЯЙКА: Эй, веселый народ,

Не стой у ворот!

Выходи веселей,

Попляши для гостей!

Исполняется ТАНЕЦ

ХОЗЯЙКА: а теперь пора и в игры поиграть, свою ловкость показать, ведь игра - дело серьёзное! А что, ребята, много игр знаете? А какую нам покажете?

РЕБЕНОК: а давайте в «Капусту» поиграем!

ИГРА «КАПУСТА"

Дети водят хоровод и поют; в центре круга – хозяин, он охраняет капусту (мячи). За кругом зайцы. По окончании песни дети опускают руки, а зайцы пытаются забрать капусту. Хозяин может их ловить только на территории круга.

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу, огород свой горожу

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

заинька усатый, медведь толстопятый!

Неожиданно из-за печки раздаётся грохот - это дед свалился с печи. Он встаёт, берёт прут и замахивается на детей.

ДЕД: Вы чего тут расшумелись? Только я пригрелся, уснул, а вы тут со своими песнями, плясками да играми меня разбудили, мешаете мне отдыхать, Вот я вас, озорников! Ну-ка сейчас же прекратите шум и гам, разбегайтесь по углам!

Дети начинают дразнить деда, прыгая вокруг него и приговаривая:

Дед хотел уху сварить

И пошёл ершей кормить,

А за дедом - кот Лаврентий,

За котом - петух Терентий.

Тащат удочки вдоль улочки,

Деду бедному невмочь,

Надо старому помочь.

Проводится игра «Догонялки"

ДЕД: Что-то я с вами разыгрался. Пойду-ка в огород на свою капустку посмотреть.

ХОЗЯЙКА сейчас посоревнуемся.

Проводятся игры-соревнования.

1. Кто точнее определит вес кочана. Тому, кто угадает, в качестве приза дарят этот кочан капусты.

2. Кто скорее нашинкует капусту. (Две мамы или бабушки)

3. Кто быстрее продаст капусту .(двое детей расхваливают только-что нашинкованную капусту, предлагают ее купить детям и гостям)

4. ХОЗЯЮШКА: Урожай у нас хороший,

Будет сыта вся семья!

Отгадать сумей на ощупь

Что в корзинке у меня?

Игра для родителей «Угадай, что в корзинке?"

ХОЗЯЙКА: Спасибо вам, красавицы и добры молодцы! Расскажу вам ещё об одной потехе. На Руси добры молодцы очень любили силой меряться. Садились парни друг против друга, ногами упирались друг в друга, руками палку держали, и каждый ее на себя тянул. Кто перетянет палку на свою сторону - тот и сильнее. Давайте же и мы померяемся силой.

Проводится игра с мальчиками «Перетягивание палки»

Входит дед: Эй, хозяйка, не зевай, Принимай-ка урожай!

А что это вы тут силу понапрасну тратите? Палку перетягиваете? Вот сейчас посмотрим, кто из вас сильней, кто быстрее перенесёт капусту с огорода в дом.

Проводится игра «Перенеси капусту»

ХОЗЯЙКА 1: Ну спасибо тебе, дед, за капусту. Будут у нас и щи густы, будет что и на зиму засолить, будет чем детишек накормить. Садись, дед, отдохни.

ХОЗЯЙКА 2: А сейчас, давайте нашим хороводом большой кочан капусты закрутим!

Мы по кругу пойдем, да капусту завьем!

Такую, чтобы на весь детский сад хватило! Держитесь крепче за руки!

Под р. н. п. «ВЕЙСЯ КАПУСТКА" дети идут по кругу завивая «капусту»

Появляется Козел (взрослый)

КОЗЕЛ: Вот так капуста!

Вот так кочан!

Стоит наливается, меня дожидается.

Сейчас я тебя съем!

Дети разбегаются, козел их догоняет.

ХОЗЯЙКА предлагает построить плетень, чтобы не пустить козла в огород. Для того чтобы плетень был прочнее, зовут на подмогу родителей.

Игра «ПЛЕТЕНЬ"

По окончании все танцуют под Р. Н. Мелодию

КОЗЕЛ: Эх вы, от меня капусту спасаете, а её уже давно едят.

ХОЗЯЙКА: Кто?

КОЗЕЛ: Гусеница!

ХОЗЯЙКА: Ой, и правда, гусеница - первый враг капусты. Сейчас мы её поймаем.

КОЗЕЛ: Да где уж вам без меня! Так и быть, помогу. Дети встают друг за другом «паровозиком» И берут друг друга за пояс, первым встаёт Козёл.

Проводится игра «Гусеница» козёл должен поймать хвост гусеницы, который всё время уворачивается. В конце игры Козёл ловит хвост.

ХОЗЯЙКА: Вот и хорошо, гусеницу мы поймали, теперь она не будет нам вредить. А тебе, Козёл, большое спасибо за помощь и наша песня:

Р. н. п. «КАК У БАБУШКИ КОЗЕЛ»

Хозяюшки и дед выносят на подносе пироги с капустой.

ХОЗЯЙКА1: Пока вы пели да плясали, у меня и пироги капустные поспели. Приглашаю всех на чай с пирогами.

ХОЗЯЙКА2: Как в народе говорится, не красна изба углами, а красна пирогами. А у нас угощение все вкусное, пироги, да салаты капустные.

Все проходят в группу на чаепитие


Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»

Цель: Пробуждать интерес к народной культуре. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.

Задачи:

  1. Знакомить с традициями русских посиделок.
  2. Расширять представление детей о различных формах русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы, потешки).
  3. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, используемых в русском фольклоре.
  4. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения русского фольклора.

Оформление зала напоминает деревенскую избу: русская печка, стол с самоваром, лавки, на боковой стене полки с глиняной посудой.

Оборудование: Русские народные костюмы для детей и взрослых,), корзинка для Маши с платком, сапогами, рукавицами, карусель, сундучок с дымковскими игрушками: курочка с цыплятами, петушок, конь, козлик, подушки, серьги, бусы, павлопосадские платки, шкатулка со скороговорками, угощение для детей: пряники, конфеты, печенье, баранки.

Предварительная работа: разучивание потешек, пословиц, поговорок, загадок, песен, танцев, инсценировок, игр, работа с шумовым оркестром, изготовление народных костюмов, карусели.

Ход праздника

Дети в русских народных костюмах - гости из трёх деревень. В одежде каждой деревни есть своё отличие. Хозяйка встречает гостей на пороге. Звучит русская народная мелодия.

Хозяйка: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рада видеть вас у себя в гостях, в светлой горнице. Здесь для всех гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю по старинному Посиделками называется. Пожалуйте, гости дорогие, веселья вам да радости!

(Под р.н.м. в зал входят дети 1-ой группы)

Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте, как дома!

Один из гостей: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяйка: Проходите, горница у меня большая, светлая, всем места хватит. У меня для каждого найдётся и местечко и словечко.

Один из гостей: Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

(Хозяйка усаживает гостей на лавку. Входит следующая группа детей)

Хозяйка. Проходите, гости, дорогие! Гостю почёт, хозяйке - честь!

Один из гостей: Туда голуби летают, где их привечают.

(Хозяйка усаживает гостей)

Хозяйка: Собралось у меня гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем лм слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком. Откуда вы пришли, долог ли был ваш путь?

Гости из Веселухина:

Мы пришли из деревни Веселухино.
Где никогда не смолкает веселье.
Где песни и пляски круглый год.
А стоит наша деревня на перекрёстке двух дорог.
Кто не пройдёт - всяк рассмеётся,
Кто не проедет - всяк спляшет.

Гости из Загадкино:

А мы живём в деревне Загадкино.
У нас все избы полны загадками.
А отгадки так и скачут по улицам.
А живём мы и на горке, и под горкой,
И у речки, и у моря,
Чтобы не было никакого горя!

Гости из Потешкина:

А мы из Потешкина!
У нас всё задом наперёд!
Пойдёшь налево, придёшь направо.
Бросишь высоко, летит далеко.
А живём под горой, на берёзе на большой!

Хозяйка: Вот какие вы весёлые! А с чем вы пришли ко мне? Ведь Веселухино - весёлая деревня.

1 гость: А пришли мы с шуточной песней.

Скоморошина «Во зелёном, во бору»

2 гость: Во саду ли, в огороде,
Да при всём честном народе
Веселуху спляшем вам,
А вы хлопайте все нам!

Танец с ложками.

3 гость: Эй, весёлый народ, становись-ка в хоровод!
Будем в селезня играть, самых лучших выбирать!

Хороводная игра «Селезень и утица».

5 гость: Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели!

Игра «Карусель».

Хозяйка: Спасибо вам, весёлая ваша деревня. А теперь послушаем гостей из Загадкино. С чем вы пришли?

Гости из Загадкино: С загадками!

1. Без рук, без ног, а рисовать умеет? (Мороз)

2. Бел, да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)

3. Снег на полях, лёд на реках, Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

4. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)

Хозяйка: Сразу видна деревня Загадкино. Что ни слово, то загадка. Молодцы! А чем нас порадуют гости из Потешкина?

Гости из Потешкина:

1. Пошла Маша на базар, принесла домой товар:
Маша: (Достаёт из корзины покупки)
Родной матушке - платок, посерёдочке цветок,
Братьям-соколам - по козловым сапогам.
Сестрицам-лебедицам - по тёплым рукавицам

2. Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи!

Хозяйка: Для дорогих гостей приготовила я чудесный сундук.

Сундучок мой непростой,
В нём товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Весёлые зверюшки.
Вынимаем на показ и ведём про них рассказ.

(Хозяйка достаёт из сундучка игрушки, дети читают про них стихи-потешки).

Хозяйка: А песни потешные вы знаете?

Р.н.п. «Петушок».

Хозяйка: Где песня льётся, там легче живётся. Запевайте-ка песню шуточную-прибауточную.

Р.н.п. «Комара женить мы будем»

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

(Дети по очереди соревнуются. Хозяйка хвалит их)

Хозяйка (Родителям): И для этих гостей, званых да почётных, я приготовила скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Мою шкатулку открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

(Желающие достают из шкатулки листки со скороговорками, по очереди проговаривают их)

  1. Летят три пичужки через три пустых избушки.
  2. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
  3. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  4. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Хозяйка: Ай да молодцы! Славно у вас получается!

Мальчики (собираются в кружок, шепчутся, потом подходят к девочкам и говорят): Приглашаем танцевать!

Девочки (отворачиваются): Не хотим!

Мальчики (руки в боки): Почему?

Девочки (встают и протягивают руки): Подарки давайте!

Мальчики (смущённо отходят от девочек): Какие подарки?

1 мальчик: Ай, Тари, Тари, Тари!

Куплю Маше янтари! (показывает бусы)

2 мальчик: А останутся деньги?

1 мальчик: Куплю Маше серьги! (показывает серьги)

2 мальчик: А останутся пятаки?

1 мальчик: Куплю Маше башмаки! (показывает)

1 мальчик: А останутся грошики?

2 мальчик: Куплю Маше ложки! (Показывает ложки)

1 мальчик: А останутся полушки?

2 мальчик: Куплю Маше подушки! (Показывает подушки)

3 мальчик: А я сквое купил платок, посерёдочке цветок.

(Достаёт из-за спины платок)

Мальчики берут полушалки и приглашают девочек танцевать. Исполняется «Парный танец с платками» р.н.м.

Хозяйка: Всем известно, что подружки - мастерицы петь частушки. И вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Частушки под аккомпанемент шумовых инструментов.

Хозяйка: Ай да бубны, ай да ложки!

Поиграйте-ка ещё немножко.

В исполнении шумового оркестра звучат р.н.п. «Травушка-муравушка», «Подгорка»

Хозяйка: Спасибо вам, гости дорогие, что повеселили, потешили. Да играми и плясками сыт не будешь. Приготовила я для вас угощенье - пряники да печенье, баранки да конфетки. Угощайтесь, детки!

Хозяйка угощает детей.

1 гость: Посидели, повеселились, пода и честь знать.

2 гость: Спасибо, хозяюшка, за веселье, да за угощенье.

Хозяйка: Хороша песня ладом,
А сказка складом.
Посиделкам нашим - конец,
А кто слушал - молодец!

Пришло время расставанья. До свиданья!

Дети: До свиданья!

Под р.н.м. дети выходят из зала.




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении