nano29.ru – Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Личность. Саморазвитие. Успех и удача. Свой бизнес

Разработка урока по светской этике справедливость презентация. Презентация "Справедливость" (4 класс) по обществознанию – проект, доклад. Просмотр содержимого презентации «Справедливость_»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основы светской этики Справедливость Урок 12. Г.о.Самара Составил Учитель МБОУ СОШ№85 Шмонина Наталья Александровна

2 слайд

Описание слайда:

Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека. Узнать о противоположных понятиях. Раскрыть смысл понятий «справедливость» и «несправедливость» Обсудить и усвоить с учащимися моральные правила справедливого человека.

3 слайд

Описание слайда:

Задачи урока: Обсудить с учащимися моральные правила справедливого человека. Воспитать в детях чувства справедливости. Развить учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, сортировать информацию, делать выводы и обобщения. Развить кругозор учащихся, обогатить словарный запас.

4 слайд

Описание слайда:

Вы узнаете: Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

5 слайд

Описание слайда:

Нельзя быть справедливым, не будучи человечным. Люк де Клапье Вовенарг знаменитый французский философ, моралист и писатель. Информационно - Аналитический блок

6 слайд

Описание слайда:

Справедливость – это беспристрастное, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо. Что же такое справедливость? древнегреческий философ Справедливость – это совершенная благодетель. Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Аристотель Информационно - Аналитический блок

7 слайд

Описание слайда:

Несправедливость Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем. французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма» Шарль Луи Монтескье Информационно - Аналитический блок

8 слайд

Описание слайда:

Признаки справедливости соразмерность уравнивание оценка по заслугам «равное за равное» Информационно - Аналитический блок

9 слайд

Описание слайда:

Сравнение двух понятий: Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов… Несправедливость – это недостаток или отсутствие справедливости в человеке или явлении это не хорошо и не плохо, это лишь инструмент, как элемент реальности это то, что мешает жить по своему усмотрению Информационно - Аналитический блок

10 слайд

Описание слайда:

Справедливость и несправедливость Жизненная несправедливость - это когда нежный цветок с огромным трудом пробивается сквозь толщу асфальта, чтобы в итоге быть раздавленным проезжающим автомобилем. Жизненная справедливость - это когда слабый уступает сильному, глупость уступает уму, а зло уступает добру. Информационно - Аналитический блок

11 слайд

Описание слайда:

К.Д. Ушинский “Дедушка и внучек” Жил-был на свете дряхлый старичок. Глаза его помутились от старости, колена тряслись, и слышал он, бедный, плохо. Когда он сидел за столом, то едва мог держать в руке ложку, проносил ее мимо рта и проливал суп на скатерть. Сын его и невестка смотрели на него с отвращением и, наконец, поместили его в уголке за печкой, куда приносили ему скудную пищу в старой глиняной миске. У старика часто навертывались) слезы на глаза, и он грустно посматривал в ту сторону, где накрыт был стол. Однажды миска, которую слабо держали его руки, упала и разбилась вдребезги. Молодая невестка разразилась упреками несчастному старику. Он не смел ответить и только, вздохнувши, поник головой. Ему купили деревянную миску, из которой он с той поры и ел постоянно. Несколько дней спустя сын его и невестка увидели, что ребенок их, которому было четыре года, сидя на земле, складывает дощечки. “Что ты делаешь?” – спросил его отец. “Коробочки, – ответил сын, – чтобы кормить из них папашу с мамашей, когда они состарятся”. Муж и жена молча переглянулись, потом заплакали, и с тех пор стали опять сажать старика за свой стол и никогда не обращались с ним грубо. Информационно - Аналитический блок Уважай старика: сам будешь стар.

12 слайд

Описание слайда:

Что отличает справедливость от других качеств человека? Признаки справедливости - согласие и взаимность. Где есть согласие – там всегда присутствует и справедливость; это верно и для взаимности. Семейный уклад – в старину большая семья собиралась за столом и все члены семьи по очереди черпали ложкой еду из общей тарелки: так проявлялась справедливость. Социальный строй – забота о немощных, о стариках и детях есть проявление социальной справедливости. Справедливость - такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб. Людвиг Берне -немецкий писатель Информационно - Аналитический блок

13 слайд

Описание слайда:

Правила справедливого человека Избегать в своих действиях зла. Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть. Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте. Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения. Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех. Не посягать на личность и достоинство человека Исполнять обязанности перед другими и самим собой. Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить. Информационно - Аналитический блок

14 слайд

Описание слайда:

Ни один человек не имеет права поступать несправедливо, даже если несправедливо поступали с ним. Виктор Франкл Вывод: австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря. Мотивационный блок.

15 слайд

Описание слайда:

Работа в группах Первая группа попробует определить откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подберёт подходящие по смыслу слова. Вторая группа попробует сделать вывод о справедливости, изучив народные пословицы. Мотивационный блок.

16 слайд

Описание слайда:

От старо-славянского слова праведный, правда. -правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон Пословицы: Всяк правды ищет, да не всяк её творит. Хлеб-соль кушай, а правду слушай. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет. Правду, что шило в мешке не утаишь. Говоришь правду-правду и делай. Без правды не житьё-вытьё. В ком добра нет- в том и правды мало. ВЫВОД: Справедливость - это правда. Мотивационный блок.

17 слайд

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г. Камешково Панова И.А. Справедливость

Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого человека. Задачи: 1. Довести до сознания ребенка мысли о том, кто такой справедливый человек, какими качествами он должен обладать, воспитание в детях чувства справедливости. 2. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. 3. Продолжить работу по воспитанию нравственности через анализ содержания художественных произведений. Развивать внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести. Научить детей думать и привить в них такие качества, как доброта и справедливость.

Вид урока: комбинированный Методы: словесные; частично-поисковый; методы самостоятельной работы; элементы исследовательского метода. Формы организации познавательной деятельности: коллективная; фронтальная; групповая;

Проверка домашнего задания 1. Кому из членов семьи ты рассказывал о долге? 2.Что особенно заинтересовало их? 3. Какие вопросы вызвали у них затруднения? 4.Смог ли ты им помочь?

Солнышко

А И В О С Т ь Р П Л Е В Д С

Пословица Справедливый человек, словно памятник отовсюду виден.

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценён по заслугам.

Моральные правила современного человека 1.Избегай в своих действиях зла (унижения, достоинства, обмана и насилия) 2.Стремись к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть. 3.Признавай правоту других людей, сомневайся в собственной безусловной правоте. 4.Будь готов пойти навстречу другому человеку. 5.Стремись найти решение, которое могло бы устроить всех.

Пословицы За правое дело стой смело. Поступай по справедливости и победа будет обязательно. Любишь кататься люби и саночки возить. Что посеешь, то и пожнёшь. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. Око за око, зуб за зуб.

Рефлексия Что такое справедливость? Каким должен быть справедливый человек? Тяжело ли быть справедливым человеком?

О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?

Спасибо за работу!


Оборудование:

Ожидаемые результаты:

  • соблюдать моральные правила;

Ход урока:

I.Проверка домашнего задания.

Какую тему проходили на прошлых уроках? /Счастье и смысл жизни./

Каким было домашнее задание? /Нарисовать рисунок на тему «Счастливые минутки»./

Дети демонстрируют свои рисунки.

А ещё я проанализировала ваши мини-сочинения «Счастье - это когда…»

Для вас счастье - это когда…

СЛАЙД № 2

… наступают праздники;

… дарят подарки;

… получаешь хорошие оценки;

… дома ждут любящие люди;

… тебя понимают;

… живы родители;

СЛАЙД № 3 А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Когда вы повзрослеете, вы поймёте, что самое большое счастье - это когда вы живы и здоровы и здоровы ваши родные и близкие люди. Чего я желаю вам и всем присутствующим.

II. Актуализация знаний.

СЛАЙД № 4 "Ценные качества человеческой души»

СЛАЙД № 5 «Кроссворд»

1 - чувство высшей радости от исполнения желаний, осу-ществления мечты, получения важного результата;

2 - требование для исполнения неких условий (норма поведения) всеми участниками какого-либо действия, за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание;

3 - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали;

4 - очень желанная, но труднодостижимая цель;

5 - все мысли, чувства, интересы, ценности человека, которые направляют его к добрым поступкам, возвышают над обычными жизненными заботами (о еде, тепле, сне), то есть от-личают от животных;

6 - высшая цель, к которой стремится человек, её трудно достичь, но она является образцом для поведения;

7 - обязанности, которые необходимо выполнить вне зави-симости от своих желаний;

8 - противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни;

9 - учение о нравственности и морали, правильном и до-стойном поведении;

10 - способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой;

11 - мысли, слова, дела, которые люди считают положитель-ными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни;

12 - чувство вины перед другими, например, за неисполнен-ный долг;

13 - уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь;

14 - доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны.

Какое слово у нас получилось? /Справедливость./

СЛАЙД № 6 «Справедливость»

СЛАЙД № 7 «Работа в группах»

Проверка.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Откройте учебник на с. 34.

Какова тема наших уроков? /Справедливость и милосердие. /

Сегодня мы говорим о …?/Справедливости./

Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? /В школе. /

А уместно ли в школьных ситуациях такое понятие, как справедливость?

Чтение вслух текста.

Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? /Они возмутились его поведением. /

В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? /Как поступить по справедливости? /

Почему Рустам не согласился с Антошкой? /Он считает, что сказать учителю о нарушении правил - значит наябедничать. /

Какая проблема возникла у детей? В чём запутались ребята? /Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка? /

СЛАЙД № 10 «Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?»

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Как вы думаете, есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?

Работа с текстом «Золотое правило».

Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?

Учитель организует комментированное чтение текста.

СЛАЙД № 11. «Золотое правило нравственности»

Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, - сам уважай других». (Верно?)

Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? Когда?

Каким единственным словом он обозначил своё учение? /Взаимность /

СЛАЙД № 12.

- «Золотые правила» существуют и в наше время.

А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?

Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. /Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал». /

Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.

Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.

Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.

А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души». Чтение текста с пометами.

Посмотрите на рисунок на с. 36.

Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?

Прочитайте подписи под картинками. /Преступление. Справедливое наказание. /

К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?

Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?

Прочитаете самостоятельно текст на с. 36 и найдите ответы на вопросы

СЛАЙД № 13

Отметьте ответы на кальке.

Исходя из идеи справедливости, какой правильный ответ на плохой поступок Илюши могут придумать ребята?

Итак, Илюша намусорил в классе. Он может понять и попросить прощения. А какие ещё варианты могут быть?

V. Выражение решения проблемы.

Вернёмся к нашему вопросу:

СЛАЙД № 14

VI. Рефлексия. Слайд № 15

Ответили ли мы на главный вопрос урока?

VII. Домашнее задание: найти пословицы, высказывания философов о справедливости.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока »

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Светская этика.

4-й класс МБОУ СШ № 5

Учитель: Сухова Ольга Николаевна

Тема: «Справедливость и милосердие» (первый урок).

Цель: познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.

Задачи:

    сформулировать понятие «справедливость», конкретизировать понятие через конкретные примеры с опорой на опыт и знания учителя и учащихся;

    обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека;

    воспитание в детях чувства справедливости;

    способствовать становлению личности;

    развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию делать выводы и обобщения;

    развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Оборудование:

М\медийная установка, экран, толковые словари, альбомные листы, фломастеры, листы для записи.

Ожидаемые результаты:

    умение поступать по справедливости;

    соблюдать моральные правила;

    умение оценивать свои поступки.

Ход урока:

I .Проверка домашнего задания.

Какую тему проходили на прошлых уроках? /Счастье и смысл жизни./

Каким было домашнее задание? /Нарисовать рисунок на тему «Счастливые минутки»./

Дети демонстрируют свои рисунки.

Из рисунков мы создадим журнал «Минутки счастья».

А ещё я проанализировала ваши мини-сочинения «Счастье – это когда…»

Для вас счастье – это когда…

СЛАЙД № 2

… исполняются все желания и мечты;

… наступают праздники;

… дарят подарки;

… получаешь хорошие оценки;

… дома ждут любящие люди;

… мама приходит раньше с работы;

… тебя понимают;

… живы родители;

… рядом с тобой близкие, друзья;

… у родственников и друзей всё в порядке

Хочется закончить эту прекрасную тему отрывком из стихотворения Эдуарда Асадова:

СЛАЙД № 3 А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Когда вы повзрослеете, вы поймёте, что самое большое счастье – это когда вы живы и здоровы и здоровы ваши родные и близкие люди. Чего я желаю вам и всем присутствующим.

II . Актуализация знаний.

СЛАЙД № 4 "Ценные качества человеческой души»

На каждом уроке мы дополняем кластер «Ценные качества человеческой души». Назовите эти качества.

Сегодня мы будем говорить ещё об одном ценном качестве. А вот о каком, мы узнаем, если разгадаем кроссворд.

СЛАЙД № 5 «Кроссворд»

1 - чувство высшей радости от исполнения желаний, осу­ ществления мечты, получения важного результата;

2 – требование для исполнения неких условий (норма поведения ) всеми участниками какого-либо действия, за выполнение которого предусмотрено поощрение , а за невыполнение наказание ;

3 - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали;

4 - очень желанная, но труднодостижимая цель;

5 - все мысли, чувства, интересы, ценности человека, которые направляют его к добрым поступкам, возвышают над обычными жизненными заботами (о еде, тепле, сне), то есть от­личают от животных;

6 - высшая цель, к которой стремится человек, её трудно достичь, но она является образцом для поведения;

7 – обязанности, которые необходимо выполнить вне зави­симости от своих желаний;

8 - противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни;

9 - учение о нравственности и морали, правильном и до­стойном поведении;

10 - способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой;

11 - мысли, слова, дела, которые люди считают положитель­ными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни;

12 - чувство вины перед другими, например, за неисполнен­ный долг;

13 - уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь;

14 - доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны.

Какое слово у нас получилось? /Справедливость. /

СЛАЙД № 6 «Справедливость»

СЛАЙД № 7 «Работа в группах»

1группа: составляют кластер к слову «справедливость»

2,3 группа: ищет значение слова в «Толковом словаре»

4 группа: запишет ответ на вопрос «Какого человека называют справедливым?»

Проверка.

1 группа. Кластер «Справедливость» - беспристрастие, объективность, правда, честность, достойность, правильность, верность, беспристрастность, законность, достоверность, истинность, заслуженность, правосудие.

2, 3 группа.

« СПРАВЕДЛИВОСТЬ , -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное» Словари В.И. Даля; С.И. Ожегов , Н.Ю.Шведова.

« СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п.». Большой энциклопедический словарь .

СЛАЙД № 8

4 группа СЛАЙД № 9 «Справедливый человек»: добрый, умный, мудрый, терпеливый, честный, смелый, щедрый.

А легко ли быть справедливым человеком?

III . Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

– Откройте учебник на с. 34.

– Какова тема наших уроков? /Справедливость и милосердие. /

– Сегодня мы говорим о …?/Справедливости. /

– Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? /В школе. /

– А уместно ли в школьных ситуациях такое понятие, как справедливость?

Чтение вслух текста.

– Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? /Они возмутились его поведением. /

– В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? /Как поступить по справедливости? /

– Почему Рустам не согласился с Антошкой? /Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать. /

–Какая проблема возникла у детей? В чём запутались ребята? /Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка? /

СЛАЙД № 10 «

IV . Решение проблемы, открытие новых знаний.

- Как вы думаете, есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?

Работа с текстом «Золотое правило» .

– Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?

Учитель организует комментированное чтение текста .

Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций. САЙД № 11 . Однажды один из его учеников спросил:

– Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное? (Можно? Предположите.)

– Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе». (У вас был такой вариант?)

Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.

Почему оно «золотое»? (Как мы решили?)

Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. (Как?) Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое?)

«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется.

СЛАЙД № 11. «Золотое правило нравственности»

Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?)

– Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? Когда?

– Каким единственным словом он обозначил своё учение? /Взаимность /

СЛАЙД № 12.

– «Золотые правила» существуют и в наше время.

– А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?

– Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. /Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал». /

Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.

– Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.

– Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.

– А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души». Чтение текста с пометами.

– Посмотрите на рисунок на с. 36.

– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?

– Прочитайте подписи под картинками. /Преступление. Справедливое наказание. /

– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?

– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?

- Прочитаете самостоятельно текст на с. 36 и найдите ответы на вопросы

СЛАЙД № 13

1)Как объясняется в тексте значение слова «справедливость»?

2) Чем вознаграждается полезность труда человека для других людей?

3)Чем уравновешиваются права человека в обществе?

4)Чем вознаграждаются добрые поступки?

5)Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?

Отметьте ответы на кальке.

– Исходя из идеи справедливости, какой правильный ответ на плохой поступок Илюши могут придумать ребята?

– Итак, Илюша намусорил в классе. Он может понять и попросить прощения. А какие ещё варианты могут быть?

V . Выражение решения проблемы.

Вернёмся к нашему вопросу:

СЛАЙД № 14

Вспомнить о золотом правиле нравственности и применить его в зависимости от ситуации.

VI . Рефлексия. Слайд № 15

С каким ценным качеством человеческой души мы познакомились?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

VII . Домашнее задание: найти пословицы, высказывания философов о справедливости.

Просмотр содержимого презентации
«Справедливость_»

Справедливость

и

милосердие

(первый урок)

Основы светской этики

Составитель: Сухова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 ,

г. Кстово Нижегородской области


Счастье это когда…

исполняются все желания и мечты;

наступают праздники;

дарят подарки;

получаешь хорошие оценки;

дома ждут любящие люди;

мама приходит раньше с работы;

тебя понимают;

живы родители;

рядом с тобой близкие, друзья;

у родственников и друзей всё в порядке


А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Эдуард Асадов


преданность

честность

искренность

верность

открытость

надёжность

доброта

мудрость

дружелюбие

отзывчивость

рассудительность

стыд


С Ч А С Т Ь Е

П Р А В И Л О

Н Р А В С Т В Е Н Н О С Т Ь

М Е Ч Т А

Д У Х О В Н О С Т Ь

И Д Е А Л

Д О Л Г

З Л О

Э Т И К А

С О В Е С Т Ь

Д О Б Р О

С Т Ы Д

Д О С Т О И Н С Т В О

Ч Е С Т Ь



Работа в группах

1 группа: составить кластер

«Справедливость»

2 группа:

работа со словарём

3 группа:

4 группа: ответить на вопрос «Какого человека называют справедливым?»


Справедливость -

моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний;

  • совершение действия в соответствии

с истиной, законом


щедрый

добрый

Справедливый человек

умный

смелый

мудрый

честный

терпеливый

Как вы думаете, легко быть справедливым человеком?



«Золотое правило

нравственности»

«Относись к людям

так, как хочешь,

чтобы относились

к тебе».

Конфуций.

взаимность


Закон справедливости: «Не делай другим того, чего не хочешь себе».

Закон нравственности: «Относитесь к другим так, как желаете, чтобы они относились к вам».

Христианская заповедь: «Во всем, как хотите, чтоб с вами поступали люди, поступайте и вы с ними» (Матф.7:12 ).


«Ценные качества человеческой души»

1) Как объяснятся в тексте значение слова «справедливость»?

2) Чем вознаграждается полезность труда человека для других?

3) Чем уравновешиваются права человека в обществе?

4) Чем вознаграждаются добрые поступки?

5) Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?



преданность

честность

искренность

открытость

верность

надёжность

доброта

Ценные качества человеческой души

мудрость

дружелюбие

отзывчивость

стыд

рассудительноть

справедливость ?


Было интересно. Тема урока понятна.

Это мне пригодится в жизни.

Было интересно, но кое-что непонятно.

Было неинтересно и непонятно. Это мне не пригодится в жизни.


Источники информации:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 20010. – 63 с.: ил.

http://www.foxdesign.ru/aphorism/topic/t_equity.html

http://letter.com.ua/aphorism/validity1.php

http://www.aphorismos.ru/validity/

http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

http://www.aforism.su/83.html

http://bigpodarok.ru/imgbd/2008/06/02/b1295.jpg

http://pics.livejournal.com/melody_su/pic/000331zz/s320x240

http://endem.ru/uploads/posts/2009-12/1260478048_h35oy0iex6ozvce.jpeg

http://www.litera.ru/stixiya/authors/barto/okapyvali-vishni-sergej.html

http://www.piplz.ru/photo/Demokritos1.jpg

http://www.labirint.ru/books/187626/

http://www.myparents.ru/ASFOTO/AS001.jpg

http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000251467.jpg

http://www.tonnel.ru/gzl/685881118_tonnel.gif

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Jean-Jacques_Rousseau_%28painted_portrait%29.jpg






Моральные правила: соблюдение прав других людей; непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия); борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть; признание правоты других людей; стремление найти решение, которое могло бы устроить всех


Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Марк Туллий Цицерон (до н.э.) римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Туллий Цицерон:


Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Фемида - богиня правосудия Весы древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Почему?




Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле. Аристотель (до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Аристотель:






Я ЛИШНИЙ Окапывали вишни. Сергей сказал: Я лишний. Пять деревьев, пять ребят Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, Сергей выходит в сад. Ну нет, теперь ты лишний! Ребята говорят. Агния Барто. Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний» ?


Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло. Марк Аврелий Марк Аврелий Антонин 4 апреля 174 года – 8 апреля 217 года римский император, философ Будь справедлив, и будешь счастлив. Ж. Руссо Жан-Жак Руссо́ 28 июня июля 1778,) французский писатель, мыслитель, композитор.


Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. Сократ Нормою человеческих действий должна служить справедливость. Николай Чернышевский Справедливость такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб. Людвиг Берне


Источники информации: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, – 63 с.: ил. php %BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C html jpg jpg jpg jpg Jacques_Rousseau_%28painted_portrait%29.jpg

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Справедливость

Вспомните, у вас были ситуации, когда с вами поступили несправедливо?

Сердце подскажет Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поскорее запихнуть. Заметила это мама и строго сказала Саше, что он очень некрасиво поступает. – Я же поделился и дал Жене его половину. – Ты поделился, но поделился нечестно, несправедливо. – Я же не виноват, что шоколадка поровну не сломалась. – Ты о себе думал, о своем удовольствии, вот и поступил несправедливо. – А как же тогда справедливо поступить, если кусочки шоколадки неровные? – А ты сам подумай и спроси у сердца своего, как правильно поступить, – ответила мама, – оно всегда подскажет честное и справедливое решение...

– Как поступить в данной ситуации справедливо? -Что подсказывает вам ваше сердце? – Почему Саша поступил несправедливо? – Если бы вместо шоколадки надо было делить невкусную котлету, какую бы часть Саша отдал Жене?

Справедливость – это честное и правильное отношение (действие, решение), которое подсказывает сердце (чувство справедливости идет от сердца). Справедливый человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и правдой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, принимая справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по совести, как подсказывает ему сердце. Несправедливый человек часто не умеет поступать (думать, относиться, принимать решение) честно и правильно. Когда ему чего-то хочется (также обида, привязанность, защита своего), он быстро забывает о честности и справедливости, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому (учитывает и руководствуется своими личными интересами и мнениями).

Справедливость – справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие. (Толковый словарь С. И. Ожегова) Справедливость - одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону. (Русская энциклопедия)

Мудрые мысли. Если сила соединиться со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза. Эсхил Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот что трудно. В. Гюго Видеть несправедливость и молчать- это значит самому участвовать в ней. Ж.Ж. Руссо

Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон

Фемиду изображают с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие,с весами в одной руке и мечом в другой - такое распространённое изображение она получила уже у римлян, заимствовавших её образ у греков в виде Юстиции. Римляне вложили в её правую руку меч вместо рога изобилия, первоначально же у неё не было и повязки, т. е. она изображалась с весами и рогом изобилия. Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды - символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.

Справедливость – совершенная добродетель Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.

В XIX веке дворяне занимали высокое положение в обществе. Их почитали прежде всего за высокое положение и за богатство, а не заслуги и выдающиеся способности. Это считалось морально оправданным и справедливым.

У некоторых народов раньше справедливым считалось «Око за око, зуб за зуб» И сегодня еще существует обычай кровной мести.

Признаки справедливости соразмерность уравнивание оценка по заслугам «равное за равное»

«Моральные правила» - Избегать в своих действиях зла(унижения достоинства, обмана и насилия) - Стремиться в борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть - Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения Стремиться найти решение, которое устроило бы всех Соблюдение прав других людей;

Таким образом, можно говорить о том, что в сознании людей существуют три различных представления о справедливости: * соответствие действительности; * хорошее и непредубежденное отношение к людям; * исполнение закона.

О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?

Пословицы и поговорки, связанные с понятием «справедливость». Как аукнется, такова ему и плата Любишь кататься, Око за око, Что посеешь, Где справедливость, Кто за правое дело стоит, Как нажито, Каков работник - так и откликнется так и прожито зуб за зуб. то и пожнёшь там и правда. тот всегда победит. люби и саночки возить

Заставил задуматься… -навёл меня на размышления… -я узнал на уроке… -я считаю нужным запомнить… Рефлексия. Закончи предложение. - с егодня я узнал… -было интересно…

http://go.mail.ru/search_images?q= картинка%20дворян& http://go.mail.ru/search_images?q= картинка%20дворян& http://900igr.net/kartinki/biologija/stroenie-serdtsa/005-aristotel.html http://dreamworlds.ru/kartinki/22986-boginja-pravosudija-femida.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0 ttp%3A%2F%2Fmaxpark.com%2Fstatic%2Fu%2Farticle_image%2F13%2F06%2F08%2FtmpcU8uHW.jpeg http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B%2Fweb%2Fitem%2Furlnav%2Cpos%2Cp0%2Csource%2Cweb_tdi%2Curl%2Cp1&text ru. wikipedia .org › Квинт Туллий Цицерон Источник: http:// www.aphorisme.ru / about-authors / eshil /?q=4472





Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении